"Королевство красивой речи"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Матвеева Ольга Александровна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionno.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по обучению грамоте в старшей логопедической группе

                           « Королевство Красивой Речи»

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Углублять интерес к занятиям по обучению грамоте в работе с кассой, умение отвечать на поставленный вопрос.
  • Закреплять знания о речевых единицах (звук, буква, слог).
  • Развитие фонематического слуха, памяти, внимания, воображения.
  • Преобразование деформированной фразы.
  • Закреплять умение делать звуковой анализ слова.
  • Обогащение словаря прилагательными, глаголами.
  • Развитие мелкой моторики рук и двигательной активности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Создание у детей положительного настроения.
  • Формирование положительной установки на участие в занятии.
  • Формирование интереса к истории общественных формаций.

Словарная работа:

Активизация словаря: дождливая, урожайная, багряная, холодная, моросит, стучит, благородный, отзывчивый.

Методические приёмы: показ, беседа, напоминание, поощрение, оценка действий, ТСО, исправление, словесные указания, художественное слово.

Оборудование:

Демонстрационный материал: Картина «Королевство Красивой Речи», буквы, доска настроений.

Раздаточный материал: кассы букв, полоски обозначающие слово, слоги.

Предварительная работа: составление слов в кассах из букв, определение места звука в слове, деление слов на слоги, проведение звукового анализа слов, подбор слов на заданный звук, выделение слов на определённый звук.

                                         Ход занятия

  1. Организационный момент.

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

А теперь, посмотрите все на меня. Давайте с вами подышим, сделаем вдох носом, выдох ртом.

-  Чем пахнет в природе? (Осенью)

- Какое сейчас время года? (осень)

- Подберите слова – признаки к слову осень. Осень, какая?

- Мы знаем, что осенью часто идёт дождь. Давайте, с вами выполним пальчиковую гимнастику «Осенняя прогулка».

Если мы идём гулять,

(ходьба на месте)

Зонт с собою нужно взять.

( упражнение «Зонт»)

Осенью от дождика

(упражнение «Дождик»)

Спрячемся под зонтиком.

( упражнение «Зонтик»)

- Дождь что может делать?

-А теперь сядут за столы девочки, а теперь мальчики.

2. Сегодня мы отправляемся в королевство Красивой Речи. Правит там король, а помогают ему придворные и армия рыцарей.

-Давайте вспомним, из чего состоит наша речь. ( Наша речь состоит из слов.) Короля в сказочном королевстве зовут Слово. Как он одет? ( На короле чёрный плащ, потому что слово обозначается полоской чёрного цвета)

- Из чего состоит слово? ( Слово состоит из слогов)

- Придворных короля зовут Слоги. Почему они одеты в жёлтые платья?     ( Потому что слоги обозначаются короткими полосками жёлтого цвета)

-Давайте с вами покажем нашим гостям, как мы умеем делить слова на слоги.

- Каким способом можно разделить слово на слоги? ( Слово можно прохлопать, протопать, и т.д.)

- Давайте, будем делить слова и определять количество слогов загибая пальчики.

- Внимание! Первое слово: меч.

- Сколько слогов в слове меч?

- Сколько надо взять полосок?

- Запишем слоги на доске.

- Проверьте себя.

Второе слово: танец.

- Молодцы, ребята! Слова на слоги вы умеете делить.

- Из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков)

- Почему рыцари, которых зовут звуки, одеты в одежду разного цвета? ( Потому что гласные звуки обозначаются фишкой красного цвета, согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми, мягкие согласные обозначаются фишкой зелёного цвета, твёрдые согласные фишкой синего цвета)

3. А. вы хотели бы быть настоящими рыцарями и дамами.

- Каким должен быть рыцарь? (смелым, отважным, сильным, добрым, благородным)

- Какой должна быть дама? (умной, воспитанной, доброй, отзывчивой.)

- Чтобы стать благородными дамами и отважными рыцарями необходимо пройти испытания. Вы готовы?

4. –В эпоху средневековья праздники при дворе начинались с рыцарского турнира. Наши будущие рыцари и благородные дамы будут состязаться в умении подбирать слова на заданный звук.

- Назовите слова со звуком У, чтобы этот звук стоял в начале слова.

-Молодцы, ребята! Вы, верно, подобрали слова со звуком У.

5. Король прислал шкатулку с пригласительными билетами, но воспользоваться ими смогут те, кто правильно обведёт букву. Гласные – красным, согласные – синим фломастером.

- Назовите гласные буквы, которые вы обвели.

- Назовите согласные буквы.

- Правильно, ребята!

6.Пригласительные билеты заполнены, сшиты наряды, можно отправляться на бал.

- Чтобы узнать, на чём мы поедем на бал надо правильно составить предложения.

- Послушайте слова: В, бал, поедем, на, карета.

- Какое предложение получится? ( На бал поедем в карете)

- Послушайте следующие слова: В, король, замке, нас, ждёт.

- Какое предложение получится из этих слов? ( Король нас ждёт в замке.)

- Молодцы, ребята! Вы правильно составили предложения. Ну, а теперь в путь!

7. Физ. минутка.

В гости к королю идём

Громко песенку поём:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля!

На носочках потянулись

И друг другу повернулись,

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

8. Вот мы и в замке.

- У короля есть любимое животное, и он хочет, чтобы вы отгадали кто это.

Что за зверь со мной играет?

Не мычит, не ржёт, не лает,

Нападает на клубки,

Прячет в лапках коготки.

- Кто это? (кот)

-Правильно ребята!

-Давайте на звуковых линейках покажем слово кот. Выполняйте задание вместе со мной. Проговаривайте слово и передвигайте линейку.

- Сколько окошек открылось?

- Сколько звуков в этом слове?

- Положите звуковые линейки и откройте кассы. В кассе выложите слово кот звуковыми фишками.

- Назовите первый звук в слове кот.

- Фишкой какого цвета вы обозначили звук К? Почему?

- Назовите второй звук в слове кот.

- Фишкой, какого цвета вы обозначили этот звук? Почему?

- Какой третий звук в слове кот?

- Почему вы обозначили звук Т синим цветом?

- Обозначьте звуки буквами.

- Давайте прочтём это слово.

- Молодцы ребята!

9. И последнее испытание, которое вам приготовил король. Он хочет проверить, умеете ли вы подбирать рифму. Поиграем в игру «Подскажи словечко».

Сорвала я стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

 Покатился… (горох)

Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицу.

У неё листочки с хрустом.

А зовут её… (капуста)

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зелёные хитрецы,

Молодые… (огурцы)

- Молодцы! Вы были очень внимательными и легко подобрали рифмы.

- Ребята послушайте ещё раз эти слова: горох, капуста, огурцы.

- Как мы назовём их одним словом? (овощи)

- Правильно ребята!

- Назовите первый звук в слове овощи.

- Какой последний звук в слове овощи.

- Что вы знаете о звуке И? (Этот звук волшебный, впереди стоящие согласные он смягчает.)

10. Итог занятия.

- Вот и подошло к концу наше занятие. Какие испытания вам пришлось пройти? ( составляли предложения, подбирали слова со звуком У, делили слова на слоги, работали со звуковыми линейками, выполняли звукобуквенный анализ слова кот)

- А сейчас состоится посвящение в рыцари и дамы. (Под музыку выходит король и раздаёт медали)

- Посмотрите на нашу «Доску настроений», возьмите спикеры и прикрепите их там, какое настроение у вас вызвало занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи для старшей группы "Путешествие в страну Красивой речи"

Открытое занятия подготовила и показывала на конкурс воспитатель года....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: "Путешествие в страну Красивой речи"

Занятие по развитию речи представлено в виде путешествия в сказочную страну. Чтобы туда попасть нужно выполнить определённые задания, которые даны в игровой форме....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: " Путешествие в страну красивой речи"

1. Формировать умения обобщать, классифицировать.2. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.3. Упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов.4. формирова...

Занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект занятия на конкурс "Воспитатель года 2016" по развитию речи в старшей группе по ФГОС...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ КЛАСИФИЦИРОВАТЬ ,ОБОБЩАТЬРАСШИРЯТЬ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС...

Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Королевство Правильной Речи».

Данный конспект занятия направлен на закрепление знаний детей по разделам программы: «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории...