Презентация: "Коммуникативно-речевая деятельность"
презентация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация: "Коммуникативно-речевая деятельность" | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Деятельность сложную совокупность процессов, объединенных общей направленностью на достижение определенного результата (Л.С. Выготский)
Основные черты деятельности Целенаправленность, наличие у этой деятельности определенного мотива и цели; Структурность, определенная внутренняя организация деятельности (А.А. Леонтьев)
Речевая деятельность процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения взаимодействия людей между собой может входить в другую, более широкую деятельность, но может быть и самостоятельной (И.А. Зимняя)
Характеристика речевой деятельности активный, целенаправленный, мотивированный, предметный (содержательный) процесс выдачи или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения
Структура речевой деятельности по И.А. Зимней побудительно-мотивационная фаза; ориентировочно-исследовательская фаза; исполнительная фаза
Побудительно-мотивационная фаза реализуется сложным взаимодействием потребностей, мотивов и целей деятельности как будущего ее результата.
Потребность В общей психологии определяется как личностное желание, стремление к осуществлению деятельности (образно говоря, “хочу сказать” или “не могу молчать” – применительно к речевой деятельности). В первоначальный момент своего существования потребность имеет неосознанный характер. Когда же потребность “осознается”, связывается с предметом речи и целями речевой деятельности, она трансформируется, превращается в мотив.
Мотив как «осознанная» потребность Мотивация порождает речевую интенцию (намерение) — направленность сознания, воли, чувства индивида на какой-либо предмет (в нашем случае – на предмет речевой деятельности)
Коммуникативное намерение составляющий компонент первой фазы речевой деятельности. определяет роль говорящего как участника общения и обозначает конкретную цель его высказывания. Выражением коммуникативного намерения, наряду с лексико-грамматическими средствами языка, в основном является интонация .
В раннем возрасте от качества коммуникативной ситуации, ее эмоциональной составляющей зависят степень речевой активности, наличие инициативных высказываний и темп овладения основными языковыми средствами (Лисина М. И., 1985)
Возникновение коммуникативного намерения чрезвычайно сильно зависит от комфортности общения с конкретным взрослым, позитивной эмоциональной окрашенности контакта. Этот фактор настолько сильно влияет на эффективность и продуктивность порождения высказывания, что при неблагоприятных обстоятельствах может чрезвычайно редуцировать высказывание: до уровня элементарных вокализаций или блокировать речевую активность.
На втором-третьем году жизни типология высказываний в общении ребенок—взрослый по ведущему мотиву уже весьма близка к той, что описывается у взрослых: а) вопрос, б) ответ, в) побуждение к действию, г) выдача информации (повествование) и д) выражение эмоционального отношения — восклицание.
В паре ребенок—ребенок в этом возрасте коммуникативного намерения обычно не возникает (Юрьева Н. М., 1997, 2001). Оно появляется в возрасте старше 3 лет, когда у ребенка появляются элементарные формы сначала коактивного, а позже интерактивного взаимодействия.
На 4-м году в ситуации ребенок—ребенок мотив высказывания носит еще в значительной степени эгоцентрический характер: а) сообщение (информирование или выражение эмоционального отношения), б) весьма редко — побуждение к действию. На 5-8-м годах структура мотивов высказываний приближается к взрослой: а) сообщение, б) отношение к сообщению, в) вопрос, г) побуждение к действию.
Ориентировочно-исследовательская фаза направлена на исследование условий реализации деятельности, окончательное выделение предмета деятельности, раскрытие его свойств.
Ориентировочно-исследовательская фаза Компоненты: Разноплановая ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях осуществления речевой коммуникации; Планирование и программирование; Внутренне - смысловая и языковая организация речевой деятельности
предполагает ориентацию субъекта речевой деятельности по “вопросам”: “С кем?”, “Где?”, “Когда?”, “В течение, какого промежутка времени?” будет осуществляться речевая деятельность. предусматривает четкое определение целей речевого общения, а также осознание (уточнение и “расшифровку”) предмета речевой деятельности (того, что будет предметом обсуждения или анализа, того, что будет отображено в речевой деятельности). Разноплановая ориентировка субъекта речевой деятельности в условиях осуществления речевой коммуникации
Замысел происходит выделение темы и ремы будущего высказывания и их дифференциация, т.е. определяется – о чем надо сказать (предмет высказывания или его тема) и что именно надо сказать об этом предмете (ситуации, факте, явлении окружающей действительности) — рема высказывания
Внутреннее программирование – процесс построения некоторой схемы, на основе которой порождается речевое высказывание. Операции: операции определения основных смысловых элементов (смысловых «звеньев» или единиц) предметного содержания речевого высказывания; операции определения «иерархии» смысловых единиц в «контексте» будущего речевого высказывания, определение главного и второстепенного, «основного» и уточняющих моментов в содержании речевого высказывания; операция определения последовательности отображения смысловых элементов в речевом высказывании.
Внутренне - смысловая и языковая организация речевой деятельности При составлении программы высказывания основные смысловые части конкретизируются и детализируются с точки зрения их предметного содержания (на основе выделения микротем, значимых информативных элементов, операций пространственно-временной и понятийной развертки текста); одновременно выбирается форма отображения в речевой деятельности предмета речи, определяется стиль речи , отбираются некоторые средства языкового выражения .
Исполнительная и регулирующая фаза реализующая речевые высказывания (или их восприятие и понимание), вместе с тем включает операции контроля за осуществлением деятельности и ее результатами. И.А.Зимняя отмечает, что она может быть внешне выраженной и внешне невыраженной. Так, исполнительная фаза процесса слушания в речевой деятельности внешне не выражена (или почти не выражена), тогда как “моторная часть” деятельности говорения очевидна и ярко выражена.
Деятельность речевосприятия Первая из них — первичное формирование образа восприятия. Вторая состоит в опознании уже сложившегося образа.
Восприятие речи включает в себя рецепцию слышимых или зрительно воспринимаемых элементов языка, установление их взаимосвязи и формирование представления об их значении осуществляется на двух ступенях — собственно восприятия и понимания речевого высказывания единица процесса речевосприятия – целое слово
Понимание расшифровка общего смысла, который стоит за непосредственно воспринимаемым речевым (звуковым) потоком; это процесс превращения фактического содержания воспринимаемой речи в стоящий за ней смысл
Реализация во внешнем плане осуществляется на основе реализации фонационной, артикуляционной, ритмико-слоговой и темпо-ритмической «автоматизированных» программ внешней реализации речи, в основе которых лежат соответствующие речепроизносительные навыки
Речевая деятельность направлена на достижение определенной цели, которая и определяет выбор действия, способ учета условий, в которых осуществляются эти действия; проходит этап ориентировки и выработки плана действия, в процессе осуществления которого используются механизмы контроля и коррекции, позволяющие сравнить полученный результат с намеченным планом и в случае необходимости внести в действие какие-то изменения.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ – СОВОКУПНОСТЬ ТЕМАТИЧЕСКИ ОБЪЕДИНЕННЫХ ФРАГМЕНТОВ РЕЧИ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТЕСНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ И ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ СОБОЙ ЕДИНОЕ СМЫСЛОВОЕ И СТРУКТУРНОЕ ЦЕЛОЕ. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ ВКЛЮЧАЕТ ДВЕ ФОРМЫ: ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МОНОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ - КОММУНИКАТИВНАЯ
Диалогическая речь психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников, состоит в основном в обмене репликами.
Реплика ответ, возражение, замечание на слова собеседника; отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций.
Отличительные черты диалога 1) эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; 2) ситуативность, т. е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.
Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой . Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов.
Монологическая речь последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли; грамматически правильное оформление; выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Основные виды монологической речи повествование (рассказ, сообщение) описание рассуждение
Монолог ОПИСАНИЕ МОДЕЛЬ МОНОЛО- ГИЧЕСКОГО СООБЩЕНИЯ В ВИДЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ОДНОВРЕМЕННЫХ И ПОСТОЯННЫХ ПРИЗНАКОВ РАССУЖДЕНИЕ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ОСОБЫМИ ЛОГ-МИ ОТНОШЕНИЯМИ МЕЖДУ ВХОДЯЩИМИ В ЕГО СОСТАВ СУЖДЕНИЯМИ, ОБРАЗУЮЩИМИ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ СООБЩЕНИЕ О РАЗВИВАЮЩИХСЯ ДЕЙСТВИЯХ И СОСТОЯНИЯХ, К-РЫЕ ПРОИСХОДЯТ В РАЗНОЕ ВРЕМЯ, НО СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ. виды
Письменная речь это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Внутренняя форма речи (речь "про себя") это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления.
Главные функции речи в психическом развитии ребенка коммуникативная обобщающая регулирующая
Уровни и структурные единицы речевой деятельности Уровень смысловой связной речи : функционально-оперативная единица уровня – предложение или высказывание в целом; Уровень называния (предметного действия): функционально-оперативная единица – слово, взятое как целое со своей семантикой; Слоговой уровень : функционально-оперативная единица - слог
Речевое высказывание Законченное со стороны содержания и интонации речевое сообщение, характеризующееся определенной (композиционной и грамматической) структурой.
Слово Как произносительная единица являет собой целостный речепроизносительный элемент, устойчивый звукокомплекс, продуцируемый в речи через комплекс речедвижений – артикулем; Как носитель значения (семантическая функция) рассматривается как минимальныя смысловая единица речи
Слог Минимальная речепроизносительная единица представляющая собой устойчивое сочетание двух или трех звуков, или одного гласного звука
Речевые навыки Включают в себя комплекс языковых навыков, обеспечивающих соблюдение «языковых правил» построения речевого высказывания (на данном языке), соответствие языкового оформления речевого высказывания «речевому стандарту» (языковой норме)
Знаки языка Слово (имеет внешнее оформление и внутреннее содержание); Предложение; Текст.
Слово как знак языка Имеет значение и смысл (внутреннее содержание); определенное сочетание речевых звуков (в устной слышимой речи), и сочетание последовательных речедвижений и соответствующих им моторных образов (в устной произносимой речи), и, наконец, это может быть сочетание графических знаков – букв (в письменной речи) (внешнее оформление)
Значение слова способность анализировать предмет, выделять в нем существенные свойства и относить его к определенным категориям
Употребление слова процесс выбора нужного значения из всплывающих альтернатив, с выделением одних, нужных, систем связей и торможением других, не соответствующих данной задаче, систем связей
Смысл слова выделенная из многих возможных значений соответствующая ситуации система связей, зависящая от той конкретной задачи, которая стоит перед субъектом, и от той конкретной ситуации, в которой слово употребляется, может быть совершенно различным, хотя внешне оно остается одним и тем же.
Литература Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М., Воронеж, 2001. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. – М., 2003. Пинкер С. Язык как инстинкт. – М., 2004. Психолингвистика / Д. Слобин. Психолингвистика. Хомский и психология / Д. Грин / Под общ. ред. А.А. Лентьева. – М., 2003. Ушакова Т.Н. Речь: истоки и принципы развития. – М., 2004. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М., 2000 – С. 7-15. Цейтлин С.Н. Онтолингвистика: некоторые итоги и перспективы // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос
Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....
Конспект интегрированной деятельности образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию и изобразительной деятельности "Россия - хозяйка Зимней Олимпиады в Сочи".
Итоговое мероприятие с детьми по закреплению знаний о зимней Олимпиаде в Сочи; воспитанию здорового образа жизни посредством полученных знаний на предварительных занятиях. Отображение в детских творче...
Организация совместной и самостоятельной деятельности по конструированию из природного материала: планирование совместной деятельности с детьми 3 – 7 лет, алгоритмы самостоятельной деятельности для детей 5 – 7 лет
В педагогическом опыте представлен перспективно-тематический план совместной деятельности по конструированию из природного материала по всем возрастным группам. Для самостоятельной деятельности -...
«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»
1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...
Конспект образовательной деятельности, осуществляемый в совместной деятельности педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности в подготовительной группе «Птицы - наши друзья»
образовательная деятельность проводится в форме викторины "Что,где, когда?", выбирают две команды (игроков по пять человек, идёт представление участников игры, выбираются капитаны, названия команд). В...
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...