Семинар для воспитателей
методическая разработка по логопедии

Светлана Степановна Яроцкая

семинар для воспитателей по обучению грамоте дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_obucheniyu_gramote_21.06.18.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей

«Подготовка к обучению грамоте в ДОУ»

22.06.2018 г.

Подготовили и провели:

учителя – логопеды Пономарева Е.В. и Яроцкая С.С.

Цель: систематизация знаний педагогов по теме «Подготовка к обучению грамоте».

Задачи:

*закрепить знания о понятиях «звук», «слово», «слог», «предложение»;

*изготовить комплект раздаточного материала по данной теме.

Ход семинара:

Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы продолжаем цикл мероприятий по формированию звуковой культуры речи.

 

-Сегодня наш семинар посвящен теме «Подготовка к обучению грамоте».

- Что такое обучение грамоте? (обучение чтению и письму). В детском саду мы учим читать и писать? (нет). В чем заключается подготовка к обучению грамоте, т. е., что должны дети знать к концу дошкольного образования?

Слайд 2

Планируемые результаты освоения программы в части конкретизации целевых ориентиров:

  • умение определять место звука в слове, называть слова с определенным звуком, определять последовательность звуков в простых словах, находить слова с этим звуком в предложении;
  • умение делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части;
  • иметь представления о предложении.

Можем ли мы достичь планируемых результатов за один год в подготовительной группе? (нет).

Работа в этом направлении начинается в средней группе.

Слайд 3

Итак, первый пункт – звуки. Как различить звук и букву? (звук слышим и произносим)

Слайд 4

Букву читаем и пишем.

Если я скажу А – это звук или буква?  Ш? А если я напишу А – это звук или буква? Почему?

Слайд 5

На какие две группы делятся звуки?

Слайд 6

Назовите гласные звуки. Мы их обозначаем красным цветом. Йотированные Я, Ё, Е, Ю обозначают два звука: первый из которых всегда мягкий согласный Й. Поэтому Я, Ё, Е, Ю - буквы.

Слайд 7

На какие группы делятся согласные звуки?   Помните, что согласные звуки мы называем не ЭМ, ПЭ и т.д., а М, П и т.д. Согласные звуки делятся на мягкие и твердые. Мягкие обозначаем зеленым, твердые звуки синим цветом. Назовите звуки, которые всегда мягкие – Щ, Ч, Й. какие еще звуки могут быть мягкими? И назовите звуки, которые всегда твердые – Ш,Ж,Ц; какие еще звуки могут быть твердыми? Согласные звуки могут быть звонкими и глухими. Звонкие согласные – это звуки, которые произносятся с голосом, глухие – без голоса.

Слайд 8

Сейчас мы проверим ваши знания, проведем звуковой диктант: услышите звук – положите соответствующую фишку: А М ЛЬ У Ы К. Сколько всего звуков вы услышали? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько согласных твердых? Сколько согласных мягких?

На занятии для каждого ребенка необходимы фишки 4х цветов. В средней группе – фишки серого цвета, как обозначение звука, а в старших группах – цветные, как обозначение характеристики звука.

Сейчас мы изготовим комплект фишек для одного ребенка /воспитатели изготавливают фишки (по 3 фишки красного, синего, зеленого и серого цвета).

*А теперь запишите в памятку: изготовить фишки серого, красного, синего и зеленого цвета для всех детей группы + демонстрационные фишки большего размера.

Слайд 9

Следующий пункт – СЛОВО. Слово обозначаем полоской. Для линейного звукового анализа используется полоска с тремя, четырьмя и пятью окошками. А для определения места звука в слове используется полоска с тремя окошками. Если заданный звук слышится в начале – рисуем кружок в начале полоски, если в середине – в середине, если в конце – в конце. В середине считаются звуки от второго до предпоследнего места.

Закрепим материал, поработаем на карточке (кит, кот, лиса/аист, лист). В каком задании вы определяли место звука в слове, а в каком линейную последовательность звуков?  

Проверка Слайд 10-11

Фишки у вас уже есть, что необходимо еще для работы над словом? (схемы слова) изготовление полосок с 3,4,5 окошками для одного ребенка.

- Какая схема слова подходит для средней группы? (с 3 окошками) Для старшего? (3-4) Для подготовительной? (3-4-5).

*Запишите в памятку: изготовить полоски – схемы слова на каждого ребенка + демонстрационная полоска на доску.

Следующий пункт – СЛОГИ

- Что такое слог? (часть слова, в котором один гласный звук). В работе над слогами мы используем такие пособия Слайд 12. А вы?

*Запишите в памятку: изготовить демонстрационное пособие для слогового анализа.

Слайд 13

Последний пункт нашей сегодняшней темы – предложение. Предложение мы обозначаем линией, с уголком в начале. Почему? (первое слово в предложении пишется с большой буквы).

Мы предлагаем демонстрационный вариант обозначения предложения. Вы чертите на доске схему предложения в виде одной полоски и точки, дети придумывают предложение и прикрепляют полоски – слова к этой схеме.

Возможно ли использование данного варианта на занятии для каждого ребенка?

*Запишите в памятку: изготовить схемы предложения – 5 полосок и маленький квадратик-предлог.

Так же необходимо завести индивидуальные тетрадки для занятий по подготовке к обучению грамоте. С какой группы начнем работать в тетрадке? (в старшей группе)

1 задание: Давайте попробуем составить предложение к первой схеме: Например: Зима. Ко второй: Идет снег. К третьей: Кошка сидит на крыльце.

2 задание на карточке: составьте по картинке предложение и нарисуйте схему своего предложения (кошка сидит на крыльце).

Сколько слов в предложении? (4) Назовите первое слово, второе, третье, четвертое. На каком месте слово КОШКА. Выполните звуко- слоговой анализ слова КОШКА. Подпишите буквы под кружочками, а цифры по порядку над кружочками. Проверяем.

Итог: озвучьте, какие пособия вам необходимо подготовить к началу учебного года?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар с воспитателями: «Обучение детей правилам дорожного движения»

Выстуление на семинаре "Обучение детей правилам дорожного движения в ДОУ"...

Семинар для воспитателей «КНИГА – лучший воспитатель»

Данный семинар позволяет педагогам осознать ценность книги в дошкольном возрасте....

Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»

Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...

Семинар для воспитателей «Привитие дошкольникам навыки поисковой и исследовательской деятельности» Подготовила:Валиджанова А.Ш.- воспитатель МКДОУ№ 4

Тема:  «Детское экспериментирование как особая форма поисковой деятельности ребенка.»           «Начало познаний… всегда вытекает из ощ...

Семинар для воспитателей на тему: «Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»

Семинар для воспитателей на тему:«Интеграция образовательных областей в совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию»...