Методическая разработка логопедического занятия.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ».
Подготовила учитель-логопед: Батырева Л.А.
г.Элиста МКДОУ №4 «СОЛНЫШКО».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.razrabotka_zanyatiya.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка логопедического занятия.
Тема: «Использование здоровье сберегающих технологий в работе учителя- логопеда ДОУ».
Подготовила учитель-логопед: Батырева Л.А.
г.Элиста МКДОУ №4 «СОЛНЫШКО».
Аннотация.
Предлагаю вашему вниманию методическую разработку логопедического занятия с применением здоровье сберегающих технологий. Данное логопедическое занятие можно рекомендовать для внедрения в практику других логопедов. Применение здоровье сберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы.
Использование метода замещающего онтогенеза (МЗО А.В.Семенович)- а именно сенсомоторный (двигательный) блок, позволяет оптимизировать работу ЦНС, повышает способность к произвольному контролю поведения, снижать утомляемость, снимать гипер или гипотонус, развивает у ребёнка: внимание, память, речь, мелкую и крупную моторику. В него входят четыре основных блока упражнений: дыхательные, глазодвигательные, растяжки, двигательные упражнения.
Дыхание оказывает релаксирующее воздействие. Выработка правильного дыхания нужно для оптимизации газообмена и кровообращения, вентиляции всех участков лёгких, что способствует улучшению самочувствия. Очень важен ритм дыхания. Научив детей контролировать дыхание, можно включить функции произвольной саморегуляции.
Глазодвигательные упражнения. Очень часто у детей сужены поля зрительного восприятия (фрагментарность). Он видит то, что находится перед ним. Имеющаяся у ребёнка фрагментарность будет не только в зрительной сфере, но и в других сферах, например в речевой. Представим, что учитель говорит: «Раздели слова на слоги, поставь знак ударения». Ребёнок может ухватить только часть задания и выполнить не всё о чём говорилось. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на другие психические функции(речь, внимание, память).
Растяжки и двигательные упражнения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечной дистонии (гипо или гипертонусов) и повышение уровня психической активности. Растяжки выполняются медленно, не рывками.
Возможность двигаться во время занятия способствует укреплению физического и психического здоровья детей, что в свою очередь повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.
Цели:
-формирование правильного дыхания;
- формирование зрительного восприятия;
- формирование двигательной моторики;
-формирование речевого произношения;
- развитие фонематического слуха;
- чувства ритма;
Ход занятия:
Дыхательные упражнения:
И.п. Ребёнок лежит на спине. Голова лежит прямо, глаза смотрят в потолок. Руки вытянуты вдоль туловища. Ноги лежат прямо, ребёнок не шевелится.
По команде взрослого «вдох» ребёнок делает глубокий вдох через нос (рот закрыт), затем по команде «выдох» ребёнок делает выдох через широко открытый рот (шумно).
Выполнить 5 раз.
Глазодвигательные упражнения:
И.п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, рот закрыт. Руки лежат вдоль туловища. . Ноги лежат прямо, ребёнок не шевелится.
НУЖНО НАУЧИТЬ РЕБЁНКА СЛЕДИТЬ ГЛАЗАМИ ЗА ЯРКОЙ ТОЧКОЙ НА КОНЦЕ РУЧКИ, НЕ ДВИГАЯ ПРИ ЭТОМ ГОЛОВОЙ.
Взрослый располагает ручку над глазами ребёнка (над переносицей, на расстоянии вытянутой руки ребёнка).
1.Взрослый медленно перемещает ручку вправо, задерживает на 1-2 секунды в конечной точке, затем возвращает её к середине, остановка на 1-2 секунды.
2.Также проделываем и влево.
3. Также вверх и вниз.
4.Перемещаем ручку к переносице ребёнка, задерживаем её на 1-2 секунды около переносицы и медленно возвращаем к середине. Глаза ребёнка следят за кончиком ручки, голова не двигается.
Растяжки:
Фараон – 1
И.п. Ребёнок лежит на спине. Голова неподвижна, глаза смотрят в потолок, рот закрыт. Руки лежат вдоль туловища. Ноги прямые, не шевелятся.
По команде взрослого «раз» ребёнок поднимает голову, не поднимая плеч. По команде взрослого «два» ребёнок опускает голову на пол и расслабляется.
Выполнить 6 раз.
Двигательные упражнения:
Лодочка.
И.п. Ребёнок лежит на животе. Руки вытянуты вперёд, параллельно друг другу. Ноги прямые.
По команде взрослого «раз» ребёнок поднимает только прямые руки, держит их поднятыми 3-5 секунд. По команде «два» ребёнок поднимает прямые ноги, держит их поднятыми 3-5 секунд и опускает (руки не поднимает). По команде взрослого «три» ребёнок поднимает прямые руки и ноги, держит их поднятыми 3-5 секунд, затем качается.
Качалочка.
И.п. Ребёнок садится на пол, сгибает ноги в коленях. Обхватывает колени руками: правая рука-правое колено, левая рука-левое колено. Ребёнок наклоняет голову и старается прижаться лбом к коленям.
Ребёнок должен качаться на спине, откатываясь назад и ложась на спину. Затем в И.п. и фиксирует его. Если ребёнок самостоятельно не может качаться, взрослый помогает ему, поддерживая его одной рукой под затылком.
Выполнить 10 раз.
Артикуляционная гимнастика:
Лягушка. Повторить 5-10 раз.
Слоник. Повторить 5-10 раз.
Игра «Что звучало».
Предлагаем ребёнку послушать, как звучат погремушка и барабан, и сравнить, что звучит тише, а что громче.
Игра «Вверху-внизу».
1.Обсуждаем с ребёнком, что находится в комнате вверху. Потом он рассказывает, что он видит вверху (потолок, люстра).
2.Обсуждаем с ребёнком, что находится в комнате внизу. Потом он рассказывает, что он видит внизу (пол, ковёр).
Игра на ритмы.
Хлопки.
Ребёнок двигается по хлопку взрослого. По хлопку ребёнок может бегать, прыгать по комнате. Потом ещё хлопок, ребёнку нужно замереть и ждать следующего хлопка. По окончании игры нужно обьяснить ребёнку, что когда взрослый досчитает до 10, ребёнок должен тихо подойти и сесть на коврик.
Пальчиковая игра.
«Мы топали».
Каждым пальчиком руки по очереди ударять по столу, как по клавишам пианино. Выполнить упражнение сначала одной рукой, потом другой, затем двумя руками вместе.
Повторить 3-5 раз.
Мы то-па-ли, мы то-па-ли,
До то-по-ля до-то-па-ли,
До то-по-ля до-то-па-ли,
Чуть но-ги не от-то-па-ли.
Игра «Волшебный мешочек».
Рассмотреть с ребёнком маленькие предметы или игрушки. Сложить их в непрозрачный мешочек. Ребёнок, не подглядывая и не вынимая предмет из мешочка, должен ощупать его, отгадать и рассказать: какой это предмет, а потом достать его.
Игра с мячом.
Ребёнок катит мяч по линии сначала одной рукой, затем другой и двумя руками вместе. Учим ребёнка следить за мячом.
Спасибо за внимание! Всем желаю здоровья, успехов и творчества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики Н.А. Зайцева) "Коробка с карандашами"
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе (с использованием элементов методики П.А. Зайцева)...
Методическая разработка логопедического занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте
Методическая разработка логопедического занятия посовершенствованию навыков звукового анализа и синтеза и обучению грамоте...
Методическая разработка логопедического занятия по развитию фонематического слуха
Конспект логопедического занятия по развитию фонематического слуха...
Методическая разработка логопедического занятия автоматизация звука «Ш» по теме: «Транспорт»
Занятие поможет детям старшего дошкольного возраста в игровой форме автоматизировать звук "Ш"...
Методическая разработка логопедического занятия в подготовительной группе по теме " Животные жарких стран"
Методическая разработка плана занятия в подготовительной группе для детей с ОНР " Животное из жарких стран"...
Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"
Методическая разработка логопедического занятия по развитию речи с детьми старшей группы на тему "Зимующие птицы"...
Методическая разработка логопедического занятия по теме «Звук и буква Ш»
Методическая разработка логопедического занятия по теме «Звук и буква Ш»...