Немного о заикании
консультация по логопедии (старшая группа)

Осипенко Светлана Александровна

Консультация для родителей о заикании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nemnogo_o_zaikanii.docx159.37 КБ

Предварительный просмотр:

Правильная речь «живёт» в каждом, кто заикается

Человек рождается и даёт знать о себе криком. Способность произносить звуки - врождённая, генетически заложенная функция организма. Но говорить мы учимся. Сначала это гуление, затем повторение слогов, наконец – самостоятельное произнесение слов.

Одни дети овладевают речью чуть раньше, другие – чуть позже, но у каждого ребёнка в период от 2,5 до 3,5 лет наступает такой этап, когда мысль начинает опережать возможности нервно-мышечного речевого аппарата, и говорить он хочет быстрее, чем может, а поэтому запинается.

        Некоторая разница в скорости развития различных систем организма – явление нормальное. Обычно она быстро выравнивается сама собой, без всякого постороннего вмешательства. Однако, если центры мозга, контролирующие развитие речи были ослаблены или повреждены ещё в период внутриутробного развития, родов или заболеваний, период запинок может затянуться. Иногда запинки усиливаются, ведь в ранний период развития мозг жадно фиксирует, закрепляет всё новое, будь оно правильным или неправильным, полезным или вредным для формирования той или иной функции. Речь становится заикливой – с остановками в начале и середине слов, с повторением одних и тех же слогов. Возникают спазмы дыхательных мышц, задержки дыхания, частые вдохи и выдохи. Лечить такого ребёнка надо как можно раньше.

        Хорошая, правильная речь «живёт» в каждом заикающемся, она только загнана страхом в подвалы подсознательной долговременной памяти. Обучение необходимо! И его главная цель – помочь человеку поверить в себя, в свои силы и возможности, в то, что себя можно переделать, а в чём-то и заново создать. Можно провести аналогию со спортсменом, который умеет бегать и до тренировок, но развивает волю и выносливость, чтобы достичь в беге рекорда. Так и заикающийся при помощи психотерапевта, а затем и самостоятельно тренирует волю, чтобы нормально говорить.

        Главный бич заикания – рецидив, его возврат в разные сроки после лечения. Дети более обучаемы, более внушаемы. Мозг их содержит большое количество гибких связей, и можно создать новую речевую систему. Но и слабость нервно-психической сферы у детей ярче выражена, они ещё не готовы к большим нагрузкам: упорная речевая тренировка, освоение упражнений на релаксацию. Поэтому у детей логопедическая тренировка, проводимая без соответствующей психотерапии, часто затягивается на долгие годы. Обучение может дать быстрый эффект, если учитель талантлив, а ученик повышенно восприимчив.

        Психофизиологический метод воздействия создаёт одно из этих условий: повышенную восприимчивость, новое функциональное состояние мозга, повышает внушаемость и концентрацию внимания, ускоряет усвоение логопедических приёмов, усиливает действие психотерапии. Конечно работа, начатая на занятиях, продолжается и дома. Ребёнку в период лечения необходима психологическая поддержка, защита от нервных стрессов.

 Несколько советов для родителей заикающихся детей:

  1. Не фиксировать внимание ребёнка на его недостатке и следить, чтобы не дразнили другие дети;
  2. Говорить с таким ребёнком чётко, слитно, не торопясь, но не нараспев;
  3. Быть всегда одинаково ровным и требовательным к нему;
  4. Надо сблизить ребёнка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы подражая им, он говорил выразительно и слитно;
  5. Не разрешать играть в игры, которые легко возбуждают и требуют от него индивидуального речевого оформления;
  6. Ребёнку полезно участвовать в хороводных и других играх, требующих хоровых ответов;
  7. Если ребёнок не может начать говорить или начал говорить плохо, запинаясь, взрослый должен говорить вместе с ним, или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

Заикание легче предупредить, чем лечить! Советы для всех.

  1. Нельзя читать ребёнку много книг, не соответствующих возрасту, страшных сказок на ночь;
  2. Не разрешать часто и подолгу смотреть телевизор, особенно на ночь,и передачи, не соответствующие возрасту;
  3. Нельзя слишком баловать ребёнка, иначе даже небольшое противоречие ему может стать для него психологической травмой;
  4. Нельзя перегружать ребёнка различными впечатлениями в период выздоровления после болезни. Несоблюдение режима и правильного воспитания в этот период может легко привести к заиканию;
  5. Нельзя ребёнка запугивать и наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещённом;
  6. Требования к ребёнку должны соответствовать возрасту, постоянными и одинаковыми со стороны всех окружающих;
  7. Следить, чтобы речь ребёнка не была слишком быстрой;
  8. Учить детей играть в спокойные настольные игры.

                      http://www.freelancejob.ru/upload/392/60867733880877.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды

Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Коррекционная работа при заикании

Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании 1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не п...