конспект логоритмического занятия "Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Королева Кристина Владимировна

Конспект логоритмического занятия по развитию

просодических компонентов речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vremena_goda.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 62 «Каравай»

Конспект логоритмического занятия по развитию

просодических компонентов речи

                   Тема: «Путешествие по временам года»

автор:

учитель-логопед

Королева К.В.

Цели занятия.

         Коррекционные цели:

  • воспитание тормозных установок, координации, переключаемости, плавности движений;
  • развитие чувства ритма;
  • перераспределения мышечного тонуса;
  • развития и активация внимания;
  • воспитание оптико-пространственных ориентировок;
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие тембра голоса; высоты и силы голоса;
  • развитие общей и тонкой моторики, мимики;
  • развитие координации речи, движения и музыки;
  • развитие слухового восприятия;
  • развитие певческого диапазона голоса.

          Логопедические цели:

  • развитие длительного и плавного выдоха;
  • воспитание просодических компонентов речи;
  • уточнение знаний детей о признаках времен года, видах транспорта;
  • развитие творческой активности, воображения.

Педагогические цели:

  • развитие чувства коллективизма;
  • развитие чувства взаимопомощи.

Оборудование: кассета «Детские песни»; снежинки из бумаги с изображением разных эмоций; фланелеграф ;бумажные листочки кувшин-

ки,бумажная лягушка; зонтики;маракасы, треугольник, аудиозапись звуков весны; корзина с дарами осени.

 

       

  Ход занятия:

       1.Организационный момент.

       Дети входят в сопровождении логопеда в зал и,стоя в кругу,вы-

полняют упражнение «Музыкальное приветствие»(авторская разработка)

       Д е т и.  Здравствуй,день,и все вокруг!

                     Здравствуй,мой любимый друг!

                     Здравствуй,Даша!    (Касаются своими ладонями ладоней

                     Здравствуй,Маша!      соседа)

                     Здравствуй,Владик!

                     Здравствуй,Саша!...

                     Здравствуйте!

        Л о г о п е д. Здравствуйте,ребята!

                              Все здоровы?

        Д е т и.  Все здоровы!

        Л о г о п е д. Вы готовы?

        Д е т и. Мы готовы!

        Д е т и. Вы готовы?

        Л о г о п е д. Я- готова!

        Д е т и. Не скучаем?

        Л о г о п е д. Не скучаем!

        Л о г о п е д. Начинаем?

        Д е т и. Начинаем!

        2.Сообщение темы занятия,ориентация на говорящего.

        Л о г о п е д. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по временам года. А какие времена года знаете вы?(Ответы детей).

Внимание,поезд отправляется. Просим пассажиров занять свои места.

(Дети садятся на ковер по-турецки).

        3.Логопедическая гимнастика.

        (Звучит песня «Голубой вагон».Муз.В.Шаинского.Сл.Э.Успенского)

        Медленно минуты уплывают в даль

        (Упражнение «Лошадка».При открытом рте цокать языком,следить,

чтобы нижняя челюсть не двигалась,работает только язык).

         Встречи с ними ты уже не жди

          (Упражнение «Гармошка».Язык прижать к небу,рот открывается как можно шире и закрывается).

         И хотя нам прошлое немного жаль

           (Упражнение «Лошадка»).

          Лучшее,конечно,впереди.

           (Упражнение «Гармошка»).

          П Р И П Е В:

            Скатертью,скатертью,дальний путь стелется

            (Упражнение «Посчитаем верхние зубы».Провести языком по верхним зубам справа налево).

          И упирается прямо в небосклон.

         (Упражнение «Вкусное варенье».Облизать верхнюю и нижнюю губы)

          Каждому,каждому в лучшее верится...

         (Упражнение («Посчитаем нижние зубы».Провести языком по нижним зубам справа налево).

           Катится,катится голубой вагон.

         (Упражнение «Вкусное варенье»).

 

        Л о г о п е д. Кружатся снежинки в воздухе морозном,

                              Падают на землю кружевные звезды.

                              Вот одна упала на мою ладошку.

                              Ой,не тай,снежинка,подожди немножко.

                                                                               (Н.Нищева)

                              Как вы думаете,в какое время года мы попали?

          4.Развитие речевого дыхания и голоса. Упражнение «Вьюга»

       Л о г о п е д. Старая,седая,с ледяной клюкой,

                             Вьюга ковыляет Бабою Ягой.

                             Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з».(С усилением звука.)

                             Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».(Тихо,высоким

                                                                                                   голосом.)

                             Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м».(Громко,низким

                                                                                                    голосом.)

                             Стонут березы: «М -м-м-м-м-м».(Тихо,высоким                                                                                                   голосом.)

                             Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш».

                             Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».

         Л о г о п е д. Ну и вьюга!Заморозила наших ребят. Пришло время

погреться.

            5.Стихотворение «Как на горке снег,снег»(сопровождать речь

движениями)

         Х о р о м.

                              Как на горке-снег,снег,

         Поднять руки вверх,на словах «снег,снег» хлопки над головой,маршируем.

                              И под горкой-снег,снег,

           Опустить руки вниз,присесть,постучать по полу.

                              И на елке снег-снег,

           Соединить ладони над головой «домиком».

                              И под елкой снег-снег.

            Опустить руки вниз,присесть,постучать по полу.

                              На плечах,на голове,

             Движения по тексту.

                              Снег-повсюду,снег-везде.

             Повороты корпуса вправо-влево.

            6.Упражнение «Какое настроение у снежинки?»

            Л о г о п е д. Ребята,посмотрите какие я снежинки нашла.

             (   Снежинки-эмоции)                                                                                                

              У каждой снежинки-свое настроение.

              И сейчас попробуем угадать настроение снежинки,и произнесем          фразу   «Выпал снег»с нужной интонацией.

             (Аналогично фразы «Пришла зима», «Хорошо зимой».)

             Л о г о п е д. Молодцы. Да,хорошо зимой,но нам нужно отправляться дальше. Но на чем?

             Д е т и. На самолете!

                  7.Фонопедические упражнения «Самолеты»

             Л о г о п е д. Мы полетим на самолете,

                                   Мы отважные пилоты.

                                    Заводим моторы.

                  «Тр-р-...»-в среднем регистре(круговые вращения руками перед

                 грудью)

                               Мотор заработал.

                   «Р-р-...»-в низком регистре(то же,увеличивая темп вращения)

                                     Самолет полетел.

                   «У-у-у...»-глиссандо снизу вверх(руки в стороны,бег по кругу).

                                Самолет приземляется.

                   «У-у-у»-глиссандо сверху вниз(постепенное замедление темпа

                  движения).

                                Самолет приземлился.

                   Приседают на левое колено,руки в стороны.

            Л о г о п е д. Вот мы и приземлились.  В какое время года мы попали?

            8.Развитие слухового внимания.

               Дети слушают звуки весны(аудиозапись).

            9.Развитие интонационной выразительности речи.

          Д е т и 1-о й  г р у п п ы:С крыши капает вода?(щелкать пальцами)

          Д е т и  2-о й  г р у п п ы:Да!Да!Да!Да!(хлопки в ладоши)

          Д е т и  2-о й  г р у п п ы:Тают горки во дворах?(постепенно присе-

дать)

          Д е т и 1-о й  г р у п п ы:Ах!Ах!Ах!Ах!(качают головой)

          Д е т и 1-о й  г р у п п ы:А на речке треснул лед?(топают ногой)

          Д е т и  2-о й  г р у п п ы:Вот так!Так вот!

          В м е с т е:Весна поет!

         Л о г о п е д. А какие изменения происходят в жизни зверей весной?

         Д е т и. Медведь просыпается после зимней спячки,у зверей появ-

ляются детеныши.

           

         Л о г о п е д. Верно!А сейчас...

                               Будем повторять движения зверей,

                               Крадется лиса и мы за ней.

                               Хвостиком крутит вправо-влево

                               Рыжая лесная королева.

                               Будем повторять движения зверей,

                               Прыгает белка и мы вместе с ней

                               С ветки на ветку прыгает ловко,

                               Без опасения и остановки.

                               Будем повторять движения зверей,

                               Топает медведь,а мы сильней.

                               Топай,как медведь,не жалея лап,

                               Не беда,что мишка косолап.

                               Будем повторять движения зверей,

                               Выше поднимай колени скорей,

                               Руки вверх и пальчики врозь,

                               Кто шагает так?

                   

        Д е т и. Лось,лось.

        В м е с т е. Мы подвигались,как звери!

        Л о г о п е д. А  наше   путешествие  продолжается. Н а чем  же  нам теперь отправится в путь?

              12.Ребята проговаривают чистоговорку,ритмично отхлопы-

вая ритм

        Х о р о м. Ед-ед-ед   -где же мой велосипед?

        Хлопки в ладоши,сидя на ковре.

                             Да-да-да-быстрая езда.

        Скользящие удары ладонями друг о друга(«тарелочки»)

                             Али-али-али-нажимаю на педали.

        Упражнение «Велосипед»,лежа на спине.

                             Аль-аль-аль-быстро мчусь я вдаль.

        Упражнение «Велосипед»,движение в обратном направлении.

                   Педагог загадывает загадку о лете.

                  13.«Лягушка-попрыгушка»

       

          Л о г о п е д. Ребята,посмотрите,нас встречает лягушка-попрыгуш-

ка. Лягушка любит прыгать по листам кувшинки,при этом она что-то напевает. А поет лягушка разные песенки:ква-ква,ла-ла,са-са,ши-ши.Ес-

ли листочки кувшинки расположены рядом,то звуки произносят подряд,а если они расположены на растоянии,надо выдержать паузу. Давайте сейчас вместе с лягушкой попробуем попрыгать с песенкой по листам кувшинки. Как хорошо у нас получается прыгать и петь песенку.

          Л о г о п е д. А теперь предлагаю отправится в парк развлечений.

                            Сели дети на качели,

                                 Держись,держись!

                                 И качели полетели-

          Дети встают парами. Один ребенок приседает,второй-встает;затем-первый выпрямляется,а второй приседает.

                             Вверх-вниз,вверх-вниз.

                                  А потом на каруселях-

                                  Вот так!Вот так!

              Кружатся,держась за руки,в соответствии с темпом музыки.

                             Наши дети завертелись-

                                  Вот так!Вот так!

                                  А потом на горку дети

                                  Поднялись,поднялись,

              Медленно поднимают сцепленные руки и резко приседают.

                              И поехали ребята

                                   Быстро вниз,быстро вниз.

              Л о г о п е д. Заигрались мы,ребята,и не заметили,как наступила осень.

          14.Музыкально-ритмическая композиция «Осень под зонтиком»

                                                                                                (муз. Т. Боковой)                                                                                                    

          15.Массаж спины «Дождь»

             Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.

            Л о г о п е д. Дождь!Дождь!Надо нам

                                       Расходиться по домам.

                                  Хлопки ладонями по спине.

                                  Гром!Гром,как из пушек.

                                        Нынче праздник у лягушек.

                                   Поколачивание кулачками.

                                  Град!Град!Сыплет град!

                                        Все под крышами сидят.

                                   Постукивание пальчиками.

                                   Только мой братишка в луже

                                   Поглаживание спины ладошками.

                                    Ловит рыбу нам на ужин.

                                                               (Французская народная детская песенка)

                     Дети поворачиваются на 180    и делают массаж еще раз.

            Л о г о п е д. По дороге золоченой

                                  Осень щедрая идет .

                                  Убранный листами клена

                                  Сундучок она несет.

                                  Сундучок с ее приданным

                                  Полон солнечных даров:

                                  Много тут брусники рдяной,

                                  Спелых яблок и грибов.

            Логопед вручает детям корзину с дарами осени.

              16.Итог занятия.

             Л о г о п е д. Ребята,сегодня мы совершили увлекательное путешествие по временам года.  А что вам понравилось больше всего?

(ответы детей).

             Л о г о п е д. Вы все хорошо занимались. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к временам года

Знакомство с временами года, счет в пределах 10...

Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени

Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...

Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей

Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...

Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.

Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...

Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года

Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...

Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)

Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?».  Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...