АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ НА ЛОГОПУНКТЕ, ИМЕЮЩИМИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ И ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда рассчитана на один учебный год и предназначена для детей 5–7 лет с нарушениями речи (ФФНР и ОНР), зачисленных решением ПМПк на логопедический пункт ДОУ.
Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_kursy.docx | 71.28 КБ |
Предварительный просмотр:
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ 5-7 ЛЕТ НА ЛОГОПУНКТЕ, ИМЕЮЩИМИ
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ
И ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Выполнила:
учитель-логопед
МБДОУ ДС №103
Гарибова Н.Н.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка | стр.3-4 |
2. Цель, задачи и принципы программы | стр.4- 5 |
3. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие» | стр. 3-7 |
4. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ | стр. 7 |
4.1.Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка. | стр. 7-8 |
4.2.Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях логопедического пункта ДОУ | стр. 8-10 |
4.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы учителя-логопеда | стр.10 |
4.3.1.Годовой план работы учителя-логопеда | стр.10-15 |
4.3.2.Перспективный план работы с детьми 5-6 лет с ОНР, ФФНР | стр.15 -16 |
4.3.3.Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ОНР, ФФНР | стр. 19-23 |
4.3.4.План индивидуальной работы по звукопроизношению на логопедическом пункте | стр. 23-25 |
4.3.5.Методы коррекционной работы | стр.25 |
4.3.6.Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса на логопункте ДОУ | стр.26 |
5 .Использованная литература | стр.27 |
1.Пояснительная записка.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.
Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда Перескокова Е.А., рассчитана на один учебный год и предназначена для детей 5–7 лет с нарушениями речи (ФФНР и ОНР), зачисленных решением ПМПк на логопедический пункт ДОУ.
Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Декларация прав ребенка;
- Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
- Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и
- осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
- Положение о логопедическом пункте ДОУ;
- а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Таким образом, Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи. Данная рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет с различными речевыми патологиями (в основном ФФНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.
2. Особенности осуществления образовательного процесса
Цель, задачи и принципы деятельности учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФФНР и ОНР), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
- онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
- принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- принцип обеспечения активной языковой практики.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие (индивидуальные и подгрупповые), в соответствии с Рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.
Таким образом, основной задачей Рабочей программы учителя-логопеда является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
3. Целевые ориентиры (планируемые результаты) по образовательной области «Речевое развитие»
Главной идеей рабочей программы является реализация образовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи, зачисленных на логопункт ДОУ.
Результаты освоения рабочей программы учителя-логопеда представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной рабочей программы.
К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с программой ДОУ относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко-слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.
- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.
- Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.
- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.
- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.
- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.
- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.
- У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей на логопункте ДОУ, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедического пункта ДОУ. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.
4. Содержательный компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ
4.1 Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка.
Исходной методологической основой содержания коррекционной работы на логопедическом пункте ДОУ являются положения, разработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журовой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и другими.
Рабочая программа учителя-логопеда логопункта ДОУ составлена на основе типовых базовых программ с учетом положений программы ДОУ и ФГОС ДО:
- программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина),
- программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова),
рекомендованных Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ. Использование двух программ одновременно обусловлено наличием на логопедическом пункте ДОУ детей как с ФФНР, так и с ОНР.
Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
- осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
- возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОУ и их интеграции в образовательном учреждении.
В соответствии со спецификой логопедического пункта ДОУ образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи на логопедическом пункте ДОУ в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:
- воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
- формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
- развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
- формирование грамматического строя речи:
А) морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
Б) синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),
В) словообразование;
Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
Воспитание любви и интереса к художественному слову.
4.2.Содержание и организация образовательной коррекционно-логопедической деятельности в условиях логопедического пункта ДОУ
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на логопункт ДОУ, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Форма организации обучения на логопедическом пункте ДОУ – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие при максимальном использовании игровых форм остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными Рабочей программой. Учебный год на логопедическом пункте ДОУ условно делится на 3 периода:
1 период – сентябрь – ноябрь;
2 период – декабрь – февраль,
3 период – март – июнь.
Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по регламенту НОД, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Регламент логопедической ООД составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях.
В соответствии с СанПин продолжительность подгрупповых занятий с детьми 6-го года жизни составляет 20-25 минут, с детьми 7-го года жизни - 25-30 минут. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Количество детей в подгруппе от 2 до 4 человек. Дополнительно проводятся подгрупповые занятия с детьми с ОНР по развитию ЛГСР и связной речи. Количество детей в подгруппе от 2 до 7 человек.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Дети с ФН и ФФНР занимаются с логопедом 2 раза в неделю , ОНР – 2-3 раза в неделю.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ, зачисленным на логопедический пункт, включает в себя те направления, которые соответствуют структуре его речевого дефекта.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей. Примерная продолжительность занятий с детьми с ФФНР - 1 год. Согласно положению о логопедическом пункте ДОУ, в течение года на логопункте занимаются до 25 детей. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
4.3. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда
Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда Гарибовой Н.Н. были составлены следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом пункте ДОУ на 2018-2019 учебный год:
Годовой план работы учителя-логопеда на 2018-2019 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми
Перспективный план работы с детьми 5-6 лет с ФФНР
Перспективный план работы с детьми 6-7 лет с ФФНР
Календарно-тематический план работы по формированию ЛГСР и связной речи у детей с ОНР
План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на логопедическом пункте ДОУ на 2017-2018 учебный год.
ГОДОВОЙ ПЛАН
Цель всего педагогического процесса в ДОУ:
создание организационно-методических условий по внедрению и реализации Федерального Государственного образовательного стандарта ДО
Задачи:
Разработка поэтапного плана перехода к реализации ФГОС ДО
Организация предметно-развивающей среды с учетом ФГОС ДО
Организация коррекционно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО
Основные направления работы учителя-логопеда
в 2018-2019 учебном году
- ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей 4,5-5 лет в ДОУ, зачисление детей с нарушениями речи на дошкольный логопедический пункт; определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей, зачисленных на логопедический пункт, оформление речевых карт. | Сентябрь, май | |
Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи, подлежащих зачислению на логопедический пункт | В течение года, по запросу родителей, апрель | |
Работа ПМПк ДОУ. | По графику работы ПМПк |
- КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Выход |
1. | Проведение подгрупповой непосредственной образовательной деятельности «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие самостоятельной развернутой фразовой речи» (для подгруппы детей с ОНР) | В течение учебного года | Календарно-тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических средств языка. |
2. | Индивидуально-подгрупповая логопедическая непосредственная образовательная деятельность по звукопроизношению и развитию фонематического слуха и восприятия (для всех детей) | В течение учебного года | Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической НОД. |
- ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Выход |
1. | Зачисление детей на логопедический пункт ДОУ, утверждение списков зачисленных на логопункт детей с нарушениями речи. | До сентября | Список детей, зачисленных на логопункт. |
2. | Составление и утверждение у заведующего ДОУ циклограммы рабочего времени учителя-логопеда, регламента индивидуально-подгрупповой логопедической НОД на год | До 15 сентября | Циклограмма, регламент |
3. | Составление Рабочей программы, годового плана работы учителя-логопеда | До 15 сентября | Рабочая программа, Годовой план работы |
4. | Составление перспективных и календарно-тематических планов работы на год | До 15 сентября | Перспективный и календарный план работы |
5. | Ведение индивидуальных тетрадей детей. Заполнение речевых карт и индивидуальных образовательных маршрутов. | В течение года | Инд. тетради, речевые карты, индивидуальные образовательные маршруты детей |
- РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Выход |
1. | Консультации для воспитателей ДОУ на семинарах, педагогических советах: 1.Обсуждение результатов логопедической, психологической и педагогической диагностики детей, зачисленных на логопедический пункт, на педагогическом совете ДОУ. 2. Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков 3. Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста 4. Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста 5. Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста. 6. Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей. 7. Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. 8. Развитие диалогической речи у дошкольников 5-6 лет в процессе общения со взрослыми. 9. Анализ работы логопедического пункта ДОУ за год. - Обсуждение рабочих моментов. Рекомендации по работе воспитателей в летний период. | Сентябрь
Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Результаты диагностики по заполнению речевых карт Письменный материал. Письменный материал. Письменный материал. Письменный материал Письменный материал. Письменный материал. Письменный материал. Письменный материал. Годовой отчет. |
- РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Выход |
1. | Консультации для родителей: 1. Индивидуальные консультации для родителей по результатам логопедического обследования. 2. Рекомендации по организации логопедических занятий с детьми в домашних условиях. 3. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения 4. Речевые игры с детьми по дороге в детский сад. 5. Игры на развитие внимания, памяти и мышления. 6. Школа молодого родителя “Неповторимая детская речь”. 7.Играем пальчиками – развиваем речь. 8. Игры и упражнения на развитие связной речи у детей 5-6 лет 9.Рекомендации родителям на летний период | Сентябрь, май Октябрь
Ноябрь
Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | Устная информация. Письменные материалы Письменный материал. Письменный материал. Письменный материал. Письменный материал. Письменный Материал Письменный материал. Письменный материал. |
2. | Консультирование родителей по необходимости, по запросу родителей. | В течение года | Журнал учета консультативной работы. |
- ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Выход |
1. | Пополнение учебно-методического комплекса. - новинки методической литературы - пополнение имеющихся и создание новых картотек по коррекционной работе с детьми - пополнение консультаций для педагогов и родителей | В течение года | Картотеки, методические разработки, книги консультации |
2. | Пополнение учебно-дидактического комплекса - новые игры и игрушки для работы с детьми - пособия для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми. | В течение года | Дидактические игры и пособия |
3. | Пополнение канцелярии | В течение года | Канцелярские принадлежности, бумага, папки и т.д. |
- ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Выход |
1. | Участие в работе методического объединения учителей-логопедов ДОУ | В течение года | Письменные материалы |
2. | Участие в педагогических советах, семинарах, консилиумах ДОУ и на уровне района | В течение года | Письменные материалы |
3. | Просмотр открытых занятий, мастер-классов | В течение года | Письменные материалы, анализ просмотренных мероприятий |
4. | Отслеживание и изучение новинок в методической литературе по внедрению ФГОС ДО в работу учителя-логопеда детского сада в журналах «Логопед», «Логопед в ДОУ», «Дошкольное образование» и др. | В течение года | Письменные материалы, презентации, консультации |
Перспективный план
образовательной деятельности по коррекции речи
детей 5-6 лет с ФФНР и ОНР
зачисленных на логопедический пункт ДОУ
(Образовательная область по ФГОС ДО
«Речевое развитие»
Направления работы | I период обучения | II период обучения | III период обучения |
Звукопроизношение | 1.Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. 2.Развитие речевого дыхания. 3.Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. 4.Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: • изолированно; • в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); • в словах; • в предложениях. 5.Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. 6.Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). 7.Автоматизация поставленных звуков; • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. | 1.Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. 2.Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. 3.Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. 4.Автоматизация произношения вновь поставленных звуков: • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. 5.Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: • по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’]; • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; а также: • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах. | 1.Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. 2.Дифференциация звуков по месту образования: • [с] — [ш], [з] — [ж]; • [р] — [л]; • в прямых и обратных слогах; • в слогах со стечением трех согласных; • в словах и фразах; • в стихах и коротких текстах; • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. |
Фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез | 1.Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. 2.Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. 3.Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. 4.Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. 5.Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. 6.Преобразование слогов за счет изменения одного звука. 7.Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. 8.Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. 9.Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. 10.Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук | 1.Определение наличия звука в слове. 2.Распределение предметных картинок, названия которых включают: • дифференцируемые звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного звука в конце слова. 3.Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”. 4.Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. 5.Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. 6.Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]); • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах; • составление предложений с определенным словом; • анализ двусловного предложения; • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. | 1.Составление схемы слова с выделением ударного слога. 2.Выбор слова к соответствующей графической схеме. 3.Выбор графической схемы к соответствующему слову. 4.Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. 5.Подбор слова с заданным количеством звуков. 6.Определение последовательности звуков в слове. 7.Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. 8.Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. 9.Составление слов из заданной последовательности звуков. |
Развитие речи (лексика, грамматика, связная речь) | 1.Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. 2.Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. 3.Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода. 4.Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. 5.Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. 6.Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Лексические темы: Согласно календарно-тематическому планированию ООД по формированию ЛГСР | 1.Закрепление в самостоятельной речи навыка: • согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; • согласования порядковых числительных с существительными. 2.Закрепление умения: • подбирать однокоренные слова; • образовывать сложные слова; • составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. 3.Закрепление знаний и умений, полученных ранее. Лексические темы: Согласно календарно-тематическому планированию ООД по формированию ЛГСР | 1.Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. 2.Развитие детской самостоятельности при о речевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. Лексические темы: Согласно календарно-тематическому планированию ООД по формированию ЛГСР |
Перспективный план
образовательной деятельности по коррекции речи
детей 6-7лет с ФФНР и ОНР
зачисленных на логопедический пункт ДОУ
(Образовательная область по ФГОС ДО
«Речевое развитие»
Направления работы | I период обучения | II период обучения | III период обучения |
Звукопроизношение | 1.Постановка отсутствующих звуков. 2.Закрепление правильно произносимых звуков. 3.Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. 4.Развитие речевого дыхания. 5.Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 6.Формирование грамматически правильной речи. 7.Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков.
| 1.Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. 2.Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. 3.Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения. 4.Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.)в связи с закреплением правильного произношения. 5.Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. 6.Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | 1.Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. 2.Усвоение слов сложного слогового состава. 3.Закрепление слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков. . |
Фонематический слух и восприятие, звуковой анализ и синтез | 1.Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. 2.Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. 3.Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. 4.Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа). 5.Анализ и синтез прямых и обратных слогов. 6.Выделение последнего согласного из слов типа: мак, крот. 7.Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут. 8.Выделение первого согласного в слове. 9.Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»). 10.Выкладывание из цветных фишек обратных слогов. 11.Преобразование слогов. 12.Звуко-слоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. 13.Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». 14.Составление графической схемы слова. 15.Называния порядка следования звуков в слове. 16.Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове. 17.Умение давать качественную характеристику звуку. 18.Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. | 1.Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. 2.Составление схемы слов из фишек и полосок. 3.Звуко-слоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска. 4.Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «согласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». 5.Закрепеление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). 6.Развитие умения находить в слове ударный гласный. 7.Развитие умения подбирать слова к данным схемам. 8.Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). 9.Определение количества слов в предложении и их последовательности. 10.Деление слов на слоги. 11.Формирования операции звуко-слогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. 12.Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. 13.Выкладывание из полосок схемы предложения. 14.Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение. | 1.Продолжать совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. 2.Составление схемы слов из фишек и полосок. 3.Звуко-слоговой анализ слов различной сложности без предлогов и с предлогами. 4.Выделение и называние гласных, согласных звуков. Выкладывание из полосок схемы предложения и слов в нем. |
Развитие речи (лексика, грамматика, связная речь) | 1.Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма), различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, лент, окон, стульев и т. д.) 2.Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют – дети); привлечение вни- мания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, мои туфли). 3.Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…); способом присоединения суффиксов (мех – меховой - меховая, лимон – лимонный – лимонная); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад). 4.Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. 5.Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев). 6.Распрострастранение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким или полным ответом на вопросы. 7.Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам. 8.Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. 9.Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зелёную грузовую машину и поставить её на среднюю полку шкафа). 10.Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности. Лексические темы: Согласно календарно-тематическому планированию ООД по формированию ЛГСР | 1.Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. 2.Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья). 3.Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любовались белкой. Дети кормили белку. У белки пушистый хвост.); прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики); согласование прилагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой… голубой платок; ая… голубая лента; ое… голубое блюдце; ые… голубые полотенца). 4.Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили… два платья.., пять платьев..., две рубашки…, пять рубашек). 5.Употребление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (играю – играл – буду играть); глаголов совершенного и несовершенного вида (рисует – нарисовал). 6.Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок и т. д.) 7.Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приполз, прибежал, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал, объехал, переехал, выехал); присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёхколесный, первоклассник). 8.Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист) 9.Привлечение внимания к многозначности слов (лисички – животные, лисички – грибы) 10.Образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных (У зайчика маленький кротких хвостик. У лисы большой пушистых хвост.) Лексические темы: Согласно календарно-тематическому планированию ООД по формированию ЛГСР | 1.Закрепление навыков составления и распространения предложений. 2.Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из , в, по, между, за, перед, из-за, из-под . 3.Составление предложений из «живых слов» и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу – Миша вешает в шкаф меховую шубу). 4.Добавление в предложение пропущенных предлогов: берёзка растёт(возле, около, у)дома; белые розы посадили(перед, за, возле) дома. 5.Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. 6.Составление предложений по опорным словам (Коля, играть, мяч) 7.Составление сложноподчинённых предложений (по образцу данному логопедом) с союзами «чтобы», «потому что», «если» и др. 8.Формирование умения составлять рассказ по картине, по серии картин. 9. Заучивать наизусть стихотворные тексты, скороговорки. 10.Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Лексические темы: Согласно календарно-тематическому планированию ООД по формированию ЛГСР |
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ ДОУ
Период обучения | Содержание работы | Развитие артикуляции и речевого дыхания |
Первый период обучения (сентябрь – октябрь-ноябрь) | Постановка звука «С» Автоматизация звука «С» в слогах, словах, предложениях. Постановка и автоматизация звука «Сь». Постановка звука «Ц» Автоматизация звука «Ц» в слогах, словах, предложениях. Постановка и автоматизация звука «З» в слогах, словах, предложениях. | 1.Учить удерживать язык за нижними зубами; упражнять в выдувании тонкой холодной струи воздуха вниз; контролировать положение губ (улыбка). 2.Комплекс упражнений для свистящих (дорсальная позиция) Дыхательное упражнениее «Осень». Удерживать губы в яркой улыбке, кончик языка упирается в нижние резцы. Учить воспроизводить слияние «тс» очень кратко и быстро. Следить за положением губ и языка. Дыхательное упражнение «Вьюга». Учить включать голос при произнесении звука «С». Дыхательное упр. «Комарик». |
Второй период обучения (декабрь – январь – февраль) | Постановка звука «Ш» Автоматизация звука «Ш» Дифференциация свистящих звуков. Постановка и автоматизация звука «Ж» Постановка звука «Л» Автоматизация звука «Л» Постановка и автоматизация звука «Ль». Дифференциация звуков Л-Ль. Дифференциация свистящих и шипящих звуков (С-Ш, З-Ж) | 1.Учить удерживать язык « чашечкой» за верхними зубами, сохраняя правильное положение губ (вытянуты вперёд. округлены) 2.Комплекс упражнений для шипящих:
4.Комплекс упражнений для шипящих: 5. Дыхат. упр-е «Вьюга». 6.Учить удерживать язычок на « бугорке « за верхними зубами. 7.Комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция) 8.Дыхат. упр.: «Ветерок» 9.Кончик широкого языка упирается в верхние зубы. 10.Удерживать губы в улыбке, кончик поднятого язычка упирается в верхние альвеолы. 11.Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. |
Третий период обучения (март – апрель – май) | Подготовительные упражнения к постановке звука «Р» Постановка звука «Р» Автоматизация звука «Р» Постановка и автоматизация звука «Рь» Постановка и автоматизация звука Ч Постановка и автоматизация звука Щ Дифференциация звуков «Р-Рь», «Р-Л», «Рь-Ль», «Ть-Ч», «Щ-Сь» и др. Закрепление правильного произношения всех поставленных звуков в свободной речи | 1.Удерживать язык за верхними зубами «Грибок», «Лошадка». «Дятел». 2.Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. 3.Комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция): 4.Кончик языка поднят вверх и вибрирует у альвеол. 5.Удерживать язык за верхними зубами, дуть на кончик языка с включением голоса. 6.Учить образовывать смычку кончика языка с верхними дёснами. 7.Учить образовывать щель между кончиком языка и верхними альвеолами. 8.Закреплять умение быстро переключаться с одной артикуляционной позы на другую. |
Методы коррекционной работы:
Наглядные
- непосредственное наблюдение и его разновидности;
-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность:
рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам
и картинам);
Словесные
-чтение и рассказывание художественных произведений;
-заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал;
Практические
- дидактические игры и упражнения;
- игры-драматизации и инсценировки;
- хороводные игры и элементы логоритмики
Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН являются:
- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию связной речи, чтение художественной литературы);
- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.
Формы и приемы организации образовательного коррекционного процесса на логопункте ДОУ.
Совместная образовательная деятельность учителя-логопеда с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
Непосредственно образовательная логопедическая деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
1. Подгрупповая НОД 2. Индивидуальная НОД 3. Дидактические игры 4. Настольно-печатные Игры 5. Компьютерные обучающие игры и программы 6. Разучивание скороговорк, Чистоговорок, стихов
7.Речевые задания и Упражнения 8.Работа по нормализации звукопроизношения, обучению пересказу, составлению описательного рассказа | 1. Пальчиковые игры и упражнения 2. Мимические, логоритмические артикуляционные дыхательные гимнастики 3. Речевые дидактические игры
4. Чтение 5. Тренинги (действия по речевому образцу учителя-логопеда) 6. Праздники, развлечения | 1. Сюжетно-ролевые игры 2. Дидактические игры 3. Настольно-печатные игры 4. Словотворчество 5. Совместная продуктивная и игровая деятельность | 1. Выполнение рекомендаций учителя-логопеда по исправлению нарушений в речевом развитии 2. Речевые игры 3. Беседы 4. Чтение книг, рассматривание иллюстраций 5. Заучивание скороговорок, потешек, чистоговорок, стихотворений 6. Игры-драмматизации |
Литература:
- Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО /Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро, 2014. – с.80
- Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы, - М: Издательство ГНОМ и Д, 2008
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Использование дидактических игр в коррекционно – развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.Киселева Элла АнатольевнаУчитель-л...
Статья "Система коррекционной работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи"
В последние годы проблема раннего вмешательства резко обострилась в связи с тем, что с каждым годом все больше и больше детей раннего возраста страдают различными речевыми нарушениями. Це...
Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)
МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – мо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (второй год обучения).
Данная рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС, включает целевой раздел (пояснительная записка, принципы формирования программы, планируемые результаты) , содержательный раздел (соде...
Консультация. «Развитие коммуникативных навыков посредством элементов экспериментирования в коррекционно-развивающей работе с целью социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих общее недоразвитие речи ».
Развитие коммуникативных навыков способствует социализации у детей...