Нарушение фонематического слуха. Как его преодолеть?
консультация по логопедии
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем любого языка.
Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем ( с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.).
При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха , занимаясь с логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям. Надо сказать и о том, что логопед ,занимаясь постановкой звука, обязательно проводит работу над развитием фонематического слуха.
В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение ( бочка-почка , зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот ( дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.
Есть специальные упражнения, которые помогают развивать фонематический слух и концентрировать слуховое внимание ребёнка.
- игра “Поймай звук”. Взрослый называет звуки , а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук [Ш].
А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш
Затем в словах:
ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА ЖИРАФ
- “Исправь меня”. Называем слово правильно и неправильно , а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно.
МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА
МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА
МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА
МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА
- Назови слова на заданный звук:
[К] в начале слова:
КОНЬ, КАСТРЮЛЯ, КАРТОФЕЛЬ
[К] в середине слова:
МАРКА, САМОКАТ, ЦУКАТЫ
[К] в конце слова:
ПАУК, РАК, ЧУДАК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskiy_sluh.docx | 13.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем любого языка.
Совсем маленькие дети ещё не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребёнок растёт, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии что ребёнок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему сказки, учат стихи. И постепенно ребёнок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребёнок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме [л], [р]. А к 5 годам правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем ( с-ш, ж-ш, к-т, р-л и т.п.).
При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха , занимаясь с логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введении звука в речь), такого ребёнка часто приходится подолгу исправлять родителям. Надо сказать и о том, что логопед ,занимаясь постановкой звука, обязательно проводит работу над развитием фонематического слуха.
В дальнейшем, когда ребёнок идёт в школу, у него могут возникнуть некоторые проблемы при обучении грамоте или чтении. Нарушение фонематического слуха проявляется в том, что ребёнок при чтении путает названия букв, пропускает буквы в словах и не замечает этого. А в письме замена букв звонких на глухие - оглушение и наоборот озвончение ( бочка-почка , зайка-сайка, дом-том), замена твёрдых на мягкие и наоборот ( дядя-дада, дверь-двер, любовь-лубов). Весь процесс обучения грамоте основывается на умении ребёнка анализировать каждый звук в слове, отличать его от других звуков.
Есть специальные упражнения, которые помогают развивать фонематический слух и концентрировать слуховое внимание ребёнка.
- игра “Поймай звук”. Взрослый называет звуки , а ребёнок должен хлопнуть в ладоши когда услышит заданный звук [Ш].
А К Л Н Ш С П Ш Щ Ч В З Ц Ш
Затем в словах:
ШКОЛА НОЖ НОС КАША СТУЛ БАБУШКА ЖИРАФ
- “Исправь меня”. Называем слово правильно и неправильно , а ребёнок хлопает в ладоши когда слово сказано верно.
МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА
МАФЫНА ЯБОКО КОФЕТА
МАСЫНА ЯБЪЯКА КАСЕТА
МАШИНА ЯБЛОКО КОНФЕТА
- Назови слова на заданный звук:
[К] в начале слова:
КОНЬ, КАСТРЮЛЯ, КАРТОФЕЛЬ
[К] в середине слова:
МАРКА, САМОКАТ, ЦУКАТЫ
[К] в конце слова:
ПАУК, РАК, ЧУДАК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование и нарушение фонематического слуха у детей»
Что такое фонематический слух.К чему приводит нарушение фонематического слуха....
Нарушения фонематического слуха у детей с различными речевыми патологиями.
Исследователи указывают на то, что недоразвитие фонематического слуха приводит к дефектам звукопроизношения. Чаще отмечается нарушение дифференциации на слух одной или нескольких фонетических групп пр...
Взаимодействие воспитателя и логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей старшего дошкольного
Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений. Он должен не только знать характер речевых нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия дл...
Нарушение фонематического слуха. Что это такое и как его преодолеть?
В данной статье дано определение "фонематическому слуху", раскрыта характеристика фонематического слуха в онтогенезе ребенка в норме и в речевой патологии. Приведены примеры специальных упражнений, на...
Нарушение фонематического слуха у детей
Консультация для педагогов и родителей...
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЯ
Нарушение фонематического слуха – весьма распространенная проблема, возникающая в детском возрасте. Ее можно и нужно устранять, но делать это надо вовремя, желательно при первом же обнаружении....