Методическая разработка по теме «Дорожный Знакомобиль» дидактическое пособие для обучения детей Правилам Дорожного Движения
методическая разработка по обж (старшая группа)

Егорова Ольга Викторовна

Дидактическое пособие «Дорожный Знакомобиль» предназначено для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию. Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomobil.docx552.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6 комбинированного вида Колпинского района

Санкт-Петербурга

Методическая разработка

по теме

«Дорожный Знакомобиль»

дидактическое пособие для обучения детей

Правилам Дорожного Движения

Составила:

Воспитатель: Борисенко О.А.

Учитель-логопед: Егорова О.В.

ГБДОУ №6 Колпинского района

В методической разработке по теме «Дорожный Знакомобиль»

есть необходимые рекомендации для воспитателей и родителей при обучении детей дошкольного возраста с ТНР правилам безопасного поведения на дорогах.

Санкт-Петербург 2019

Содержание

Предисловие………………………………………………………………..3

  1. Дидактическая игра - как самостоятельная игровая деятельность……………………………………………………………7

  2.Дидактическая игра «Дорожный Знакомобиль»…………………..12

 Рекомендации по использованию……………………………………….20

Список используемой литературы………………………………………21

Приложение ………………………………………………………………..22.

Детство наших детей должно быть без травм.

Пусть движутся потоками машины,

Водители спокойствие хранят

Ведь правила движения едины

Для взрослых пешеходов и ребят.

Предисловие

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока. Исследования в данной области показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников во многом связаны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др. Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.

Дети с ОНР дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

 В целом по стране, а также в нашем детском саду №6, накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. В основном с воспитанниками проводим соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиальной. Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

Актуальность проблемы:

-Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.

-Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице.

-Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.                                                                                                                  

Пояснительная записка:

Дидактическое пособие «Дорожный Знакомобиль» предназначено для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе со взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель:

-Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.

-Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналов, довести до детей важность сигналов светофора.

-Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.

-Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.

-Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;

- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;

Развивающие:

- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Речевые:

- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.

- Развивать связную речь;

Воспитательные:

- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

- Воспитывать чувство ответственности.

Именно через игру дети  познают мир, и осваиваются в нем.                                                    Так как игра – основная деятельность детей, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, внимательность, сосредоточенность, т.е все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей.

Особое место в  нашей работе  мы  уделии словестным и дидактическим

играм .

Главная особенность которых состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям, т.е такие, чтобы дети действительно увлеклись. Чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.    

Принимая во внимание особенности детей с ТНР, мы стараемся развивать в них самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья.                                     Очень сложно объяснить ребёнку, что каждый человек в экстремальной обстановке испытывает страх. Ещё труднее научить контролировать это чувство.

Нами была создано дидактическое пособие

«Дорожный Знакомобиль» по теме: «Будьте осторожны на дорогах».

C:\Users\Администратор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20190122_141511.jpg

Реализация планируется один – два раза в неделю, не требует определённого времени в режиме дня и проводится в любое время, что не создаёт дополнительной нагрузки на детей.

В пособии собраны материалы о ПДД , игровые задания, словестные игры для развивающих занятий с детьми с ТНР старшего  дошкольного возраста.

В него входит 6 игровых развивающих заданий:

1. «Угадай знак»  (игра с жетонами)

2. « Назови и расскажи» (игра с кубиком)

3. «Загадочные знаки» (игра с загадками)

4. «Весёлый жезл» (игра-эстафета)

5. «Пропущенные буквы»  (коллективная игра)

6. «Подумай и отгадай» (Викторина с ёлочками и светящимся шаром)

Игра «Угадай знак».

Цель:

  1. Закрепить названия и назначение дорожных знаков.
  2. Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.
  3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.

Подготовка к игре: Все знаки расставляют на расстоянии друг от друга.
Правила игры: Воспитатель зачитывает словесное описание того, что обозначает тот или иной знак. Дети должны подбежать к нужному знаку. Дети, правильно выбравшие знак, получают жетон. В концу игры подсчитывают у кого сколько жетонов и определяют победителей.

«Назови и расскажи»

Цель:

  1. Учить детей различать дорожные знаки.
  2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения. Учить отражать свои мысли в прямой речи.
  3. Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными и знаками сервиса.

C:\Users\Администратор\Desktop\SAVE_20190124_111134.jpegC:\Users\Администратор\Desktop\SAVE_20190124_111306.jpeg

«Загадочные знаки»

Цель:

  1. Развивать умственные способности и зрительное восприятие.
  2. Учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением.
  3. Воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нем. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.

В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры - лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.

C:\Users\Администратор\Desktop\SAVE_20190124_111337.jpeg

«Веселый жезл»

Цель:

  1. Обобщить представления о правилах поведения пешеходов на улице.
  2. Активизировать знания детей, развивать связную речь, память, мышление.
  3. Воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.

Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовет больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.

Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и ее правила. Воспитатель. Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовет больше правил и не повторится. Жезл переходит поочередно из одной команды в другую. Дети называют правила. Дети. Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зеленый сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя перебегать улицу перед близко 33 идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и убедившись в безопасности, переходить.

«Пропущенные буквы»

Цель:

Игра коллективная, развивает логическое мышление.

Для конкурса надо подготовить 12-20 карточек размером 40х8 см.

С одной стороны карточек пишется слово полностью, с другой - с пропущенными буквами.

Ставят стол, на него кладут карточки двумя стопками для каждого ведущего.

Условия игры Экипажи располагаются полукругом напротив стола. Ведущие по очереди берут карточку и предлагают играющим отгадать, какое это слово. Чей экипаж отгадал быстрее, судья зачисляет очко команде.

Подбор слов для игры: 1. СВЕТОФОР 2. ВОДИТЕЛЬ 3. ПАССАЖИР

4. МОТОЦИКЛ 5. ВЕЛОСИПЕД 6. АВТОМОБИЛЬ 7. БЕНЗОВОЗ

8. ГРУЗОВИК 9. РАЗМЕТКА 10. ФАРЫ 11. БОРТ 12. ПЕШЕХОД

 Пример карточки   С-Е-О-ОР

«Подумай  отгадай»  Викторина

Цель

  1. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;
  2. Уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения;
  3. Воспитывать сообразительность и находчивость.

Правила: необходимо давать правильный ответ и не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.

Педагог. Я буду задавать вам вопросы. Кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и выявим победителя. Вопросы к викторине расположены внутри складной ёлочки.

Вопросы:

- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

- Кто ходит по тротуару? (пешеход)

- Кто управляет автомобилем? (Водитель)

- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

- Для чего нужна проезжая часть? (для движения транспорта)

- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)

- Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

- С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14лет)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)

- Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Три)

- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

- Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз)

- Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)

- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины)

- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке)

C:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20181205_154341.jpgC:\Users\Иван\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG-20181223-WA0000.jpg

Родители принимают участие

в изготовлении ёлочек                                                     Елочка в технике оригами

                                                                    с вопросами викторины

Вывод

В ходе реализации игровых технологий нам удалось обогатить опыт детей, создать   необходимые условия в группе для работы по предупреждению детского травматизма на дорогах, повысить компетентность родителей в обеспечении безопасной жизнедеятельности детей путем использования разных методов и приемов. Мы собрали богатый материал по безопасности дорожного движения и обобщили в методической разработке. В период работы пополнился словарный запас наших воспитанников, что немаловажно для детей с ОВЗ (ТНР). У детей сформировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, они научились делать простые выводы, устанавливать причинно–следственные связи; дети стали уверенно отличать и называть дорожные знаки. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей нашей  группы.

Педагогические инновации помогли совершенствовать систему работы по вопросам обучения детей правилам дорожного движения. Для того, чтобы обеспечивать высокий уровень культуры поведения на дорогах, мы будем продолжать искать новые перспективы и пути их развития: поиск новых социальных партнеров для дальнейшей реализации поставленных целей по ознакомлению воспитанников с правилами дорожного движения, совершенствование методического обеспечения, поиск и использование современных технологий с целью повышения качества воспитательно-образовательного процесса по повышению культуры поведения дошкольников на дороге. Мы убедились, что только совместными усилиями педагогов и родителей, используя их знания, терпение и такт, применяя вышеописанные игровые технологии, нам удалось повысить уровень компетенции наших воспитанников  в  вопросах безопасного общения со сложным миром улиц и дорог.

Список используемой литературы

1.Журнал «Детская энциклопедия». Азбука дороги. №11, 2012 г. 

2. Журнал «Детская энциклопедия». Ребенок в городе. №11 – 2012г.

3.Зеленин, С.Ф. Правила дорожного движения с комментариями для всех понятным языком / С.Ф. Зеленин. - М.: Мир Автокниг, 2012. - 96 c.
4. Копусов-Долинин, А.И. Правила дорожного движения РФ: Официальный текст с комментариями и иллюстрациями (новые штрафы 2013): Особая система запоминания на длительный период: Учебно-методическая литература со всеми изменениями в ПДД РФ и штрафах действует с 5.01.2013 г. / А.И. Копусов-Долинин. - М.: Эксмо, 2013. - 80 c.
6. Копусов-Долинин, А.И. Правила дорожного движения: Особая система запоминания (новые штрафы 2013): С комментариями и иллюстрациями: С изменениями от 28.03.2012 г. №254, действующими с 13.04.2012 г / А.И. Копусов-Долинин. - М.: Эксмо, 2013. - 80 c.
7. Приходько, А.М. Комментарии к Правилам дорожного движения РФ с изменениями на 2015 год / А.М. Приходько. - М.: Эксмо, 2015. - 336 c.
8. Романова, Е.А. Занятия по правилам дорожного движения / Е.А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 64 c.
9. Старцева, О.Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / О.Ю. Старцева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.
10. Старцева, Ю.А. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения / Ю.А. Старцева. - М.: Творческий центр Сфера, 2016. - 64 c.
11. Усачев, А.А. Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей; Художник В.О. Уборевич-. М.: Самовар, 2012. - 61 c.

12. Финкель, А.Е. Правила дорожного движения в рисунках 2013 / А.Е. Финкель. - М.: Эксмо, 2013. - 96 c.
13. Финкель, А.Е. Правила дорожного движения в рисунках (редакция 2016 г.) / А.Е. Финкель. - М.: Эксмо, 2016. - 104 c.

Литература:

1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет.сада. - М.: Просвещение, 1983.

2. Вольский А.И. Запомни, юный пешеход». Минск, 1986

 3.Дорохов А. «Зеленый... Желтый... Красный!» М. 1991

4.Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлѐнного дня. - М.: Просвещение, 1985.

5. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» - М.:1989

6.Семинюк В.И., Владимиров Н.В., «Изучение правил дорожного движения», Минск, 1986 7.Семинюк В.И., Владимиров Н.В., «Изучаем правила движения с малышами», Минск, 1983 8.Семинюк В.И., «Загадки Степы Светофора»», Минск, 1990

9.Степанова Э.Я., Филенко Н.Ф., «Дошкольникам о правилах дорожного движения» - М.:1975 10.Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1986.

«Дорожный алфавит»  или «Дорожная азбука» или «Словарь безопасности»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лэпбук- дидактическое пособие для обучения детей Правилам Дорожного Движения» методическая разработка

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лепбука пополнять и усложнять. В старшем дошколь...

Методическая разработка по теме «Лэпбук- дидактическое пособие для обучения детей Правилам Дорожного Движения»

Дидактическое пособие лэпбук «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лепбука пополнять и усложнять. В старшем дошколь...

Методическая разработка по теме изучение правил дорожного движения «Лепбук- дидактическое пособие для обучение детей Правилам Дорожного движения

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожно...

"ЛЭПБУК"- дидактическое пособие для обучения детей Правилам Дорожного Движения.

Формировать систему знаний, умений детей по правилам дорожного движения...

Пособие по обучению детей правилам дорожного движения «Я с ПДД дружу!»

Дидактическое пособие «Я с ПДД дружу!» представляет собой папку, в которой собрана информация по теме:  игры, пазлы, раскраски, обучающие карточки, детали для построения дороги и обыг...

Лэпбук – дидактическое пособие для обучения детей правилам дорожного движения: «Дорожная азбука»

Описание пособия: Тематическая папка лэпбук  «Дорожная азбука» представляет собой складной планшет-гармошку формата А4. На страницах папки есть разнообразные карманы, карточки, в кото...