Мастер – класс для логопедов «Чудеса на песке»
статья по логопедии
Развитие связной речи, формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок Целью мастер - класса является знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oryol1.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для логопедов «Чудеса на песке»
В.В. Давыдова, учитель – логопед,
МДОУ №31 г. Железногорск, Курская обл.
В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных технологиях в работе с детьми с ОВЗ. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает нас - педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми по инклюзивному образованию, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях детского сада.
Одна из таких технологий – это «кинетический песок». Именно поэтому актуальной становится работа по использованию данного «чудо-материала» в работе с дошкольниками с ОВЗ. Ведь воспитание современного ребенка и его познавательных способностей является одной из приоритетных задач дошкольной педагогики, особенно в современных условиях, поскольку стране нужны личности социально адаптированные, открытые к активному взаимодействию, инициативные, способные к выбору и принятию собственных решений. В чем же заключается проблема? Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы.
Речь относится к числу психических функций. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. 21век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.
Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Ученые и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между развитием мелкой моторики и развитием речи.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Игры с кинетическим песком развивают тонкую моторику, тактильную чувствительность, навыки общения, стимулируют творческое воображение, концентрацию внимания, память. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребёнка, тем лучше он владеет речью.
Как вы думаете, что является одной из важнейших психических функций человека? /Речь/
Речь является основной коммуникативной функцией, которая открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка связано формирование личности и основных психических процессов. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.
Как вы думаете, что формируется у ребенка в процессе игры с кинетическим песком?
- Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком).
- Дети способны придумывать удивительные сценарии игр, создавать на песке интересные сооружения. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.
- Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь.
- Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного и школьного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.
- Взаимодействуя с коллегами по игре, происходит развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся ребёнку и во взрослой жизни.
- Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается от негативных эмоций, переживаний, шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои таланты.
Помимо того, что кинетический песок несет немалую пользу для детей, он также полезен и взрослым. Взаимодействуя с песком, можно расслабиться, снять стресс, активизировать мышление и воображение, песок способен увлечь игрой взрослых и детей на довольно продолжительное время.
В работе учителя – логопеда, кинетический песок становится перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Почему же именно песок? Да потому, что это целый Мир, в котором ребенок чувствует себя комфортно, где ему все близко, знакомо и понятно. Песок - это удивительный природный материал, обладающий собственной энергетикой. Он обладает способностью притягивать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы. Он может быть сухим и легким, ласковым и пластичным. К песку приятно прикасаться, он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии - это Т.М. Грабенко и Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева, которые являются авторами ряда книг по данной теме: «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры» и «Элементы песочной терапии»; так же методическое пособие «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками», автором которого является Т.А. Андреенко, где были раскрыты многогранные возможности игр с песком, имеющие коррекционную направленность, дающие возможность скорректировать у ребенка проблемы развития речи.
В своей работе мы опираемся на предложенную ими технологию «Чудеса на песке». Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в коррекционно-развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Развитие связной речи, формирование фонематического слуха и восприятия, обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок
Работу с кинетическим песком мы начали с создания долгосрочного проекта «Что за чудо-островок? Кинетический песок», разработке плана работы для детей старшего дошкольного возраста и с интересом приступили к работе.
В качестве песочницы использовали специальный стол с подсветкой. Для организации игр с песком приобрели миниатюрные предметы и игрушки, в совокупности символизирующие мир (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки, домашних и диких животных, деревья и другие растения, жилища с мебелью, домашнюю утварь, транспорт и прочее)
Игры с использованием песочной терапии делятся на три направления:
1. Обучающие,
2. Познавательные,
3. Проектные,
Игры с песком позволяют решать следующие задачи:
- развивать тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- снимать мышечную напряжённость;
- совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- расширять словарный запас;
- осваивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать лексико-грамматические представления, связную речь;
- изучать буквы, осваивать навыки чтения и письма.
Остановимся на структуре построения занятия в работе с кинетическим песком.
Занятие состоит из нескольких этапов.
- Мотивационный (сообщение темы, цели занятия);
- Подбор фигурок и предметов к занятию (даём детям возможность выбора необходимых предметов по их собственному желанию с учётом поставленных задач).
- Ритуал входа («Узаконить» правила от лица главного персонажа песочницы, определить задание. Это может быть Королева песка. Принцесса Песчинка. Песочный верблюд).
- Основной коррекционный (решение коррекционно-образовательных задач).
- Подведение итогов (рефлексия, прощание с главным персонажем песочницы).
Возникают вопросы по использованию кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ:
- Как можно использовать кинетический песок в работе с детьми с ОВЗ?
- Целесообразно ли использовать кинетический песок в развитии речи детей?
- Какие игры с кинетическим песком можно использовать в работе по развитию речи с детьми с ОВЗ?
Чтобы ответить на данные вопросы, предлагаем вашему вниманию мастер – класс «Чудеса на песке», по использованию инновационной технологии «кинетический песок» в работе учителя – логопеда с детьми с ОВЗ, и надеемся, что данная технология поможет доказать и показать возможности кинетического песка в работе с данными детьми.
Целью мастер - класса является знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песком по их целевому назначению в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ.
Задачи:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования песочной терапии в коррекционно-развивающем обучении дошкольников;
- развитие аналитических способностей педагогов в процессе практической деятельности.
А сейчас мы предлагаем вам пройти к столам и провести различные действия с песком, поиграть, создать свой творческий продукт.
Игры и упражнения для индивидуальных и подгрупповых
занятий в песочнице по всем направлениям коррекционной работы
Игры и упражнения для автоматизации звуков:
- «Горочка» сделать горку из песка, произнося автоматизируемый звук.
- «Дорожка» «Прошагать» или продвигать пальчиками по заданным дорожкам (зигзаг, волна, спираль, геометрические формы), произнося автоматизируемый звук.
- «Найди игрушку» прячем в песке игрушки со звуком «Ш» и другие. В глубине песка, разными способами (рукой, пальчиком) надо найти игрушку на заданный звук, чётко произнося его.
Игры и упражнения для развития фонематических представлений:
- «Два города» стол с песком делится на две части. Ребёнок раскладывает предметы на две группы по заданию логопеда (картинки со звуками «с» и «ш»).
- «Выложи узор» дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове, твёрдый или мягкий.
- «Веселые прятки» прятать руки в песок, услышав заданный звук (сначала среди звуков, затем среди слогов, затем среди слов). На другие звуки руки держать над песочницей.
- «Угадай звук» отыскав игрушки в песке, ребенок отбирает только те, в названии которых слышится определенный звук.
Игры и упражнения для формирования слоговой структуры.
- «Полоски» логопед (затем ребёнок) чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству подбирает слово. У вас картинки в коробке, разложите их перед собой. Подберите картинки, которые подходят к вашей схеме.
- «Исправь ошибку» логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребёнок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
- «Следы на песке» сделать столько следов на песке (ладонями, пальчиками), сколько частей в слове и посчитать.
Игры и упражнения для развития связной речи:
- «Мой клад» ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, достает его из песка.
- «Найди и опиши игрушку» ребёнок составляет описательный рассказ о найденной в песке игрушке (животные, предметы, герои сказок).
Закончить игры с песком можно словами:
В ладошки наши посмотри –
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам поумнеть помог!
Рефлексия: «3 сундучка».
Предложить участникам заполнить воображаемые сундучки ответами на вопросы:
Что узнали для себя нового?
Что я возьму в свою практику?
Целесообразность использования кинетического песка в работе по речевому развитию детей (высказывание участников о практическом занятии).
Список литературы:
1. Андреенко Т.А. «Использование кинетического песка в работе с дошкольниками». — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 128 с.
2. Грабенко Т.М, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры».- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. — 64 с.
3. Зеленцова-Пешкова Н.В. «Элементы песочной терапии». Зеленцова-Пешкова Н. В. З48 Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015. — 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс с педагогами: «Чудеса из песка»
Цель – достижение участниками эффекта визуализации посредством спонтанного творческого выражения.Задачи: 1.Создать условия для внутреннего стремления участников к самоактуализации.2.Способствоват...
Мастер-класс для родителей "Чудеса на песке"
: практическое освоение приемов песочной терапии как коррекционной технологии, стимуляция эмоционального фона с помощью песочной терпаии....
Мастер класс для родителей «Чудеса на песке»
Мастер класс для родителей...
Мастер-класс для педагогов "Чудеса на песке"
Мастер-класс по направлению "художественно-эстетическое развитие дошкольников". Познакомить с нетрадиционным направлением изобразительной деятельности – техникой рисов...
Мастер-класс для родителей "Чудеса на песке"
Рекомендации родителям....
Мастер класс для родителей «Чудеса на песке»
Цель: практическое освоение приемов песочной терапии как коррекционной технологии, стимуляция эмоционального фона с помощью песочной терапии.Задачи:- способствовать снятию напряжения, расслаблени...
Мастер класс для родителей «Чудеса на песке»
Мастер класс для родителей «Чудеса на песке»...
Комментарии
Кинетический песок очень
Кинетический песок очень актуален!