конспект логоритмического занятия "Путешествие по временам года"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логоритмического занятия по развитию
просодических компонентов речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vremena_goda.docx | 31.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 62 «Каравай»
Конспект логоритмического занятия по развитию
просодических компонентов речи
Тема: «Путешествие по временам года»
автор:
учитель-логопед
Королева К.В.
Цели занятия.
Коррекционные цели:
- воспитание тормозных установок, координации, переключаемости, плавности движений;
- развитие чувства ритма;
- перераспределения мышечного тонуса;
- развития и активация внимания;
- воспитание оптико-пространственных ориентировок;
- развитие речевого дыхания;
- развитие тембра голоса; высоты и силы голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, мимики;
- развитие координации речи, движения и музыки;
- развитие слухового восприятия;
- развитие певческого диапазона голоса.
Логопедические цели:
- развитие длительного и плавного выдоха;
- воспитание просодических компонентов речи;
- уточнение знаний детей о признаках времен года, видах транспорта;
- развитие творческой активности, воображения.
Педагогические цели:
- развитие чувства коллективизма;
- развитие чувства взаимопомощи.
Оборудование: кассета «Детские песни»; снежинки из бумаги с изображением разных эмоций; фланелеграф ;бумажные листочки кувшин-
ки,бумажная лягушка; зонтики;маракасы, треугольник, аудиозапись звуков весны; корзина с дарами осени.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Дети входят в сопровождении логопеда в зал и,стоя в кругу,вы-
полняют упражнение «Музыкальное приветствие»(авторская разработка)
Д е т и. Здравствуй,день,и все вокруг!
Здравствуй,мой любимый друг!
Здравствуй,Даша! (Касаются своими ладонями ладоней
Здравствуй,Маша! соседа)
Здравствуй,Владик!
Здравствуй,Саша!...
Здравствуйте!
Л о г о п е д. Здравствуйте,ребята!
Все здоровы?
Д е т и. Все здоровы!
Л о г о п е д. Вы готовы?
Д е т и. Мы готовы!
Д е т и. Вы готовы?
Л о г о п е д. Я- готова!
Д е т и. Не скучаем?
Л о г о п е д. Не скучаем!
Л о г о п е д. Начинаем?
Д е т и. Начинаем!
2.Сообщение темы занятия,ориентация на говорящего.
Л о г о п е д. Мы сегодня отправимся в увлекательное путешествие по временам года. А какие времена года знаете вы?(Ответы детей).
Внимание,поезд отправляется. Просим пассажиров занять свои места.
(Дети садятся на ковер по-турецки).
3.Логопедическая гимнастика.
(Звучит песня «Голубой вагон».Муз.В.Шаинского.Сл.Э.Успенского)
Медленно минуты уплывают в даль
(Упражнение «Лошадка».При открытом рте цокать языком,следить,
чтобы нижняя челюсть не двигалась,работает только язык).
Встречи с ними ты уже не жди
(Упражнение «Гармошка».Язык прижать к небу,рот открывается как можно шире и закрывается).
И хотя нам прошлое немного жаль
(Упражнение «Лошадка»).
Лучшее,конечно,впереди.
(Упражнение «Гармошка»).
П Р И П Е В:
Скатертью,скатертью,дальний путь стелется
(Упражнение «Посчитаем верхние зубы».Провести языком по верхним зубам справа налево).
И упирается прямо в небосклон.
(Упражнение «Вкусное варенье».Облизать верхнюю и нижнюю губы)
Каждому,каждому в лучшее верится...
(Упражнение («Посчитаем нижние зубы».Провести языком по нижним зубам справа налево).
Катится,катится голубой вагон.
(Упражнение «Вкусное варенье»).
Л о г о п е д. Кружатся снежинки в воздухе морозном,
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой,не тай,снежинка,подожди немножко.
(Н.Нищева)
Как вы думаете,в какое время года мы попали?
4.Развитие речевого дыхания и голоса. Упражнение «Вьюга»
Л о г о п е д. Старая,седая,с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабою Ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з-з».(С усилением звука.)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м-м».(Тихо,высоким
голосом.)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м-м».(Громко,низким
голосом.)
Стонут березы: «М -м-м-м-м-м».(Тихо,высоким голосом.)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с-с».
Л о г о п е д. Ну и вьюга!Заморозила наших ребят. Пришло время
погреться.
5.Стихотворение «Как на горке снег,снег»(сопровождать речь
движениями)
Х о р о м.
Как на горке-снег,снег,
Поднять руки вверх,на словах «снег,снег» хлопки над головой,маршируем.
И под горкой-снег,снег,
Опустить руки вниз,присесть,постучать по полу.
И на елке снег-снег,
Соединить ладони над головой «домиком».
И под елкой снег-снег.
Опустить руки вниз,присесть,постучать по полу.
На плечах,на голове,
Движения по тексту.
Снег-повсюду,снег-везде.
Повороты корпуса вправо-влево.
6.Упражнение «Какое настроение у снежинки?»
Л о г о п е д. Ребята,посмотрите какие я снежинки нашла.
( Снежинки-эмоции)
У каждой снежинки-свое настроение.
И сейчас попробуем угадать настроение снежинки,и произнесем фразу «Выпал снег»с нужной интонацией.
(Аналогично фразы «Пришла зима», «Хорошо зимой».)
Л о г о п е д. Молодцы. Да,хорошо зимой,но нам нужно отправляться дальше. Но на чем?
Д е т и. На самолете!
7.Фонопедические упражнения «Самолеты»
Л о г о п е д. Мы полетим на самолете,
Мы отважные пилоты.
Заводим моторы.
«Тр-р-...»-в среднем регистре(круговые вращения руками перед
грудью)
Мотор заработал.
«Р-р-...»-в низком регистре(то же,увеличивая темп вращения)
Самолет полетел.
«У-у-у...»-глиссандо снизу вверх(руки в стороны,бег по кругу).
Самолет приземляется.
«У-у-у»-глиссандо сверху вниз(постепенное замедление темпа
движения).
Самолет приземлился.
Приседают на левое колено,руки в стороны.
Л о г о п е д. Вот мы и приземлились. В какое время года мы попали?
8.Развитие слухового внимания.
Дети слушают звуки весны(аудиозапись).
9.Развитие интонационной выразительности речи.
Д е т и 1-о й г р у п п ы:С крыши капает вода?(щелкать пальцами)
Д е т и 2-о й г р у п п ы:Да!Да!Да!Да!(хлопки в ладоши)
Д е т и 2-о й г р у п п ы:Тают горки во дворах?(постепенно присе-
дать)
Д е т и 1-о й г р у п п ы:Ах!Ах!Ах!Ах!(качают головой)
Д е т и 1-о й г р у п п ы:А на речке треснул лед?(топают ногой)
Д е т и 2-о й г р у п п ы:Вот так!Так вот!
В м е с т е:Весна поет!
Л о г о п е д. А какие изменения происходят в жизни зверей весной?
Д е т и. Медведь просыпается после зимней спячки,у зверей появ-
ляются детеныши.
Л о г о п е д. Верно!А сейчас...
Будем повторять движения зверей,
Крадется лиса и мы за ней.
Хвостиком крутит вправо-влево
Рыжая лесная королева.
Будем повторять движения зверей,
Прыгает белка и мы вместе с ней
С ветки на ветку прыгает ловко,
Без опасения и остановки.
Будем повторять движения зверей,
Топает медведь,а мы сильней.
Топай,как медведь,не жалея лап,
Не беда,что мишка косолап.
Будем повторять движения зверей,
Выше поднимай колени скорей,
Руки вверх и пальчики врозь,
Кто шагает так?
Д е т и. Лось,лось.
В м е с т е. Мы подвигались,как звери!
Л о г о п е д. А наше путешествие продолжается. Н а чем же нам теперь отправится в путь?
12.Ребята проговаривают чистоговорку,ритмично отхлопы-
вая ритм
Х о р о м. Ед-ед-ед -где же мой велосипед?
Хлопки в ладоши,сидя на ковре.
Да-да-да-быстрая езда.
Скользящие удары ладонями друг о друга(«тарелочки»)
Али-али-али-нажимаю на педали.
Упражнение «Велосипед»,лежа на спине.
Аль-аль-аль-быстро мчусь я вдаль.
Упражнение «Велосипед»,движение в обратном направлении.
Педагог загадывает загадку о лете.
13.«Лягушка-попрыгушка»
Л о г о п е д. Ребята,посмотрите,нас встречает лягушка-попрыгуш-
ка. Лягушка любит прыгать по листам кувшинки,при этом она что-то напевает. А поет лягушка разные песенки:ква-ква,ла-ла,са-са,ши-ши.Ес-
ли листочки кувшинки расположены рядом,то звуки произносят подряд,а если они расположены на растоянии,надо выдержать паузу. Давайте сейчас вместе с лягушкой попробуем попрыгать с песенкой по листам кувшинки. Как хорошо у нас получается прыгать и петь песенку.
Л о г о п е д. А теперь предлагаю отправится в парк развлечений.
Сели дети на качели,
Держись,держись!
И качели полетели-
Дети встают парами. Один ребенок приседает,второй-встает;затем-первый выпрямляется,а второй приседает.
Вверх-вниз,вверх-вниз.
А потом на каруселях-
Вот так!Вот так!
Кружатся,держась за руки,в соответствии с темпом музыки.
Наши дети завертелись-
Вот так!Вот так!
А потом на горку дети
Поднялись,поднялись,
Медленно поднимают сцепленные руки и резко приседают.
И поехали ребята
Быстро вниз,быстро вниз.
Л о г о п е д. Заигрались мы,ребята,и не заметили,как наступила осень.
14.Музыкально-ритмическая композиция «Осень под зонтиком»
(муз. Т. Боковой)
15.Массаж спины «Дождь»
Дети встают друг за другом «паровозиком» и выполняют следующие движения.
Л о г о п е д. Дождь!Дождь!Надо нам
Расходиться по домам.
Хлопки ладонями по спине.
Гром!Гром,как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
Поколачивание кулачками.
Град!Град!Сыплет град!
Все под крышами сидят.
Постукивание пальчиками.
Только мой братишка в луже
Поглаживание спины ладошками.
Ловит рыбу нам на ужин.
(Французская народная детская песенка)
Дети поворачиваются на 180 и делают массаж еще раз.
Л о г о п е д. По дороге золоченой
Осень щедрая идет .
Убранный листами клена
Сундучок она несет.
Сундучок с ее приданным
Полон солнечных даров:
Много тут брусники рдяной,
Спелых яблок и грибов.
Логопед вручает детям корзину с дарами осени.
16.Итог занятия.
Л о г о п е д. Ребята,сегодня мы совершили увлекательное путешествие по временам года. А что вам понравилось больше всего?
(ответы детей).
Л о г о п е д. Вы все хорошо занимались. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие к временам года
Знакомство с временами года, счет в пределах 10...
Конспект занятия. Тема: ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени
Ориентировка детей по дням недели и временам года. Ориентировка во времени...
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Игровой макет «Времена года»пособие для дидактических игр по изучению времен годаОписание работы:Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных об...
Консультация для родителей «Времена года» Наблюдение за природой по временам года — рекомендации для родителей
Совет родителям в ознакомлении с окружающим природным миром ,познакомить детей с понятием -время года,месяцы зимние,весенние,летние,осенние(названия)Рассказать детям,что происходит в природе в разные ...
Времена года — это игра, целью которой является систематизация знаний о временах года.
Природа постоянно меняется: с каждой порой она преображается.“Времена года” предоставляет массу идей по проведению игры: ребёнок может играть сам, а также в компании сверстников. К игре пр...
Игровой макет «Времена года» пособие для дидактических игр по изучению времен года
Макет «Времена года» может быть использован в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое ...
Картотека дидактических игр по временам года в первой младшей группе (2-3 года)
Картотека дидактических игр по временам годав первой младшей группе (2-3 года)ОсеньДидактическая игра «С какого дерева листок?». Цель. Предложить детям рассмотреть опавшие листья, вы...