Нарушение фонематического слуха. Что это такое и как его преодолеть?
статья по логопедии на тему

Козырева Диана Зауриевна

В данной статье дано определение "фонематическому слуху", раскрыта характеристика фонематического слуха в онтогенезе ребенка в норме и в речевой патологии. Приведены примеры специальных упражнений, направленных на развитие фонематического слуха детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonem.slukh_dlya_stati.docx13.97 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушение фонематического слуха.

Как его преодолеть?

     Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем любого языка. Совсем маленькие дети еще не способны управлять своим слухом и не могут отличить правильное произношение от неправильного, но ребенок растет, развивается, а вместе с ним и развивается его фонематический слух, при условии что ребенок находится в благоприятной речевой среде – с ним разговаривают взрослые, читают ему книжки, учат стихи. И постепенно ребенок овладевает правильным произношением. К 4 годам ребенок должен уже выговаривать правильно все звуки, кроме (Л), (Р). А к 5 годам -правильное произношение всех звуков родного языка и не допускается смешение фонем ( с-ш, з-ж, р-л и т.п.).

   При нарушении фонематического слуха мы наблюдаем неправильное произношение у детей от 4 лет и старше. Кроме того, дети с нарушением фонематического слуха, занимаясь с учителем-логопедом, тратят больше времени на процесс автоматизации (введения звука в речь). Надо сказать и о том, что логопед, занимаясь постановкой звука, обязательно проводит работу над развитием фонематического слуха.

    Таким образом, чем раньше будет начата логопедическая работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребенка.

      Есть специальные упражнения, которые помогают развивать фонематический слух и концентрировать  слуховое внимание ребенка.

- игра «Поймай звук». Взрослый называет звуки, затем слова, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.

- игра «Исправь меня». Называем слово правильно и неправильно, а ребенок хлопает в ладоши, когда слово сказано верно.

- игра «Назови слова на заданный звук»

- «Какой звук есть во всех словах?» Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и нарушение фонематического слуха у детей»

Что такое фонематический слух.К чему приводит нарушение фонематического слуха....

Нарушения фонематического слуха у детей с различными речевыми патологиями.

Исследователи указывают на то, что недоразвитие фонематического слуха приводит к дефектам звукопроизношения. Чаще отмечается нарушение дифференциации на слух одной или нескольких фонетических групп пр...

Взаимодействие воспитателя и логопеда по преодолению нарушений фонематического слуха у детей старшего дошкольного

Воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевых нарушений. Он должен не только знать характер речевых нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия дл...

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ НАРУШЕНИЯ

Нарушение фонематического слуха – весьма распространенная проблема, возникающая в детском возрасте. Ее можно и нужно устранять, но делать это надо вовремя, желательно при первом же обнаружении....

Консультация: "Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"

Консультация на тему:"Причины нарушения фонематического слуха у детей с тяжелыми нарушениями речи и способы его коррекции"...

Практикум для родителей "Фонематический слух. Что это такое?"

Материал к практикуму для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"...