Презентация "Формирование пространственных представлений у дошкольников с ЗПР"
презентация

Чухина Марина Александровна
ВАЖНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЁНКА ЯВЛЯЕТСЯ ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование пространственных представлений у дошкольников с зпр Учитель-логопед мадоу црр д/с 87 Чухина марина александровна

Слайд 2

Значение ориентировки в пространстве ВАЖНЫМ ПОКАЗАТЕЛЕМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА РЕБЁНКА ЯВЛЯЕТСЯ ОСОЗНАНИЕ СЕБЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ ИМЕЕТ БОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ВСЕХ СТОРОН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЕГО САМОСОЗНАНИЯ, ЛИЧНОСТИ В ЦЕЛОМ. РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА, ПОЛНОЦЕННЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПРОЧНЫХ НАВЫКОВ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ ВЫСТУПАЕТ ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Слайд 3

Ориентировка в пространстве Раздел “Ориентировка в пространстве” занимает значительное место в математической подготовке дошкольников с ЗПР. Представления о пространстве у детей с зпр развивают не только в процессе непосредственной образовательной деятельности по математике, но и в процессе музыкального и физического воспитания, при выполнении различных видов изобразительной деятельности, во время режимных процессов, в дидактических и подвижных играх и, в том числе, на занятиях с логопедом.

Слайд 4

Формирование пространственных представлений у дошкольников с зпр включает в себя: Формирование пространственных ориентировок в собственном телесном пространстве; Формирование пространственных представлений, отражающих взаимоотношение внешних объектов и тела; Формирование пространственных представлений, отражающих взаимоотношения объектов относительно друг друга; Построение грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения на плоскости; Формирование логико-грамматических конструкций (умение пользоваться предлогами, наречиями и др. частями речи, обобщённо отражающими знания о предметно пространственном окружении).

Слайд 5

Совместная работа логопеда и воспитателя Учитывая, что в сетке занятий не выделяется специального времени на развитие пространственных отношений, мы решили проводить эту работу во всех видах деятельности . Исходным в работе является осознание детьми схемы собственного тела. Большинству из них требуется немало времени, чтобы научиться различать правое и левое. Знакомство с этими понятиями начинается на простом, «близком» материале. Например, на правую руку завязать ленту, наклеить яркую точку, букву П. Для закрепления схемы тела проводятся игры: «Ухо – нос», «Продолжай», «Муха». Дети выполняют практические задания в рабочих тетрадях: обводят свои руки, затем рисуют на правой руке кольцо, метку, а на левой – часы, сердечко.

Слайд 6

Осознание детьми схемы собственного тела.

Слайд 7

Осознание детьми схемы собственного тела.

Слайд 8

Осознание детьми схемы собственного тела

Слайд 9

Использование художественной литературы для формирования пространственных представлений Целесообразно знакомить детей со стихами В, Берестова , П, Тимофеевского . Стоял ученик на развилке дорог, Где право, где лево, понять он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал Той самой рукою, которой писал. И мячик кидал, и страницы листал. И ложку держал, и полы подметал. «победа!» - раздался ликующий крик. Где право, где лево, узнал ученик.

Слайд 10

Для определения направлений в пространстве детям предлагается вытянуть в сторону правую руку и перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т.е. справа , аналогично – слева . Для закрепления используются занимательные физкультминутки и стихи для развития мелкой моторики пальцев рук .

Слайд 11

Работу над соотнесением частей тела с соответствующей рукой выполняем по следующей схеме: соотнести части тела с правой рукой ( правый глаз, правая рука и т.д. ); затем – с левой рукой; после этого – в перекрёстном варианте ( например, показать правую бровь и левый локоть, назвать их ). Наиболее занимательным является выполнение этих упражнений следующим образом: « потри левой рукой правый локоть, почеши правой пяткой левое колено » и т.д. одновременно идёт закрепление названий частей тела.

Слайд 14

Для уточнения пространственных взаимоотношений выполняются упражнения: стоя в колонне, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в кругу, сидя на диване, назвать того, кто слева, справа . Кроме того, используются дидактические игры на фланелеграфе , доске, где дети по инструкции располагают картинки слева, справа, вверху, внизу . Аналогично проводятся упражнения с мозаикой.

Слайд 16

Особенно трудно для детей с ЗПР является знакомство со схемой тела, стоящего напротив (зеркальное отражение ). Для уточнения пространственных взаимоотношений проводятся игры: «Карусель», «Мяч по кругу», «Где предмет?», «Что где?», « Впереди и сзади», «Разноцветные кубики», «Определи карман на блузке, джинсах», «Определи след ноги ». Для определения линейной последовательности предметного ряда дети упражняются в нахождении одного предмета в ряду однородных. Например, на примере чисел первого десятка дети определяют последовательность цифрового ряда.

Слайд 17

Грамматический строй речи и ориентировка в пространстве Формирование грамматического строя речи имеет особое значение в речевом развитии, так как обеспечивает использование других языковых средств – лексических и грамматических. Важную организующую роль в составе речи играют предлоги, занимая значительное место по частоте использования в языке. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфий у школьников.

Слайд 18

Коррекционно – педагогическая работа по формированию пространственных представлений в системе работы над предложными конструкциями, обозначающими пространственные отношения, осуществляется на логопедических занятиях. В системе занятий большое место занимает работа по формированию практических навыков владения предложно – падежными конструкциями. В коррекционной работе мы придерживаемся следующих направлений: - формирование четких лексических значений пространственных предлогов; - дифференциация предлогов в устной речи детей; - формирование звуковых грамматических обобщений; - осознание детьми с ЗПР словесного состава предложения.

Слайд 19

Работа над предлогами проводится поэтапно Для усвоения значения предлогов с конкретным пространственным значением: В, НА, НАД, ПОД учим детей выполнять действия с предметами. Например: «Положи книгу в ящик, а папку на стол. Расскажи, что ты сделал ». объясняем детям, что НА – это на поверхности чего – то (на столе, на шкафу и т.д.); В – внутри чего – то (в столе, в шкафу и т.д.); ПОД – внизу под чем – то (под столом, под шкафом и т.д.), активно используя схемы предлогов . На первом году обучения мы не знакомим детей с понятием «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложениях.

Слайд 20

Для уточнения понимания пространственного расположения предметов, выраженного предлогами НА, В, ПОД, дается «усеченное» задание: «положи кружок … стол, а грибок … стул». На данном этапе с помощью вопросов («Понятно, как надо выполнить действие? Одинаковые или разные действия надо выполнить?») учим детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти ее последовательность . Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить слова ПОД и НА. Услышав их в ряду: НА, ИЗ, В ПОД, ОКОЛО, МЕЖДУ, НАД , ребенок должен хлопнуть в ладоши. На этом этапе происходит ориентация на формальные признаки звукового образа предлогов. Затем детям предлагают задания на понимание обобщенного значения предлогов НА, ПОД : книга лежит на столе. А где еще может лежать книга? (на стуле, на окне, на полке и т.п.)

Слайд 22

При этом голосом выделяем предлог и изменяемое окончание: положи НА стол, ПОД стол, лежит ПОД столом . Таким образом, большая роль в занятиях отводится слушанию грамматических форм, причем внимание детей направляется интонацией, паузированием , ударением. После обучающего момента в занятия включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или аналогии . Правильность усвоения навыка контролируется заданиями на выбор предлога, соответствующего ситуации (Яблоки лежат ПОД столе и т.п .). На втором году обучения, учитывая возросший уровень развития речи детей, делаем акцент на работу по формированию грамматического строя, т.е. темами логопедического занятия становятся: «Предлог НА» или «Творительный падеж имени существительного с предлогом С».

Слайд 23

формирование звукопроизношения и обучение грамоте решаем следующие задачи: - создание четких представлений о каждом звуке речи; - совершенствование навыков звукового анализа и синтеза; - обучение грамоте по особой системе . При выполнении заданий и игровых упражнений внимание детей сосредотачивается на предлогах и наречиях с пространственным значением (выделение их голосом и интонацией). Например, уточняется артикуляция звука: язык бьет по альвеолам за верхними зубами, спрятался глубоко во рту, от щек за нижние зубы, между зубами, к левому углу рта и т.д. При выполнении задания на выделение звука в слове определяются начало, середина, конец слова, последовательность, место; после какого звука, перед каким звуком, между какими звуками.

Слайд 25

На этапе автоматизации звуков В игре «Будь внимательным» дети не только называют картинки в определенной последовательности , но и определяют , которая находится слева, справа, между четвертой и шестой и т.п. от других .

Слайд 26

В игре «Будь внимательным» дети не только называют картинки в определенной последовательности, но и определяют, которая находится слева, справа, между четвертой и шестой и т.п. от других. В игре «Скажи наоборот» нужно подбирать слова, противоположные по смыслу, используя словарный материал: налево – направо, вверху – внизу, глубоко – мелко, далеко – близко , под – над и т.д. В качестве организационного момента на занятиях дети выполняют такие задания: сесть в определенной последовательности: сначала те, кто стоят перед, за, около, после, между. При проведении упражнений «Поезд», «Лесенка» дети изображают, как тихо и протяжно гудит вдалеке поезд, затем подъезжает близко и гудит громко; показывают, как голос поднимается вверх и опускается вниз по лесенке и звучит с п овышением и понижением тона.

Слайд 27

На этапе анализа буквы дети «прописывают» ее в воздухе, имитируя движения рукой : То вверх, то вниз бежит перо, Рисуя букву М, - Как бы спускаешься в метро И вверх идешь затем.

Слайд 28

В занятия по обучению грамоте обязательно включаем зрительные и слуховые диктанты, которые способствуют развитию навыков пространственной ориентации на листе бумаги. Проведение письма печатными буквами под диктовку помогает детям научиться графически передавать последовательность звуков в словах и предложениях.

Слайд 29

Планирование работы осуществляется по тематическому принципу изучения материала. При изучении каждой лексической темы подбираются дидактические игры и упражнения, максимально насыщенные заданиями на развитие зрительно – пространственного восприятия и употребления предложных конструкций.

Слайд 30

Так в различных заданиях и дидактических играх органично отражается коррекционная цель – развитие пространственного восприятия . Широко используется в работе различная символика: условные обозначения, схемы, таблицы, опорные сигналы, жестовые и зрительные символы, которые также способствуют решению общей задачи.

Слайд 35

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений у дошкольников

В ходе многолетней работы по подготовке детей к школе и обучению их грамоте наблюдалось, что несформированность  оптико-пространственных представлений приводит к затруднению запоминания образа бу...

Формирование пространственных представлений у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

В статье раскрывается специфика формирования пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: основные подходы, этапы, методы и приёмы работы....

Формирование пространственных представлений у дошкольников

 Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно...

Развитие пространственных представлений у дошкольников с ОНР

Статья посвещена коррекционной работе с детьми дошкольноговозраста по профилактике оптической дисграфии...

Формирование пространственного представления у дошкольников

Краткое описание опыта по формированию у дошкольников пространственного представления с помощью геометрических фигур...

Дидактические игры-средство развития пространственных представлений у дошкольников

О развитии пространственных представлений у дошкольников...