Роль дидактических пособий в обучении детей с тнр
консультация по логопедии

РОЗЕНКО  НАТАЛЬЯ  ВЛАДИМИРОВНА

В своей работе многие логопеды используют дидактические пособия и игры, изготовленные своими руками.  Это позволяет подобрать материал, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка, разнообразить коррекционный процесс, внести что - то новое, не знакомое ранее детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tnr.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Первичное нарушение, например, нарушение речи влечёт за собой вторичные отклонения в развитии.

При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.

Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

 

Типичные затруднения у детей с ОВЗ

  1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи мы ежедневно сталкиваемся со множеством проблем и, следовательно, вопросов, как их преодолеть. Такие особенности, как отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограниченные представления об окружающем мире, низкий уровень свойств внимания (концентрация, переключение, устойчивость) стимулируют педагогов к ежедневному творчеству, поиску новых приемов в работе.

Особенности игровой деятельности у детей с тнр

Мы берем за основу ведущую деятельность дошкольников – игровую. Вовлекая детей в игру, мы можем решать свои задачи комфортными и привлекательными для ребенка методами.

Особенности игры как деятельности: отобразительный и действенно-речевой характер, специфические мотивы (основной мотив - это переживание ребенком в игре значимых для него сторон действительности, интерес к действиям с предметами, событиям, отношениям между людьми. Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес.

Своеобразие игры заключается в:

1.Свободе и самостоятельности ребенка в игре (сами выбирают игру, распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят из игры)

2.Творческий характер игры.

3.Эмоциональная насыщенность игры.

С.Л. Новоселова предлагает следующую классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые:

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

На занятиях мы используем в первую очередь дидактические игры. Однако замедленный темп усвоения материала и автоматизации полученных навыков с одной стороны и сниженная работоспособность у дошкольников с ОВЗ с другой вызывает необходимость использования игр и других видов в качестве дидактических.

Технология использования дидактических игр

Многие игры детей можно преобразовать в дидактические. При этом следует учитывать содержание поставленных задач:

  • развитие фонематического восприятия,
  • автоматизация поставленных звуков,
  • развитие слоговой структуры слова,
  • формирование лексико-грамматических категорий,
  • развитие связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лэпбук- дидактическое пособие для обучения детей Правилам Дорожного Движения» методическая разработка

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лепбука пополнять и усложнять. В старшем дошколь...

Методическая разработка по теме «Дорожный Знакомобиль» дидактическое пособие для обучения детей Правилам Дорожного Движения

Дидактическое пособие «Дорожный Знакомобиль» предназначено для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сбо...

Методическая разработка по теме «Лэпбук- дидактическое пособие для обучения детей Правилам Дорожного Движения»

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лепбука пополнять и усложнять. В старшем дошколь...

Методическая разработка: Лепбук-дидактическое пособие для обучения детей ПДД

Дидактическое пособие лэпбук «ПДД» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в занятиях, так же детьми в самостоятельной и игровой деятельности. Благодаря эт...

Методическая разработка по теме изучение правил дорожного движения «Лепбук- дидактическое пособие для обучение детей Правилам Дорожного движения

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

методическая РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИКЕ

методическая разработкаРОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТИКЕ РОЛЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МАТЕМАТ...