Значение и методика проведения пальчиковых игротренингов.
методическая разработка по логопедии
Представлена система методически правильного обучения дошкольников от 2 до 7 лет пальчиковым и кинезиологическим упражнениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пальчиковые игротренинги для детей от 2 до 7 лет. | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение и методика проведения пальчиковых игротренингов.
Издревле люди заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые разными попевками, стихотворными приговорками, не только очень нравятся малышам, но и благотворно сказываются на их развитии, сообразительности, и желании подражать взрослым.
В чем же заключается значение пальчиковых игр?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах коры головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- При выполнении движений под рифмованный текст, ребенок учится согласованной работе сразу нескольких анализаторов: зрительного, слухового, речевого и двигательного. Что в итоге развивает контроль четкости и ритмичности их взаимодействия.
- Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать позиции рук и последовательность движений (лучшему запоминанию помогают яркие картинки, ассоциативно связывающие упражнения с определённым стихотворным текстом).
- У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев серией упражнений, он сможет «рассказывать руками» целые истории, изменяя их очередность по своему замыслу и связывая выдуманным сюжетом.
- Результат освоения игротренингов – развитие силы, ловкости, хорошей подвижности и гибкости пальцев и кистей рук, а это значительно облегчает дальнейшее овладение навыкам письма.
Все упражнения можно условно разделить на три группы:
- I группа. Упражнения для кистей рук просты и не требуют тонких дифференцированных движений; учат фиксированию позиции рук и переключению с одного движения на другое.
/Фонарики, Заготовим капусту, Оладушки, Флажки, Шарик, Речка, Рыбка, Пароход, Лодочка, Дерево, Птичка, Птенчики, Цветок, Дом, Ворота, Замок, Стол, Стул/
- II группа. Упражнения для пальцев условно статические совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
/ Зайчик, Ножницы, Колечко, Очки, Человечек, Коза, Мост, Улитка, Лягушка, Собака, Лошадка, Кошка, Мышка, Курочка, Петух, Гусь/
- III группа. Упражнения для пальцев динамические развивают тонкие дифференцированные движения и точную координацию движений.
/Цепочка, Лесенка, Семья, В гости, Пальчик, где ты был, За работу, Пальчики ложатся спать/.
Упражнения с детьми 2-3-4 лет и старше отрабатываются последовательно, начиная с 1 группы.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях – ежедневно около 5 минут.
- Все упражнения сначала выполняются медленно. Детально отрабатывается положение кисти или пальцев, а затем переключение на другое движение. Допускается помощь второй рукой.
- Упражнение выполняется сначала одной рукой, затем второй, затем обеими.
- Каждое упражнение разучивается в наиболее простом варианте (для лучшего понимания малышами) и на счет «раз-два» или «раз-два-три», затем усложняется и только после точного воспроизведения детьми дополняется под рифмовку.
- Для каждого упражнения целесообразно подобрать цветной рисунок (карточку) – для создания зрительного образа выполняемого упражнения. И использовать его при первоначальном разучивании. Впоследствии дети могут выполнить упражнение без подробной инструкции, только по названию и опоре на картинку.
Когда все упражнения трех групп хорошо знакомы детям, можно выполнять следующие игровые задания:
- Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Например: «Коза» - «Улитка». Ребенок переключается с одного упражнения на другое 3-4 раза. Сначала по словесной инструкции, затем на счет «раз-два».
Или: «Коза» - «Кольцо» - «Заяц», «Гусь» - «Курица» - «Петух» и т.п. Можно предлагать любую последовательность упражнений.
- «Рассказываем руками» сказки и маленькие истории. Сначала педагог дает свой вариант, затем предлагает детям сочинить свою «сказку» для пальчиков.
Например: «В одном сказочном домике (изображаем «Домик») жила-была добрая бабушка (упражнение «Очки»). В домике было окошко («Дом с окошком»), а на окошке – кошка («Кошка»). На пороге Жучка («Собака»), а под порогом мышка-малышка («Мышка») и т.д.
- Усложнение задания (при хорошем знании упражнений!):
- выкладывается серия картинок (2, 3, 4), предлагается запомнить последовательность, а затем воспроизвести движения в нужном порядке;
- по серии предложенных карточек выложить свою последовательность и придумать свою «сказочную историю», используя вместо плана картинки. Затем надо рассказать эту историю с помощью рук.
Предложенная методика (в соответствии с ФГОС) позволяет постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу и самостоятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение пальчиковых игр для развития детей и рекомендации по их проведению. Пальчиковые игры по методике Е. Железновой.
Пальчиковые игры и упражнения - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием "пальчиковой гимнастики" стимулирует разви...
Методическая разработка «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»
laquo;Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»Цель консультации: познакомить педагогов с правилами и особенностями проведения артикуляционной гимна...
«Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»
В статье говорится о том, как правильно провести артикуляционную гимнастику....
«Артикуляционная гимнастика. Ее значение и методика проведения»
Артикуляционная гимнастика. Ее значение и методика проведенияЦель: познакомить воспитателей ДОУ с методикой выполнения артикуляционной гимнастикиХорошая речь – яркий показатель всестороннего раз...
Консультация для педагогов детского сада по теме: «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»
Консультация для педагогов детского сада по теме: «Артикуляционная гимнастика: значение и методика проведения»...
- Мне нравится (1)