конспект логоритмического занятия "Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Королева Кристина Владимировна

Конспект логоритмического занятия по развитию

просодических компонентов речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vremena_goda.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62 «Каравай»

Конспект логоритмического занятия по развитию

просодических компонентов речи

                   Тема: «Путешествие по временам года»

автор:

учитель-логопед

Королева К.В.

Цели занятия.

         Коррекционные цели:

  • воспитание тормозных установок, координации, переключаемости, плавности движений;
  • развитие чувства ритма;
  • перераспределения мышечного тонуса;
  • развития и активация внимания;
  • воспитание оптико-пространственных ориентировок;
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие тембра голоса; высоты и силы голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;
  • развитие координации речи, движения и музыки;
  • развитие слухового восприятия;
  • развитие певческого диапазона голоса.

          Логопедические цели:

  • развитие длительного и плавного выдоха;
  • воспитание просодических компонентов речи;
  • уточнение знаний детей о признаках времен года, видах транспорта;
  • развитие творческой активности, воображения.

Педагогические цели:

  • развитие чувства коллективизма;
  • развитие чувства взаимопомощи.

Оборудование: кассета «Детские песни»; снежинки из бумаги с изображением разных эмоций; фланелеграф ;бумажные листочки кувшин-

ки,бумажная лягушка; зонтики;маракасы, треугольник, аудиозапись звуков весны; корзина с дарами осени.

 

       

  Ход занятия:

       1.Организационный момент.

       Дети входят в сопровождении логопеда в зал и,стоя в кругу,вы-

полняют упражнение «Музыкальное приветствие»(авторская разработка)

       Д е т и.  Здравствуй,день,и все вокруг!

                     Здравствуй,мой любимый друг!

                     Здравствуй,Даша!    (Касаются своими ладонями ладоней

                     Здравствуй,Маша!      соседа)

                     Здравствуй,Владик!

                     Здравствуй,Саша!...

                     Здравствуйте!

        Л о г о п е д. Здравствуйте,ребята!

                              Все здоровы?

        Д е т и.  Все здоровы!

        Л о г о п е д. Вы готовы?

        Д е т и. Мы готовы!

        Д е т и. Вы готовы?

        Л о г о п е д. Я- готова!

        Д е т и. Не скучаем?

        Л о г о п е д. Не скучаем!

        Л о г о п е д. Начинаем?

        Д е т и. Начинаем!

        2.Сообщение темы занятия,ориентация на говорящего.

        Л о г о п е д. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по временам года. А какие времена года знаете вы?(Ответы детей).

Внимание,поезд отправляется. Просим пассажиров занять свои места.

(Дети садятся на ковер по-турецки).

        3.Логопедическая гимнастика.

        (Звучит песня «Голубой вагон».Муз.В.Шаинского.Сл.Э.Успенского)

        Медленно минуты уплывают в даль

        (Упражнение «Лошадка».При открытом рте цокать языком,следить,

чтобы нижняя челюсть не двигалась,работает только язык).

         Встречи с ними ты уже не жди

          (Упражнение «Гармошка».Язык прижать к небу,рот открывается как можно шире и закрывается).

         И хотя нам прошлое немного жаль

           (Упражнение «Лошадка»).

          Лучшее,конечно,впереди.

           (Упражнение «Гармошка»).

          П Р И П Е В:

            Скатертью,скатертью,дальний путь стелется

            (Упражнение «Посчитаем верхние зубы».Провести языком по верхним зубам справа налево).

          И упирается прямо в небосклон.

         (Упражнение «Вкусное варенье».Облизать верхнюю и нижнюю губы)

          Каждому,каждому в лучшее верится...

         (Упражнение («Посчитаем нижние зубы».Провести языком по нижним зубам справа налево).

           Катится,катится голубой вагон.

         (Упражнение «Вкусное варенье»).

 

        Л о г о п е д. Кружатся снежинки в воздухе морозном,

                              Падают на землю кружевные звезды.

                              Вот одна упала на мою ладошку.

                              Ой,не тай,снежинка,подожди немножко.

                                                                               (Н.Нищева)

                              Как вы думаете,в какое время года мы попали?

          4.Развитие речевого дыхания и голоса. Упражнение «Вьюга»

       Л о г о п е д. Старая,седая,с ледяной клюкой,

                             Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

                             Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з».(С усилением звука.)

                             Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».(Тихо,высоким

                                                                                                   голосом.)

                             Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м».(Громко,низким

                                                                                                    голосом.)

                             Стонут березы: «М -м-м-м-м-м».(Тихо,высоким                                                                                                   голосом.)

                             Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш».

                             Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

         Л о г о п е д. Ну и вьюга!Заморозила наших ребят. Пришло время

погреться.

            5.Стихотворение «Как на горке снег,снег»(сопровождать речь

движениями)

         Х о р о м.

                              Как на горке-снег,снег,

         Поднять руки вверх,на словах «снег,снег» хлопки над головой,маршируем.

                              И под горкой-снег,снег,

           Опустить руки вниз,присесть,постучать по полу.

                              И на елке снег-снег,

           Соединить ладони над головой «домиком».

                              И под елкой снег-снег.

            Опустить руки вниз,присесть,постучать по полу.

                              На плечах,на голове,

             Движения по тексту.

                              Снег-повсюду,снег-везде.

             Повороты корпуса вправо-влево.

            6.Упражнение «Какое настроение у снежинки?»

            Л о г о п е д. Ребята,посмотрите какие я снежинки нашла.

             (   Снежинки-эмоции)                                                                                                

              У каждой снежинки-свое настроение.

              И сейчас попробуем угадать настроение снежинки,и произнесем          фразу   «Выпал снег»с нужной интонацией.

             (Аналогично фразы «Пришла зима», «Хорошо зимой».)

             Л о г о п е д. Молодцы. Да,хорошо зимой,но нам нужно отправляться дальше. Но на чем?

             Д е т и. На самолете!

                  7.Фонопедические упражнения «Самолеты»

             Л о г о п е д. Мы полетим на самолете,

                                   Мы отважные пилоты.

                                    Заводим моторы.

                  «Тр-р-...»-в среднем регистре(круговые вращения руками перед

                 грудью)

                               Мотор заработал.

                   «Р-р-...»-в низком регистре(то же,увеличивая темп вращения)

                                     Самолет полетел.

                   «У-у-у...»-глиссандо снизу вверх(руки в стороны,бег по кругу).

                                Самолет приземляется.

                   «У-у-у»-глиссандо сверху вниз(постепенное замедление темпа

                  движения).

                                Самолет приземлился.

                   Приседают на левое колено,руки в стороны.

            Л о г о п е д. Вот мы и приземлились.  В какое время года мы попали?

            8.Развитие слухового внимания.

               Дети слушают звуки весны(аудиозапись).

            9.Развитие интонационной выразительности речи.

          Д е т и 1-о й  г р у п п ы:С крыши капает вода?(щелкать пальцами)

          Д е т и  2-о й  г р у п п ы:Да!Да!Да!Да!(хлопки в ладоши)

          Д е т и  2-о й  г р у п п ы:Тают горки во дворах?(постепенно присе-

дать)

          Д е т и 1-о й  г р у п п ы:Ах!Ах!Ах!Ах!(качают головой)

          Д е т и 1-о й  г р у п п ы:А на речке треснул лед?(топают ногой)

          Д е т и  2-о й  г р у п п ы:Вот так!Так вот!

          В м е с т е:Весна поет!

         Л о г о п е д. А какие изменения происходят в жизни зверей весной?

         Д е т и. Медведь просыпается после зимней спячки,у зверей появ-

ляются детеныши.

           

         Л о г о п е д. Верно!А сейчас...

                               Будем повторять движения зверей,

                               Крадется лиса и мы за ней.

                               Хвостиком крутит вправо-влево

                               Рыжая лесная королева.

                               Будем повторять движения зверей,

                               Прыгает белка и мы вместе с ней

                               С ветки на ветку прыгает ловко,

                               Без опасения и остановки.

                               Будем повторять движения зверей,

                               Топает медведь,а мы сильней.

                               Топай,как медведь,не жалея лап,

                               Не беда,что мишка косолап.

                               Будем повторять движения зверей,

                               Выше поднимай колени скорей,

                               Руки вверх и пальчики врозь,

                               Кто шагает так?

                   

        Д е т и. Лось,лось.

        В м е с т е. Мы подвигались,как звери!

        Л о г о п е д. А  наше   путешествие  продолжается. Н а чем  же  нам теперь отправится в путь?

              12.Ребята проговаривают чистоговорку,ритмично отхлопы-

вая ритм

        Х о р о м. Ед-ед-ед   -где же мой велосипед?

        Хлопки в ладоши,сидя на ковре.

                             Да-да-да-быстрая езда.

        Скользящие удары ладонями друг о друга(«тарелочки»)

                             Али-али-али-нажимаю на педали.

        Упражнение «Велосипед»,лежа на спине.

                             Аль-аль-аль-быстро мчусь я вдаль.

        Упражнение «Велосипед»,движение в обратном направлении.

                   Педагог загадывает загадку о лете.

                  13.«Лягушка-попрыгушка»

       

          Л о г о п е д. Ребята,посмотрите,нас встречает лягушка-попрыгуш-

ка. Лягушка любит прыгать по листам кувшинки,при этом она что-то напевает. А поет лягушка разные песенки:ква-ква,ла-ла,са-са,ши-ши.Ес-

ли листочки кувшинки расположены рядом,то звуки произносят подряд,а если они расположены на растоянии,надо выдержать паузу. Давайте сейчас вместе с лягушкой попробуем попрыгать с песенкой по листам кувшинки. Как хорошо у нас получается прыгать и петь песенку.

          Л о г о п е д. А теперь предлагаю отправится в парк развлечений.

                            Сели дети на качели,

                                 Держись,держись!

                                 И качели полетели-

          Дети встают парами. Один ребенок приседает,второй-встает;затем-первый выпрямляется,а второй приседает.

                             Вверх-вниз,вверх-вниз.

                                  А потом на каруселях-

                                  Вот так!Вот так!

              Кружатся,держась за руки,в соответствии с темпом музыки.

                             Наши дети завертелись-

                                  Вот так!Вот так!

                                  А потом на горку дети

                                  Поднялись,поднялись,

              Медленно поднимают сцепленные руки и резко приседают.

                              И поехали ребята

                                   Быстро вниз,быстро вниз.

              Л о г о п е д. Заигрались мы,ребята,и не заметили,как наступила осень.

          14.Музыкально-ритмическая композиция «Осень под зонтиком»

                                                                                                (муз. Т. Боковой)                                                                                                    

          15.Массаж спины «Дождь»

             Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.

            Л о г о п е д. Дождь!Дождь!Надо нам

                                       Расходиться по домам.

                                  Хлопки ладонями по спине.

                                  Гром!Гром,как из пушек.

                                        Нынче праздник у лягушек.

                                   Поколачивание кулачками.

                                  Град!Град!Сыплет град!

                                        Все под крышами сидят.

                                   Постукивание пальчиками.

                                   Только мой братишка в луже

                                   Поглаживание спины ладошками.

                                    Ловит рыбу нам на ужин.

                                                               (Французская народная детская песенка)

                     Дети поворачиваются на 180    и делают массаж еще раз.

            Л о г о п е д. По дороге золоченой

                                  Осень щедрая идет .

                                  Убранный листами клена

                                  Сундучок она несет.

                                  Сундучок с ее приданным

                                  Полон солнечных даров:

                                  Много тут брусники рдяной,

                                  Спелых яблок и грибов.

            Логопед вручает детям корзину с дарами осени.

              16.Итог занятия.

             Л о г о п е д. Ребята,сегодня мы совершили увлекательное путешествие по временам года.  А что вам понравилось больше всего?

(ответы детей).

             Л о г о п е д. Вы все хорошо занимались. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...

Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)

Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?».  Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...

Времена года. Смена времен года на Земле конспект

Времена года. Смена времен года на Земле Скажите пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или играли в снежки, лепили снежную бабу? А какую одежду вы ...