Комплексное интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР «Круглый год»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 33»
Подготовил воспитатель: Чернова М.А.
Комплексное интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе для детей с ТНР «Круглый год
Цель:
Обобщать и систематизировать представления детей о временах года по основным существенным признакам.
Побуждать детей эмоционально откликаться на события, происходящие в ходе занятия.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о временах года и их существенных признаках, формировать временные представления.
Обогащать словарь по теме.
Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными в роде и числе.
Активизировать словарь по теме за счет использования антонимов.
Развивать умение употреблять в речи предлоги, совершенствовать навык употребления предложно – падежных конструкций.
Развивающие:
Развивать внимание, сообразительность, воображение, зрительную память, речевую активность.
Развивать общую и мелкую моторику, умение координировать движения со словами.
Воспитательные:
Формировать у детей основы экологической культуры.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование:
Мольберт, магнитная доска, конверты с изображенными на них признаками времен года (4шт. А4), плакат с измененными признаками времен года (А5), серия картинок «Что сначала, что потом» (2 комплекта А4), пеналы с карандашами (по количеству детей), раскраски с осенними листьями (по количеству детей, А4), комплект картинок на подбор антонимов (4 шт. А4), картинка – пазл из 4-х частей «Круглый год», картинный материал для проведения пальчиковой гимнастики и физкультминутки.
Далее по тексту: Воспитатель – В, Логопед – Л
Ход занятия:
Дети встают за партами на ковер.
В: — Ребята, мы сегодня отправимся в гости к временам года. Давайте вспомним, какие бывают времена года. (ответы детей).
В: — А теперь отгадайте мои загадки:
- За окном веселых птичек стая
расшумелась так, что не до сна.
На поляне снег уже растаял,
значит к нам опять пришла …
- В чистом небе солнце светит ярко,
можно искупаться, очень жарко.
Так люблю я время года это, угадали? Ну конечно, …
- С веток листья быстро облетели,
дождь с утра и в тучах неба просинь.
В огороде овощи поспели, по приметам видно, это …
- Белый снег покрыл поля и села,
в серебре деревья и дома.
Я качусь с горы такой веселый, здравствуй, раскрасавица …
(ответы детей).
В: — Молодцы. А теперь садимся на места.
Каждое время года приготовило для вас по два задания, когда вы их выполните, то сможете собрать картинку из деталей, которые мы получим от каждого времени года.
Л: — Ребята, давайте попробуем найти первое задание.
Дает инструкцию одному из детей:
- Подойди к книжному уголку. На столе лежит конверт. Принеси его.
(ребенок приносит конверт с изображенными на нем признаками весны).
- Где лежал конверт? Откуда ты его взял?(ответы ребенка).
Л: — Давайте рассмотрим, что изображено на конверте.
Как вы думаете к какому времени года мы попали в гости, почему? (ответы детей).
Л: — Правильно. Мы попали в гости к весне.
Посмотрим, какие задания она для вас приготовила.
В: Достает сюжетную картину, на которой изображена ранняя весна, но с искаженным сюжетом.
- Ребята, посмотрите на картинку. На ней изображена ранняя весна. Рассмотрите и скажите, чего не бывает ранней весной. (ответы детей полными предложениями).
Л: Достает следующее задание из конверта.
- Ребята, послушайте предложения и исправьте их:
- Наступила весна и медведь впал в спячку.
- В гнезде у лисы появляются лисята.
- Солнце греет потому, что звенит капель.
(ответы детей).
Л: — Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовила для вас Весна.
Достает из конверта первый фрагмент картинки – пазла с изображением весны. Крепит на доску.
Л: — Итак, ребята, идем в гости к следующему времени года.
Дает инструкцию одному из детей:
- Зайди за дверь спальни и возьми конверт, который лежит на стуле.
(ребенок приносит конверт с изображенными на нем признаками лета).
- Где лежал конверт? Откуда ты его взяла?
(ответы ребенка).
Л: — Ребята, давайте рассмотрим, что изображено на конверте.
Как вы думаете к какому времени года мы попали в гости? Почему?
(ответы детей).
- Правильно, мы попали в гости к лету.
Посмотрим, какие задания оно для нас приготовило.
В: Достает из конверта первое задание «Что сначала, что потом» (2 серии картинок: как растет клубника; как курица высиживает яйцо). В произвольном порядке развешивает картинки на доске.
- Ребята, вы видите 4 картинки на доске. Их нужно разместить по порядку – что было сначала, что стало потом.(ответы детей).
Л: Достает следующее занятие из конверта.
- Дети, лето предлагает нам сделать пальчиковую гимнастику.
(дети выполняют вместе с логопедом).
До чего хорош денек:
Веет легкий ветерок,
Солнца летнего лучи
Так приятно горячи!
И не надо
Ни сапог,
Ни рубахи,
Ни чулок,
Ни шубейки,
Ни калош…
До чего денек хорош!
Л: — Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовило для вас Лето.
Достает из конверта второй фрагмент картинки – пазла с изображением лета. Крепит на доску.
Л: — Итак, идем в гости к следующему времени года.
Дает инструкцию одному из детей:
- Подойди к магазину. На прилавке лежит конверт, принеси его.
(ребенок приносит конверт, с изображенными на нем признаками осени).
- Где лежал конверт? Откуда ты его взяла?
(ответы ребенка).
Л: — Давайте рассмотрим: признаки какого времени года изображены на конверте?
Как вы думаете, к какому времени года мы попали в гости? Почему?
(ответы детей).
- Правильно. Мы попали в гости к осени.
Посмотрим, какие задания она для нас приготовила.
В: Достает из конверта первое задание (картинки – раскраски с изображением листьев. Раздает по количеству детей).
- Ребята, осень наступила. Облетели листья с деревьев.
Посмотрите на ваши картинки, найдите 2 одинаковых листочка и раскрасьте их.
Как вы думаете, с какого дерева опали эти листья?
Как называется явление, когда листья падают с деревьев?
(дети выполняют задание, отвечают на вопросы).
В: Достает из конверта следующее задание (картинный материал для проведения физкультминутки)
- Ребята, осень предлагает вам размяться и выполнить физкультминутку. Выходите на ковер.
Стояла корзинка на полке без дела(присесть, округлить руки – изобразить корзину)
- Скучала, наверно, все лето она. (наклоны головы вправо – влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела (встать, изобразить ветви деревьев)
- Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
- Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг)
(дети выполняют вместе с воспитателем).
Л: — Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовила для вас Осень.
Достает из конверта третий фрагмент картинки – пазла с изображением осени. Крепит на доску.
Л: — Итак, идем в гости к следующему времени года.
Дает инструкцию одному из детей:
- На подоконнике стоит коробка, в ней лежит конверт. Принеси его.
(ребенок приносит конверт с изображенными на нем признаками зимы).
- Где лежал конверт? Откуда ты его взял?
(ответы ребенка).
Л: — Ребята, давайте рассмотрим, что изображено на конверте.
Как вы думаете к какому времени года мы попали в гости? Почему?
(ответы детей).
- Правильно. Мы в гостях у зимы.
Достает из конверта первое задание.
Л: — Ребята, послушайте слова. Они на слух похожи, но среди них есть одно слово, которое не подходит к остальным. Вам нужно услышать его и назвать.
мороз, морозный, моросит
полет, лед, ледовый
лыжи, лыжник, булыжник.
(ответы детей).
Теперь послушайте следующие слова. Они на слух не похожи друг на друга. Но в каждой группе есть лишнее слово. Услышьте его и назовите.
лыжи, санки, ролики, коньки
зима, лето, весна, декабрь
дождь, град, снег, зима.
(ответы детей).
Л: Достает следующее задание из конверта (4 картинки на подбор антонимов).
- Посмотрите на картинку. На ней изображены три шарфа. Скажите, какого цвета шарф не короткий и не длинный.
- Следующая картинка. На ней изображены три елки. Скажите, какого цвета игрушки на елке, которая не высокая и не низкая.
- Посмотрите на картинку. На ней изображены: мальчик со снежками, девочка с большим снежным комом и девочка, сдувающая с руки снежинки. Скажите, у кого предмет не тяжелый и не легкий.
- На последней картинке нарисованы снеговики: в шапке, колпаке и цилиндре. Скажите, какой головной убор на снеговике, который не в цилиндре и не в шапке.
(ответы детей).
Л: — Ребята, вы справились со всеми заданиями, которые приготовила для вас Зима.
Достает из конверта четвертый фрагмент картинки – пазла с изображением зимы. Крепит на доску.
В: — Ребята, мы собрали все части нашего пазла. Посмотрите, времена года образовали «Круглый год».
Четыре сестры по земле ходят кругом
Но только не вместе, всегда друг за другом.
Идет за зимою весна, дальше лето,
Последняя осень в компании этой.
За осенью снова зима настает,
Потом новый круг, а точнее — новый год.
Л: — Ребята, сегодня мы побывали в гостях у времен года.
Вы хорошо справились с заданиями.
Какие задания вам понравились?
Какие показались сложными?
Занятие окончено. Молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе с ЗПР.
Занятие для старшей группы по развитию речи....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе с ЗПР.
Занятие для старшей группы по развитию речи....
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе с ЗПР.
Перечень мероприятий с детьми старшей группы по развитию речи на тему "Мир природы"....
Конспект комплексного интегрированного занятии по развитию речи в подготовительной группе «Зимние забавы»
Предварительная работа: Беседа «Как узнать зиму?»Рассматривание картин о зиме, зимних явлениях.Беседа о жизни зверей в зимнем лесу и их приспособленности к зимнему периоду «Как зимуют лесные звери?», ...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель:- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх.Задачи: - формировать умение классифицировать предметы; - упражнять в делении с...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи» Воспитатель:Оксова Н.Н.Задачи:...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи»...