Статья
статья по логопедии (старшая группа)

Скрипниченко Наталья Викторовна


Статья раскрывает роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yanvar_2018g.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

     Важным условием полноценного и всестороннего развития детей является хорошая речь. Ребенку легче высказывать свои мысли, когда у него правильная речь, и тогда перед ребенком открываются большие возможности в познании окружающего мира, в отношениях со взрослыми и сверстниками, и тем самым быстрее осуществляется его психическое развитие. Формирование правильного произношения – это сложный процесс, который у некоторых детей задерживается.  Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Только при благоприятных условиях обучения дети способны самостоятельно научиться произносить звуки правильно.

     Главная общая задача – это воспитание чистой речи у дошкольников.  Для того чтобы, устранить недостатки речи, используют игры, упражнения, но наиболее эффективной является артикуляционная гимнастика. Благодаря ей,  некоторые дети могут сами научиться говорить чисто и правильно без помощи логопеда. Артикуляционная гимнастика доступна, понятна, интересна. Повторяя ее вместе с педагогом, у детей развивается воображение, эмоции, упражняются органы артикуляции.

     Многие считают, что сам ребенок без помощи взрослых и без специального воздействия овладеет правильным звукопроизношением. Если не вмешиваться в процесс формирования детской речи, то может возникнуть отставание в развитии. Дефекты неправильного произношения звуков, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в дальнейшем и могут сохраниться на всю жизнь.

     Работа по исправлению нарушений звукопроизношения заключается в развитии фонематического слуха (способности различать и воспроизводить все звуки речи), артикуляционного аппарата и речевого дыхания.  Развитию артикуляционного аппарата способствует артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба), которые необходимы для правильного произношения.

     Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой?

     Во-первых, благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить правильно и чисто без помощи специалиста.

     Во-вторых, дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними будет заниматься логопед: их мышцы будут подготовлены.

     Артикуляционная гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а так же учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа.

     Работа проводится следующим образом: рассказать о предстоящем упражнении; показать его выполнение; упражнения выполняют все дети; проверить правильность выполнения упражнения детьми.

     Указания к проведению артикуляционной гимнастики:

1. Проводить ежедневно под контролем взрослого по 3-5 минут 3-4 раза в день.

2. Не следует предлагать более 3-5 упражнений (новым может быть одно, второе и последующее даются для повторения и закрепления).

3. Необходимо соблюдать последовательность – идти от простых к сложным.

4. Выполнять сидя, перед лицом взрослого или перед зеркалом.

5. Следить за качеством выполняемых движений.

6. Нельзя проводить гимнастику, не видя, как выполняет ребенок.

7. Каждое упражнение имеет свое название, оно условное, но важно, чтобы дети их запоминали.

     Успех в формировании правильного звукопроизношения у детей разного возраста в большей степени будет зависеть от совместной, кропотливой и систематической работы воспитателей, родителей, учителя-логопеда и других специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...