Практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в старшей группе
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Материал представляет собой подборку лексических и грамматических заданий по всем проходимым в старшей группе лексическим темам. Воспитатель использует эти задания для проведения ежедневных вечерних занятий по заданию логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
задания для вечерних занятий воспитателя старшей логопедической группы | 419 КБ |
Предварительный просмотр:
Тетрадь
вечерних занятий воспитателя
по заданию логопеда
старшая группа «МАЛИНКИ»
2018 - 2019 уч. г.
Логопед: Реутина И.Н.
Воспитатели: Лысенко Т.А.
Чуприна Е.В.
СПИСОК ДЕТЕЙ
СТАРШЕЙ ГРУППЫ «МАЛИНКИ»
2018 – 2019 УЧ.Г.
С | С' | З | З' | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Л' | Р | Р' | ПРИМЕ ЧАНИЕ | |
1.Алейников В. | ||||||||||||||
2.Арутюнов Д. | ||||||||||||||
3.Григорян Г. | ||||||||||||||
4.Дорохов Н. | ||||||||||||||
5.Жидикин А. | ||||||||||||||
6.Жолобова Ж. | ||||||||||||||
7.Каплунова Л. | ||||||||||||||
8.Кириленко В. | ||||||||||||||
9.Куринский А. | ||||||||||||||
10.Пышный А. | ||||||||||||||
11.Репало А. | ||||||||||||||
12.Сахно В. | ||||||||||||||
13.Сидорцова Н. | ||||||||||||||
14.Солопов Р. | ||||||||||||||
15.Чуприн Е. | ||||||||||||||
16.Шевченко Н. | ||||||||||||||
17.Шивчкова М. | ||||||||||||||
18.Шилов Т. |
Тема «Игрушки»
Задание 1. Рассмотреть с детьми несколько игрушек; определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая); отметить внешние признаки игрушки: форму (мяч круглый, кубик похож на квадрат), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая);
Провести беседу о бережном отношении к игрушкам.
Задание 2. Почитать детям стихотворения А.Барто «Игрушки». Заучивание стихотворений по выбору.
Задание 3. Отгадать загадку.
- Его бьют, а он не плачет, упадет — поскачет. (Мяч)
- Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)
Задание 4. Дидактическая игра «Узнай игрушку по описанию». Воспитатель рассказывает об игрушке, а дети ее называют.
Задание 5. Дидактическая игра «Узнай игрушку на ощупь». Игрушки помещаются в пакет. Ребенку предлагается с закрытыми глазами ощупать игрушку и назвать ее.
Задание 6. Составить описательный рассказ об игрушке по следующему плану:
-Что это?
-Каков ее внешний вид (величина, цвет, форма)?
-Из какого материала сделана?
-Как с ней можно играть?
Задание 7. Подобрать действия к предмету: мяч — летит, прыгает, катится, скачет, падает...; кукла — …, машинка — ... .
Задание 8. Дидактическая игра «Назови ласково»:
мяч — мячик, кукла — ...; мишка — ...; матрешка — ...; Петрушка — ... .
Задание 9 Дидактическая игра «Веселый счет»
Упражнение в согласовании существительных с числительными
Один мяч, два мяча,…одна кукла, две куклы... (счет вести до пяти).
Тема «Овощи»
Задание 1. Рассмотреть с детьми натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец. Объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи». Обратить внимание на признаки овощей: цвет, форму, вкус. Рассказать, где и как растут овощи, что из них готовят.
Задание 2. Отгадать загадки.
- Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице.
- Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко. Что это? (Репка)
- Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
- Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)
- Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)
- Я длинный и зеленый, вкусный и соленый,
Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
- Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи — меня ищи.(Капуста)
- Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Задание 3. Дидактическая игра «Большой — маленький»
огурец — огурчик, помидор — помидорчик...
Задание 4. Дидактическая игра «Один — много»:
огурец — огурцы, помидор — помидоры....
Задание 5. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ... Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) —
Задание 6. Составить описательный рассказ про овощи по плану:
Что это? Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой на вкус? Что из него готовят?
Задание 7. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями
Мы морковку трем, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующих
посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание пальцев рук
Тема «Фрукты»
Задание 1. Рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты». Рассказать детям, где и как растут фрукты. Обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус. Рассказать, что можно приготовить из фруктов.
Задание 2. Отгадать загадки.
- Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, а откусишь — сладко. (Яблоко)
- На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива)
- Растут они в жарких странах, их любят обезьяны. (Бананы)
Задание 3. Дидактическая игра «Один — много»
яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....
Задание 4. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — ....
Задание 5. Составить предложения с союзом а по образцу:
Лимон желтый, а яблоко красное.
Лимон овальный, а яблоко круглое.
Лимон кислый, а яблоко сладкое.
Задание 6. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану:
Что это? Где растет?
Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
Каков на вкус? Что из него готовят?
Задание 7. Дидактическая игра «Веселый счет»
Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок;
Один лимон, два лимона ... пять лимонов;
Одна слива, две сливы ... пять слив.
Задание 8. Дидактическая игра «Назови сок, варенье»
Сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из груши — ...; варенье из груши — ...; сок из апельсина — ..., варенье из апельсина
Задание 9. Дидактическая игра «Узнай фрукт на вкус, по запаху» (используются натуральные фрукты).
Задание 10. Звук и буква А. Игра «Назови первый звук» в словах: Аня, армия, азбука, аист, апельсин, ананас.
Какие еще слова на звук А вы знаете? (антенна, автомат, альбом, Африка, астра)
Тема «Сад-огород. Ягоды»
Задание 1. Рассмотреть с детьми картинки ягод и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». Обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус. Рассказать детям, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному); рассказать, что готовят из ягод;
Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.
- Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.
На солнце почернела я, и вот теперь я спелая. (Ягода)
- Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая — чернеет. (Красная и черная смородина)
- На припеке у пеньков много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелек держит алый огонек.
Разгибаем стебельки — собираем огоньки. (Земляника)
Задание 3. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье»
сок из малины — малиновый; сок из вишни — ...; варенье из малины — малиновое, варенье из вишни — ....
Задание 4. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану: Что это? Где растет?
Каков внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какова на вкус? Что из нее готовят?
Задание 5. Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор.
Фрукты: лимон, огурец, банан, персик.
Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.
Задание 6. Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке; клубника растет на дереве; клюква растет на кусте; картошка растет на болоте.
Задание 7. Дидактическая игра «Подбери признак»:
лимон (какой?) — ...; клубника (какая?) — ...; помидор (какой?)
Задание 8.Повторить стих «Урожай»:
Осень в гости к нам идет,
Урожай с собой несет:
Капустку круглую,
Картошку смуглую,
Морковку сладкую,
Свеколку гладкую.
Задание 10. Звук и буква У. Игра «Назови первый звук» в словах: утка, улитка, утюг, улыбка.
Назови слова на звук «У» (уши, усы, утята, угол)
Тема «Осень. Осенняя одежда, обувь». «Перелетные птицы»
Задание 1. Рассказать детям о том, какое время года наступило.
Обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);
Объяснить, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. Рассмотреть осенние одежду, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение. Во время прогулки обращать внимание детей на то, как одеты люди осенью.
Задание 2. Отгадать загадки.
- Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются. (Дождь)
- Из-под крыши крыша
под дождик вышла. (Зонт)
Задание 3. Прочитать и выучить стихотворение.
Дождик, дождик — кап-кап-кап, мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.
Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава...).
Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?»
Это чья шапка? — Моя. Это чьи перчатки? — Мои. Это чей шарф? — Мой. Это чье пальто? — Мое.
Задание 6. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.
Задание 7. Дидактическая игра «Большой — маленький»
шапка — шапочка; сапоги — ...; пальто — ...; куртка — ...; кепка — ... .
Задание 8. Дидактическая игра «Подбери признак».
Куртка (какая?) — красная, теплая ... .Сапоги (какие?) — коричневые ... .Шарф (какой?) — ....Пальто (какое?) — ....
Задание 9. Познакомить детей с перелетными птицами (по картинкам). Рассказать, как, куда и почему они улетают.
Задание 10. Дидактическая игра «Кто улетел?»
Воспитатель убирает по одной картинке, а дети говорят, кто улетел (гуси улетели, утки, лебеди, журавли).
Задание 11. Звук и буква О. Игра «Назови первый звук» в
словах обруч, облако, осень, озеро. Какие еще слова на звук О знаете? (ослик, окна, осы)
Тема «Посуда»
Задание 1. Рассмотреть с детьми посуду, объяснить, что посуда бывает двух видов: в которой готовят пищу (кухонная) и из которой едят (столовая и чайная).
Сравнить посуду (большие ложки и маленькие, мелкие тарелки и глубокие...). Обратить внимание на то, что посуда может биться.
Задание 2. Отгадать загадку.
Из горячего колодца через нос водица льется. (Чайник)
Задание 3. Упражнение в словообразовании:
В какую посуду кладут хлеб, горчицу, перец, салат, конфеты, соль, молоко, селедку, масло?
Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сухарницу)?
Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник?
Задание 4. . Дидактическая игра «Какая бывает посуда?»
Из стекла - стеклянная, из дерева – деревянная, из металла - металлическая, из глины – глиняная, керамическая, фарфоровая, из пластмассы – пластмассовая.
Задание 5. Объяснить ребенку значение сложных слов «картофелечистка», «овощерезка», «кофеварка», «соковыжималка», «мясорубка», «кофемолка», «соковарка».
Задание 6. Дидактическая игра «Сосчитай посуду»
Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей.
Одна тарелка, две тарелки,… Одна ложка, две ложки…
Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Чашка, блюдце, кастрюля, чайник.
Поварешка, тарелка, супница, сахарница.
Задание 8. Повторить с детьми стих «Точим нож»:
Точим, точим, точим нож.
Будет очень он хорош.
Будет резать он припасы:
Масло, сало, хлеб, колбасы,
Помидоры, огурцы –
Угощайтесь, молодцы!
Тема «Продукты. Труд повара»
Задание 1. Рассмотреть с детьми продукты, из которых готовится пища. Рассказать о времени приема пищи (утром мы завтракаем, днем обедаем, а вечером ужинаем)
Закрепить названия обеденных блюд (борщ, суп, каша и т.д.) и способы приготовления пищи (варить, жарить, тушить, печь).
Задание 2. Дидактическая игра «Что можно приготовить?»
Что готовят из мяса? картофеля? капусты? Из чего готовят винегрет?
Какие продукты готовят из молока? Из муки (теста)?
Задание 3. Составить предложения с союзом а по образцу:
Соль кладут в пюре, а сахар — в чай. (В какую еду кладут соль, а в какую сахар?)
В стакане — кефир, а в чашке — кофе. (В какой посуде кефир, а в какой чай?)
Задание 4. Дидактическая игра «Какое это блюдо?»
Какой суп из фасоли (гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
Какая каша из пшена (геркулеса, манки ... )?
Какое варенье из яблок (сливы, абрикоса, малины... )?
Какой сок из (моркови, груши, апельсина ... )?
Задание 5. Поиграть с детьми в игру «Магазин».
Показать, как выбирают продукты в зависимости от того, какое блюдо предполагается готовить.
Задание 6. Дидактическая игра «Чем угостишь друга?»
Дети по образцу составляют предложение: «Я угощу…»
Задание 7. Упражнение пальчиковой гимнастики «Братья»
(выставлять по одному пальцы из кулака, затем сжимать и разжимать пальцы)
Большаку — дрова рубить.
Указке — воду носить,
Середняку — печку топить,
Сироте — обед варить,
А мальчишке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев забавлять!
Задание 8. Звук и буква М. Игра «Назови первый звук» в
словах мама, муха, мышка, море. Какие еще слова на звук М знаете? (малина, машина, магазин)
Тема «Домашние животные и их детёныши»
Задание 1. Рассмотреть на картинках домашних животных и их детенышей. Почему они называются домашними? Как они выглядят? Чем питаются? Какую пользу приносят? Предложить ответить на вопросы: почему не слышно, когда ходит кошка, для чего у лошади на ногах копыта, зачем корове рога и т.д.;
Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).
- Му-му-му, молока кому? (Корова)
- Идет, идет, бородой трясет, травки просит:
«Ме-ме-ме, дайте вкусной мне» (Коза)
- С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, а хвост колечком (Собака)
- Спереди — пятачок, сзади — крючок,
посредине — спинка, а на ней — щетинка. (Свинья)
- По горам, по долам, ходит шуба и кафтан. (Баран)
- Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Все время умывается, а с водой не знается. (Кошка)
- Я большой и я красивый, я бегу — и вьется грива,
Длинный шелковый хвосток и копытами — цок, цок. (Конь)
Задание 3. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»
Корова — «му-у» (корова мычит)..Кошка — «мяу» (кошка мяукает).
Собака — ... .Свинья — ... Лошадь — ... .Овца — ... .
Задание 4. Дидактическая игра «У кого кто?»
У кошки — котенок (котята), у собаки — щенок (щенята), у овцы — ..., у козы — ...
Котенок — у кошки, щенок — у ..., теленок — у ..., жеребенок — у..., козленок — у... .
Задание 5. Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Кошка - молоком, корова - травой, коза - ..., собака - ..., лошадь -…
Задание 6. Дидактическая игра «Назови ласково»
Кошка — кошечка, собака — собачка, свинья — свинка... .
Задание 7. Отгадать загадки:
У кого рога? У кого щетинка? У кого мягкие лапки? У кого пятачок?
Задание 8. Повторить упражнение пальчиковой гимнастики «Котенок»
(зажимать поочередно пальцами правой руки ногтевые фаланги левой руки, как кусается котенок)
Кусается сильно котёнок-глупыш. 2, 3, 4, 5 пальцы
Он думает, это не палец, а мышь. 5, 4, 3, 2 пальцы
Но я же играю с тобою, малыш, смена рук, пальцы те же
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!» движение руками
Задание 9. МА (МУ, МО). Какой звук первый? А второй? Прочитай слоги: МА, МО, МУ.
Тема «Домашние птицы»
Задание 1. Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (курица — петух — цыплята, утка — селезень — утята, гусыня — гусь — гусята, индюшка — индюк — индюшата);
Почему эти птицы называются домашними?, Где они живут, чем питаются, какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек?
Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.
- Квохчет, квохчет, детей созывает, Всех под крыло собирает. (Курица)
- Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.(Петух)
- Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. (Цыпленок)
- Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)
- Катится бочка, нет на ней ни сучочка. (Яйцо)
Задание 3. Дидактическая игра «Угадай, кто это».
Кудах-тах-тах — снеслась в кустах. (Курица)
Ку-ка-ре-ку стерегу! (Петух)
Пить-пить-пить — воды попить! (Цыпленок)
Кря-кря — ищу червя! (Утка)
Задание 4. Дидактическая игра «Кто как разговаривает»:
утка (кря-кря) — крякает; гусь (га-га) — гогочет, петух (...) — ..., курица (...) — ... .
Задание 5. Дидактическая игра «У кого кто?»
У утки — утенок, утята, у гусыни — ..., у индюшки — ....
Задание 6. Дидактическая игра «Исправь ошибку» У утки — гусята; у индюшки — цыплята; у курицы — утята; у гусыни — индюшата.
Задание 7. Составить описательный рассказ о домашней птице по
следующему плану: Кто это? Каков внешний вид? Какие повадки?
Кто у этой птицы детеныши? Чем питается? Какую пользу приносит?
Задание 8. Упражнение для пальчиков «Утята»
(«пальчики здороваются» со сменой рук. При слове «пи-пи-пи» и далее показывать пальцами клювик утенка)
Первый, второй — шли утята, третий, четвертый — за водой.
А за ними плелся пятый, позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал, а восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался, громко-громко запищал: «Пи-пи-пи!»
- «Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
Тема «Дикие животные и их детёныши»
Задание 1. Рассмотреть на картинках диких животных и их детенышей. Рассказать о том, где они живут, чем питаются Какие есть части тела. Почему они называются дикими?
Задание 2. Отгадать загадки (выучить по выбору).
- Я, сознаюсь, виновата: я хитра и плутовата
Я в курятник вечерком часто бегаю тайком. (Лиса)
- Под соснами, под елками живет клубок с иголками. (Еж)
- Быстрый маленький зверек по деревьям скок-поскок. (Белка)
- Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай. (Заяц)
- Кто зимой холодной ходит злой голодный? (Волк)
- Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)
Задание 3. Дидактическая игра «Угадай, кто это?»
Бурый, косолапый, неуклюжий — ... .
Серый, зубастый, страшный — ... .
Хитрая, пушистая, рыжая — ... .
Маленький, длинноухий, пугливый — ... .
Задание 4. Дидактическая игра «У кого — кто?»
У медведя — медвежонок, медвежата, у волка — ..., у лисы — ...; у зайца -…, у ежа - …, у белки - …
Задание 5. Дидактическая игра «Кто как голос подает» лиса — тявкает, медведь — рычит, волк — воет, белка — ... .
Задание 6. Дидактическая игра «Про кого можно сказать ...» охотится — ..., крадется — ..., воет — ..., кусается — ..., пугается — ..., скачет — ..., переваливается — ..., хитрит — ..., выслеживает — ... .
Задание 7. Дидактическая игра «Кому что дадим?»
Мясо — волку, малину — ..., мед — ..., морковку — ..., яблоко — ..., орехи — ..., грибы — ... .
Задание 8. Составить описательный рассказ о диком животном по
плану: Кто это? Где живет? Какое жилище? Каков внешний вид?
Чем питается? Кто детеныши?
Задание 9. Повторить стих «Кто где живет?»
Медведь живет в берлоге,
Лиса живет в норе,
Волк поселился в логове,
А белочка - в дупле.
Лишь зайка, бедный зайка,
Под кустиком сидит,
И хвостик его маленький
От страха чуть дрожит.
Тема «Зима»
Задание 1. На прогулке обращать внимание детей на признаки зимы, на свойства снега. Повторять названия зимних месяцев.
Задание 2. Дидактическая игра «Где это бывает?»
(Усвоение категории предложного падежа с предлогом на)
Где лежит снег? (на земле, на крыше, на деревьях…)
Где висит сосулька? (на крыше, на дереве)
Где замерз лед? (на реках)
Где катаются дети? (на горке)
Где висит игрушка? (на ёлке)
Где стоят санки? (на крылечке)
Где играют в снежки? (на улице)
Задание 3. Дидактическая игра «Хлопни в ладоши».
Воспитатель произносит предложение. Дети находят подходящие по смыслу слова и повторяют их, хлопая в ладоши.
Снежинка…летает, блестит, тает, горит, падает, идет, кружится, ложится, ежится, вьется, воет, стучится.
Лед…трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывет, говорит, тонет.
Задание 4. Рассказать о зиме с опорой на картинки схемы:
1) Наступила холодная морозная зима.
2) Выпал белый пушистый снег.
3) Летят маленькие блестящие снежинки.
4) На реках толстый прозрачный лёд.
5) Дует сильный колючий ветер.
Задание 5. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений:
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем
И себя похлопаем.
Задание 6. Рассказывать стих с опорой на картинки в тетради:
Мы картиночки покажем
И про каждую расскажем:
Ёлка, горка и снежки,
Санки, лыжи и коньки,
Шуба, шапка, рукавички,
Сова, дятел и синички.
Рано темнеет, снежинки летают…
Ну и когда же всё это бывает?
Тема «Хвойные деревья»
Задание 1. Во время прогулки в парке показать детям хвойные деревья (ель и сосну); объяснить, почему они называются хвойными, вечнозелеными деревьями. Зрительно и на ощупь сравнить (по форме и размеру) хвою и шишки этих деревьев, рассмотреть крону ели и сосны.
Рассказать, что можно сделать из древесины этих деревьев, провести с ребенком беседу о бережном отношении к природе.
Задание 2. Отгадать и загадки:
- Зимой и летом одним цветом.
(Ель, сосна)
- Что же это за девица? Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год.
(Ель, сосна)
- Ну и платье: сплошь иголки, его носят вечно... (ёлки)
Задание 3. Речевая подвижная игра «Сосны». Импровизация движений:
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течение года
Ясной стояла погода.
Задание 5. «Что общего у елки и ежика?»
Ель на ежика похожа: еж в иголках, елка тоже.
Задание 6. Дидактическая игра «Кто (что) на елке, кто (что) под елкой?» (составление предложных конструкций).
Шишки, грибы, белка, заяц, дятел, ежик.
Задание 7. Пересказать рассказ «Елка».
Папа принес из леса елку. Елку поставили посреди комнаты. Миша и Ваня украсили елку разноцветными шарами, бусами и гирляндами. На самый верх прикрепили звезду. Елка стала нарядная, засверкала разноцветными огнями. Дети играли и веселились возле елки.
Тема «Новогодний праздник»
Задание 1. Побеседовать с детьми о том, какой праздник наступает, как к нему люди готовятся. Совместно с детьми украсить группу, раздевалку. Рассмотреть елочные игрушки. Обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, сравнить игрушки по величине и цвету. Вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.
Задание 2. Вспомнить, сколько месяцев в году, повторить их названия.
Задание 3. Отгадать загадку.
- На первую ступеньку встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год)
Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»:
елка (какая?) — ..., праздник (какой?) — ..., елочные игрушки (какие?) — ..., Дед Мороз (какой?) — ..., Снегурочка (какая?) — ..., ребята (какие?) — ..., подарки (какие?) — ....
Задание 5. Пересказать рассказ «Елка».
В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, с белой бородой, в красной шубе, в меховой шапке, в валенках, с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:
— Кто меня разбудил?
— Это я, Саша.
— Спасибо, Саша, а то я чуть праздник не проспал. Пришлось бы подарки обратно в лес увозить.
Задание 6. Выложить фигурку из палочек по образцу.
Елочка зеленая выросла в лесу.
Елочку на праздник я домой несу.
Задание 7. Совместно с детьми изготовить елочные украшения: снежинки, гирлянды, фонарики.
Тема «Зимние забавы»
Задание 1. Спросить у детей, какое сейчас время года, в какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр;
Задание 2. Отгадать загадки
- Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)
- Мчусь как пуля я вперед, лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки. Кто несет меня? (Коньки)
- Все лето стояли, зимы ожидали.
Дождались поры - помчались с горы. (Санки)
- Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)
- По снегу покатите - я подрасту,
На костре согреете - я пропаду. (Снежный ком)
Задание 3. «Какие зимние виды спорта вы знаете? Что нужно этим спортсменам?»
Задание 4. Дидактическая игра «Кому что нужно?» (употребление винительного падежа существительных): лыжнику нужны …лыжи, хоккеисту -…, фигуристу -..., саночнику-…
Задание 5. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление).
Лыжнику нужны санки.
Конькобежцу нужны лыжи.
Саночнику нужны коньки.
Хоккеисту нужны санки.
- Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
Задание 6. Упражнение на координацию речи с движением
«Ровным кругом».
Ровным кругом друг за другом Дети шагают по кругу,
Мы идем за шагом шаг. держась за руки.
Стой на месте, Останавливаются, шагают
Дружно вместе на месте
Делаем вот так... Имитируют катание на лыжах.
Игра повторяется несколько раз. Имитируют катание на коньках, метание снежков, лепку снеговика.
Тема «Зимующие птицы»
Задание 1. На прогулке понаблюдать за зимующими птицами. Какие птицы часто прилетают во двор?
Рассмотреть зимующих птиц на картинках: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, сороку, дятла, клеста. Обратить внимание на окраску птиц, рассказать, где они живут и чем питаются;
Задание 2. Отгадать загадки.
- Хоть я не молоток — по дереву стучу:
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
(Дятел)
- Эта хищница болтлива, воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока, а зовут ее ... (сорока).
- Озорной мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крошки собирает.
(Воробей)
- Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки — ведь это ... (снегири).
Задание 3. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): ворона — вороны, снегирь -…, галка -…, воробей — ....
Задание 4. Дидактическая игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):
воробей - воробушек, воробьишко; снегирь - снегирёк, синица - .
Задание 5. Дидактическая игра «Счет птиц» (закрепление согласования числительных с существительными).
Один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев.
Первая ворона, вторая ворона, ... пятая ворона;
первый голубь, второй голубь, ..., пятый голубь.
Задание 6. Дидактическая игра «Кто как голос подает?»
Ворона — «как-кар» — она каркает, воробей — ... .
Задание 7. Дидактическая игра «Подбери признак»:
Ворона какая? (черная, большая), голубь какой? (сизый, смелый), снегирь какой? (красногрудый), синица какая? (маленькая, ловкая)
Задание 8. Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию». Я сегодня видела на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
Задание 9. ХА (ХО, ХУ). Какой звук первый? А второй? Прочитай слоги: ХА, ХО, ХУ.
Тема «Как звери зимуют»
Задание 1. Спросить у детей, какое сейчас время года. Обратить внимание на природные условия зимой. Вспомнить диких животных, которые проживают в наших лесах, как называется их жилище. Рассказать, чем они питаются зимой, как добывают себе пищу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.
Задание 2. Вспомнить стихотворение «Кто где живет?»
Медведь живет в берлоге,
Лиса живет в норе,
Волк поселился в логове,
А белочка в дупле.
Лишь зайка, бедный зайка
Под кустиком сидит,
И хвостик его маленький
От страха чуть дрожит.
Задание 3. Прочитать детям стихотворение «Белочка-хозяйка»
(Агранович З.Е., стр.93). Задание 4. Прочитать детям рассказы о жизни животных зимой «Лиса», «Белка», «Волк», «Медведь» (Агранович З.Е., стр. 94)
Задание 5. Пересказ рассказа по опорным картинкам «Что случилось с волком». (См. в инд. тетради)
Задание 6. Игра «Подбери словечко» (подбор прилагательных к существительному)
-Волк (какой?) - голодный, злой, глупый, зубастый, опасный, дикий, невезучий, грустный.
-Белочка (какая?) - маленькая, пушистая, умная, весёлая, ловкая, лёгкая, прыгучая.
-Лиса (какая?) - хитрая, рыжая, быстрая, проворная, пушистая, умная. Задание 7. Упражнение на координацию речи с движением «Зайки белые сидят» Имитация движений по тексту.
Зайки белые сидят и ушами шевелят,
Вот так, вот так, и ушам шевелят.
Зайкам холодно сидеть, надо лапки им погреть.
Вот так, вот так, надо лапки им погреть.
Зайкам холодно стоять, надо зайкам поскакать.
Вот так, вот так, надо зайкам поскакать.
Задание 8. Пересказ рассказа В.Бианки «Зайчик» по опорным картинкам. (См. в инд. тетради)
Тема «Мебель»
Задание 1. Рассмотреть с детьми предметы мебели в группе, назвать мебель и ее отдельные части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца), внешние признаки (цвет, форму), материал, из которого она изготовлена. Рассмотреть мебель в кукольном уголке. Объяснить назначение мебели.
Задание 2. Рассмотреть на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный; кухонный, обеденный, журнальный), шкафов (книжный, платяной, шкаф для посуды), большие и маленькие стулья, табуретки.
Задание 3. Отгадать загадку и выучить по выбору.
- В квартире нашей новый дом. Живет посуда в доме том.
В нем место есть и для конфет, он называется.. .(буфет).
- С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота,
Со спинкой, а без головы. (Стул)
- По ночам во сне Ванятка до того задремлет сладко,
Что не хочется вставать, что за штука я? (Кровать)
- Под крышей четыре ножки, на крыше суп да ложки. (Стол) Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак»:
стул (какой?) —, кресло (какое?) —..., кровать (какая?) —....
Задание 5. Логические упражнения.
-Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул? -Оля маленькая. У нее маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?
Задание 6. Выполнить действия с предметами по указанию взрослого (понимание предложных конструкций),
-Положить мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом; поднять мяч над стулом.
Задание 7. Упражнение для пальчиков «Стульчик».
Стульчик ты Левую руку поднять вертикально вверх.
из рук сложи Правую руку в положении кулачка прижать
и детишкам покажи. к левой ладошке.
Задание 8. Вспомнить, какая мебель есть в твоем доме (в кукольном уголке, в детском саду).
Задание 9. Сконструировать игрушечную мебель из кубиков, из спичечных коробков.
Тема «Транспорт. ПДД»
Задание 1. Вместе с детьми понаблюдать на улице за движением различного транспорта. Познакомить с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный. Побеседовать о необходимости соблюдения правил дорожного движения.
Задание 2. Отгадать загадки о транспорте.
- Летит птица-небылица, а внутри народ сидит,
меж собою говорит. (Самолет)
- Этот конь не ест овса,
Вместо ног -два колеса,
Сядь верхом и мчись на нем,
Только лучше правь рулем. (Велосипед)
- Дом по улице бежит, дом подошвами шуршит.
Подбегает к остановке, всех желающих берет —
И опять бежит вперед. (Автобус)
- Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)
- Не летает, жужжит, жук по улице бежит,
И горят в глазах жука два блестящих огонька.
Это дал завод ему: и огни — глядеть во тьму,
И колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор. (Автомобиль)
- Спозаранку за окошком стук и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)
- Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз.
Не с ума ли он сошел — прямо по морю пошел. (Пароход)
Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак»
Машина (какая?), автобус (какой?), самолет (какой?).
Задание 5. Подобрать действия к предметам.
Поезд (что делает?), самолет (что делает?), пароход (что делает?)
Задание 6. Дидактическая игра «Один — много»
Самолет - самолеты, машина -... (трамвай, автобус, троллейбус)
Задание 7. Дидактическая игра «Кто чем управляет?»
Самолетом управляет летчик, машиной -... ,поездом -…, кораблем -…, вертолетом -…)
Задание 8. Повторить стих «Самолет»
Самолет построим сами.
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме. (А. Барто)
Тема «День Защитника Отечества»
Задание 1. Побеседовать с детьми о празднике 23 февраля.
Рассказать, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день; рассмотреть вместе с детьми иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, способствовать возникновению у них уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества.
Задание 2. Рассмотреть с детьми флаг России. Объяснить значения цветов флага: красный - земля, синий - вода, белый - воздух.
Задание 3. Познакомить детей с некоторыми видами военной техники и военными профессиями: летчик, вертолетчик, моряк, танкист, пограничник, ракетчик, десантник.
Кто защищает нас на земле? На воде? В воздухе?
Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак».
Защитник Отечества (какой?) - сильный, смелый, храбрый, отважный.
Задание 5. Дидактическая игра «Сосчитай» (счет до 5)
Солдат, танк, корабль, моряк, парашют, самолёт, вертолет, летчик.
Задание 6. Выложить из счетных палочек танк.
Танк на войне - боевая машина,
Сильная, смелая, несокрушимая.
Задание 7. Речь с движениями
Дуют ветры в феврале, Движения руками перед собой.
Воют в трубах громко. Показать руками «трубу».
Змейкой мчится по земле «Змейка» двумя руками.
Лёгкая позёмка.
Поднимаясь, мчатся вдаль Поднимать руки перед собой вверх-
Самолётов звенья – вперед, покачать «крыльями».
Это празднует февраль «Салют» двумя руками
Армии рожденье.
Задание 8. Изготовить совместно с ребенком поздравительную открытку для папы (дяди, дедушки).
Тема «Профессии»
Задание 1. Рассмотреть с детьми на иллюстрациях представителей различных профессий: шофер, учитель, врач, дворник, повар, летчик; пожарный, парикмахер, маляр, художник, полицейский и др. Побеседовать о каждой профессии. Расспросить детей о профессиях родителей, бабушек, дедушек.
Задание 2. Прочитать детям стихотворение В.Маяковского «Кем быть?» (Хрестоматия, стр.309)
Задание 3. Дидактическая игра «Кто что делает?»
-Шофер водит машину, перевозит грузы.
-Учитель учит детей читать, писать, считать.
-Повар готовит завтрак, обед, ужин.
-Врач лечит, ставит градусник, выписывает лекарства. И т.д.
Задание 4. Отгадать загадку и выучить по выбору.
- Я землю копала - ничуть не устала.
А кто мною копал, тот и устал. (Лопата)
- Толстый тонкого побьёт,
Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)
- Листья падают в саду,
Я их быстренько сгребу. (Грабли)
- Ела-ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила)
- Пыль на полу - подайте... (Метлу)
Задание 5. Дидактическая игра «Кому это нужно?» (Классификация предметов-помощников по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа):
-Ножницы нужны портнихе.
-Градусник нужен врачу.
-Поварешка нужна повару.
-Метла нужна дворнику.
-Указка нужна учителю. И т.д.
Задание 6 Дидактическая игра «Исправь ошибку»
-Повар лечит, а врач готовит.
-Маляр рисует, а художник красит.
-Летчик ездит, а шофер летает. И т.д.
Задание 7. Настольная игра «Город мастеров».
Тема «Мамин праздник».
Задание 1. Рассказать детям о празднике 8-е Марта, кого поздравляют в этот день, почему его называют «Мамин день».
Научить ребенка словам поздравления маме, сестре, бабушке, воспитательнице в детском саду. Побеседовать с детьми о женских профессиях повара, продавца, учителя, воспитателя, врача.
Задание 2. Дидактическая игра «Кто что делает?» (подбор действий к существительным):
повар - варит, учитель - ... (врач - ..., продавец -..., воспитатель -...).
Задание 3. Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление винительного падежа имен существительных):
повар варит (что?) - ...; врач лечит (кого?) - ....
Задание 4. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» (употребление винительного падежа имен существительных).
Повару нужны (что?) - кастрюля, поварешка .... Учителю нужны (что?)
Задание 5. Дидактическая игра «Найди ошибку» (на развитие логического мышления).
Врачу нужны ... бинт, вата, шприц, кастрюля,... . Врач варит суп. Повар лечит людей.
Задание 6. «Расскажи, как ты помогаешь маме и бабушке» (рассказ из личного опыта ребенка).
Задание 7. Дидактическая игра «Подбери признак»: мама (какая?)
ласковая, добрая, красивая, милая, дорогая, любимая, заботливая... (сестренка, бабушка, воспитательница).
Задание 8. Дидактическая игра «Назови ласково»: мама — мамочка, мамуля, матушка, бабушка – бабуля, бабулечка; сестра –сестричка, сестрёнка; тетя – тётенька, тётушка).
Задание 9. Выучить стихотворение.
Доктора не бойтесь, дети!
С ним давно знакома я.
Он добрее всех на свете! –
Это мамочка моя!
Задание 10. Дидактическая игра «Помощник» (изменение глагола по временам)
Я буду подметать пол. Я подметаю пол. Я подмёл пол.
Я буду мыть пол. Я мою пол. Я вымыл пол.
Я буду стирать бельё. Я стираю бельё. Я выстирал бельё.
Я буду мыть посуду.
Я буду вытирать пыль.
Я буду поливать цветы.
Тема «Весна»
Задание 1. Поговорить с детьми о том, какое время года наступило; во время прогулки обратить внимание на изменения, происходящие в живой и неживой природе ранней весной. Назвать весенние месяцы, обратить внимание на первый весенний месяц — март.
Понаблюдать за тем, как изменилась погода: стало теплее или холоднее, день стал длиннее или короче.
Задание 2. Прочитать и обсудить стихотворения, выучить по выбору.
- Март — и день прибавился,
Март — и снег убавился.
Уходи, мороз! Март весну принес.
К нам грачи летят, и ручьи звенят!
- Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает, когда это бывает?
- Солнце, землю нагревая, гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая и ручьями слезы льет.
- Что ни сутки, по минутке день длинней, короче ночь.
Потихоньку, полегоньку, прогоняем зиму прочь!
- Апрель! Апрель! На дворе звенит капель.
- По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.
- К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны.
Верно, очень теплые ноги у весны.
Задание 3. Прослушать рассказ и пересказать по вопросам.
Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда.
-Какое время года наступает?
-Как светит солнышко?
-Что набухает на деревьях?
-Кто скоро прилетит из теплых стран?
-Что будут делать птицы?
Словарная работа: объяснить детям значение словосочетаний: набухают почки, теплые страны, вить гнезда.
Тема «Наш дом»
Задание 1. Во время прогулки обратить внимание детей на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные). Объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом — свой номер. Дать задание родителям выучить с ребенком свой домашний адрес.
Задание 2. Рассмотреть различные дома на картинках. Выяснить, из каких частей состоит дом (фундамент, подвал, стены, окна, двери, балкон, крыша, труба, чердак.
Задание 3. Дидактическая игра «Какие бывают дома?» одноэтажный, многоэтажный, большой, маленький, новый, старый, красивый, свой, чужой...)
Задание 4. Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка).
Задание 5. Нарисовать картину «Дома на моей улице».
Задание 6. Дидактическая игра «Один — много» (образование родительного падежа множественного числа существительного):
-один дом — много домов, одна улица... (поселок, город...).
Задание 7. Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов. Дом — домик, домишко, домище.
Город — городок, городишко, городище.
Задание 8. Дидактическая игра «Что есть в доме?»
В доме есть лестница, в доме есть комнаты, в доме есть мебель
(одежда, обувь, посуда, игрушки, холодильник, телевизор ..)
Задание 9. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».
На поляне дом стоит, Изобразить крышу дома двумя руками.
Ну а к дому путь закрыт. Ладони перед собой — «ворота».
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются.
В этот домик приглашаем. Изобразить крышу дома двумя руками.
Задание 10. Построить из строительного материала (кубиков) улицу с разными домами.
Тема «Моя семья»
Задание 1. Побеседовать с детьми о семье. Задать вопросы:
-С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Назови всех членов своей семьи. Кто самый младший, кто самый старший в семье? Кто старше всех? Кто младше всех?
Задание 2. Повторить домашний адрес, имя и отчество родителей,
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование существительного с прилагательным):
мама (какая?) —..., бабушка (какая?) —..., дедушка (какой?) —..., папа (какой?) —....
Задание 4. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных).
Шарф (чей?) — мамин, папин,....
Шапка (чья?) — тетина, дядина....
Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино....
Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины....
Задание 5. Сравнить, кто старше(младше) (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа и сын (папа старше, а сын младше), папа и дедушка, дядя и племянник, внучка и бабушка.
Задание 6. Дидактическая игра «Покажи, где...» (понимание логико-грамматических конструкций):
-мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.
Задание 7. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Старший — (младший), большой —..., молодой —....
Старше — (моложе, младше).
Задание 8. Ответить на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных).
У кого добрые глаза? (У бабушки). У кого сильные руки? (У папы). У кого ласковые руки?....
Задание 9. Упражнение для пальчиков.
Этот пальчик — дедушка, Руку сжать в кулак, поочередно
Этот пальчик — бабушка, разгибать пальцы, начиная с большого.
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка.
Ну, а этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья! Сжать руку в кулак несколько раз.
Задание 10. Нарисовать картинку «Моя семья».
Тема «Космос»
Задание 1. Побеседовать с детьми о Дне космонавтики. Объяснить, что это за праздник. Рассмотреть иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов, космической техники. Рассказать детям о первом космонавте - Ю.А.Гагарине.
Задание 2. Отгадать загадки:
- Крыльев нет, но эта птица
Полетит и прилунится. (Ракета)
- Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету—
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
Задание 3. Дидактическая игра «Подскажи словечко»
- Понеслись к другой планете космонавты на... (Ракете)
Задание 4. Выучить стихотворение.
В небо ракета стрелою взлетела,
В ней космонавт сидит сильный и смелый.
Задание 5. Выложить фигурку из палочек по образцу.
Задание 6. Словарная работа. Объяснить детям значения слов:
-взлёт, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, космическая станция, спутник, планета, звезда, комета, невесомость.
Задание 7. Дидактическая игра «Что есть в космосе?»
В космосе есть звезды (планеты, спутники планет, искусственные спутники, кометы, ракеты, космические станции, невесомость...)
Задание 8. Дидактическая игра «Подбери признак»
Космонавт (какой?) - смелый, сильный, ловкий, здоровый, терпеливый, трудолюбивый...
Задание 9. Составить предложение из слов.
Ракета, космос, лететь, в.
Задание 10. Подвижная игра «Космонавты» (Импровизация движений)
Рано утром я проснусь –
На зарядку становлюсь.
Приседаю и скачу –
Космонавтом стать хочу!
«Дикие животные холодных и жарких стран»
Задание 1. Рассмотреть на картинках животных холодных (жарких) стран. Выяснить, где живут, чем питаются, как передвигаются.
Задание 2. Отгадать загадки:
- На Севере живет, на льдине он плывет.
Косматые лапы, ходит косолапо. (Белый медведь)
- Это крупный зверь, клыкастый, вместо ног - у зверя ласты.
Он медлительный на суше и немного неуклюжий.
Только в воду попадёт - ловко ластами гребёт. (Морж)
- Разрисована лошадка, будто школьная тетрадка. (Зебра)
- Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам. (Верблюд)
- Тем, кто в речку угодил, нос откусит ... (Крокодил)
- Кто на ветках ест бананы? Отвечайте ... (Обезьяны)
- На носу его есть рог! Угадали? (Носорог)
- По поляне ловко скачет, а детей в кармашке прячет. (Кенгуру)
- В джунглях полосатый кот на охоте круглый год. (Тигр)
- Этот житель джунглей ходит с пышной гривой,
А зовется - «царь зверей». Отгадайте поскорей! (Лев)
- Он большого роста, хобот вместо носа. (Слон)
Задание 3. Дидактическая игра «Накормим зверей». Усвоение категории дательного падежа (с картинками).
Дам моржу я—молока, мишке белому—медка,
Рыбку дам—тюленю, травку дам—оленю.
Задание 4. Дидактическая игра «Чьи детеныши?» Составление сложных предложений с союзом а. Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
У медведя медвежонок, а у тигра ... У тюленя тюлененок, а у льва ...
У пингвина пингвиненок, а у слона.. У оленя олененок, а у верблюда..
Задание 5. Дидактическая игра «Кто около?» На доске картинки с изображением животных.
- Кто около тюленя? — Около тюленя медведь.
- Кто около пингвина? — Около пингвина олень...
Задание 6. Словарная работа. Тундра, мох ягель, вечная мерзлота, Антарктида, Африка, пустыня джунгли, хищники, травоядные, зоопарк.
Задание 7. Дидактическая игра-лото «Мир животных»
Задание 8. Дидактическая игра «4-й лишний»
Задание 9. Дидактическая игра «Сосчитай животных»: Один морж, два моржа.. .пять моржей. Один слон, два слона... пять слонов.
Тема «Цветы. Растения»
Задание 1. Побеседовать с детьми о том, какие изменения произошли в природе весной, какие растения и цветы появились. Объяснить, какие весенние цветы называются первоцветами.
Задание 2. Рассмотреть части растения: цветок, стебель, лист, корень (на картинке и в природе), обратить внимание на цвет и запах цветов.
Задание 3. Дидактическая игра «Чей лист, чей цветок» (узнавание цветов по их отдельным частям).
Задание 4. Отгадать загадку.
- Нарядные сестренки весь день гостей встречают,
Сладким соком угощают. (Цветы)
- Белым шариком пушистым Тонкий стебель у дорожки.
Я красуюсь в поле чистом. На конце его - сережки.
Дунул легкий ветерок - На земле лежат листки -
И остался стебелек. (Одуванчик) Маленькие лопушки.
- Солнце жжет мою макушку, Нам он - как хороший друг,
Хочет сделать погремушку. (Мак) Лечит ранки ног и рук.
- Стоят в поле сестрички: (Подорожник)
Желтый глазок,
Белые реснички. (Ромашка) «Белые горошки,
- Синенький звонок висит, На зеленой ножке. (Ландыш)
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
Задание 5. Упражнение на координацию речи с движением «Цветик- колокольчик».
Травка стелется к земле, Движения кистями вверх-вниз
Ветер с ней играет. перебирать пальцами
Стебельки чуть-чуть колышет, движения кистями рук
Устали не знает. из стороны в сторону.
А в траве растет цветок, Кисти рук соединить в «бутончик».
Вот его бутончик.
Раскрывает лепестки Пальцы раздвигаются в «цветок».
Цветик - колокольчик.
К солнцу тянет лепестки, Поднять «цветок»,
Головой качает, покачать им.
Пчелок яркостью зовет, Пошевелить пальчиками.
Запах распускает. Поднести «цветок» к носу, понюхать.
Задание 6. Нарисовать весенние цветы по выбору.
Тема «Насекомые»
Задание 1. На прогулке рассмотреть с детьми насекомых: пчелу, муравья, бабочку, стрекозу, кузнечика, божью коровку, жуков, муху, комара.
Рассказать детям о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить ребенка бережному отношению к природе. Объяснить, что муха и комар - вредные насекомое.
Задание 2. Рассмотреть иллюстрации с изображением насекомых, назвать части тела насекомых (голова, усики, грудь, брюшко, ноги, крылья).
Задание 3. Отгадать загадки и выучить по выбору.
- Спал цветок и вдруг проснулся, • Не зверь, не птица,
Больше спать не захотел. а нос как спица. (Комар)
Шевельнулся, встрепенулся, • Наткет, наплетет.
Взвился вверх и улетел. (Бабочка) Сядет и добычу ждет. (Паук)
- Домовитая хозяйка, • Голубой аэропланчик
Пролетает над лужайкой. Сел на белый одуванчик.
Похлопочет над цветком - (Стрекоза)
Он поделится медком. (Пчелка)
- С ветки на тропинку, • Мы лесные жители,
С травки на былинку, Мудрые строители.
Прыгает пружинка, Из иголок всей артелью,
Зеленая спинка (Кузнечик) Строим дом себе под елью. (Муравьи)
- Осенью в щель забьется, а весной проснется. (Муха)
Задание 4. Упражнения на координацию речи с движением
«Майский жук»
Я веселый майский жук указат. и мизинцем показать «усы»
Знаю все сады вокруг. повороты головы с «усами»
Над лужайками кружу, развести руками
А зовут меня Жужу! «усы»
Не кусай, комарик злой! погрозить пальчиком
Я уже бегу домой! бег пальчиков
Пчелка села на цветок, правая рука на левой ладони,
Пьет она душистый сок. указательный палец - «хоботок»
Задание 5. Прочитать детям басню И.Крылова «Стрекоза и муравей».
Задание 6. Дидактическая игра «4-й лишний»
Задание 7. Нарисовать насекомое по выбору.
Тема «Наш город. День Победы»
Задание 1. Побеседовать с детьми о нашем городе, почему он так называется, какие учреждения есть в городе и для чего они нужны, какие памятники есть в нашем городе
Задание 2. Рассказать детям о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая, почему он называется День Победы. Рассказать о героях Великой Отечественной войны, рассмотреть иллюстрации. Воспитывать у детей уважение к героям войны.
Задание 3. Дидактическая игра «Знаешь ли ты свой город?»
-Как называется наш город?
-Как называется главная улица в городе?
-Какие достопримечательности есть в нашем городе?
-На какой площади стоит памятник солдатам?
-Где отдыхают жители нашего города?
-Где они занимаются спортом?
Задание 4. Дидактическая игра «Подбери признак»
-Наш город какой? (Небольшой, красивый, чистый, родной, молодой, любимый, знакомый и т.п.)
Задание 5. Дидактическая игра «Где ты живешь?»
Каждый ребенок называет свой адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж); рассказывает, какие учреждения находятся рядом с его домом.
Задание 6. Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Папа отправился за посылкой на .. .(почту).
Мама сделала красивую прическу в ...(парикмахерской). Бабушка ходила за лекарством в .. .(аптеку).
Мы с мамой были у врача в .. .(поликлинике).
Сестра отнесла прочитанные книги в ...(библиотеку).
Мои родители ходили на концерт в .. .(Дом культуры).
Задание 7. Чтение стихотворения М.Исаковского «Навек запомни». Беседа по содержанию стихотворения. (Хрестоматия, стр.318)
Задание 8. Посетить мемориал в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.
Задание 9. Выложить из палочек фигуры по образцу.
Тема «Обитатели водоемов. Лето»
Задание 1. Рассмотреть на иллюстрациях обитателей водоемов (аквариумных рыбок, речных и морских рыб, черепах, улиток, лягушек) обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб и земноводных. Ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
Задание 2. Выделение характерных особенностей обитателей водоёмов:
- у рыб - плавники, чешуя, жабры, вытянутая форма туловища, различная окраска, икра, мальки;
- у черепах - панцирь, конечности для передвижения по суше;
- у лягушек - перепонки на лапах, икра, головастики;
- у змей - чешуйчатая кожа, отсутствие конечностей, яд.
Задание 2. Прочитать и обсудить с детьми «Сказку о рыбаке и рыбке»
А. С. Пушкина.
Задание 3. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок»
- Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
Задание 4. Подобрать родственные слова: рыба — рыбка, рыбёшка, рыбак, рыболов, рыбалка, рыбный (суп), рыбья (чешуя).
Объяснить, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)
Задание 5. Упражнения на координацию речи с движением
«Лягушки - хохотушки».
Две лягушки-хохотушки два пальца согнуть, как «ушки».
Прыгали, скакали. имитация прыжков.
Лапкой - хлоп, хлопки ладонями поочередно по ногам.
Другою - хлоп,
Щеки раздували. нажать на щеки указат. пальцами.
Увидали комара, «очки».
Закричали: «Ква-ква-ква!» имитация пальцами раскрытия рта. Улетел комар, как ветер, колебательные движения рукой. Повезло ему. Да, дети? помахать рукой вверху.
Задание 6. Побеседовать с детьми о лете, его признаках, летних забавах детей.
Задание 7. Дидактическая игра «Составь предложение»
Вырос, поляне, на, василек.
Купаются, реке, дети, в.
На, села, бабочка, цветок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие воспитателя и учителя-логопеда в старшей группе по теме "Ракета для лунтика"
Активизация речевой деятельность и развитие лексико-грамматических средств языка....
Реутина И.Н. Практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в средней группе ДОУ
Файл содержит практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в средней группе ДОУ....
Реутина И.Н. Практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в младшей группе ДОУ
Файл содержит практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в младшей группе ДОУ...
Реутина И.Н. Практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в старшей группе ДОУ
Файл содержит практические задания по лексическим темам - игры, упражнения, стихи для заучивания наизусть....
Реутина И.Н. Практический материал для вечерних занятий воспитателя по заданию логопеда в подготовительной группе ДОУ
Файл содержит практический материал - игры, задания, упражнения, стихи для заучивания наизусть....
Вечерние занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда.
Материал для организации взаимодействия между учителем-логопедом и воспитателем группы компенсирующей направленности...
Конспект интегрированного занятия воспитателей и учителя-логопеда в старшей группе с ТНР "Все профессии важны"
Подготовили: воспитатели Рыкова М.В., Новожилова Ж.В., учитель-логопед Колесникова В.Д.Цель: Активизация, уточнение, обобщение знаний детей о труде, профессиях, их значении для людей.Коррекционно-обуч...