Роль сформированности мелкой моторики в развитии речи детей
учебно-методический материал по логопедии

Самойленко Светлана Павловна

        Рекомендуется стимулировать речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники испытывают часто серьёзные трудности в овладении навыков письма.

         Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного восприятия. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к  формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается   созреванием зон коры головного мозга, развитие мелких мышц руки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_o_melkoy_motorike_samoylenko_s.p.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

“Синявинская средняя общеобразовательная школа”

(дошкольное отделение)

Роль сформированности мелкой моторики в развитии речи детей

                                                              Подготовила:

учитель-логопед

Самойленко Светлана Павловна

Синявино

2017

     Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

      Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Конкретно, сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.(М.М.Кольцова). Так на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.(Л.В.Филина). Учёные показывают, что к рождению ребёнка строение обоих полушарий головного мозга совершенно идентично и преимущественного развития речевых областей в правом и левом полушарии ещё не имеется. По мере того, как развивается и совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие(левое – речевое) поступает всё больше руководящих импульсов и, следовательно, происходит его интенсивное развитие.

       Многие и другие учёные считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ещё Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь, как главные стимулы, под влиянием которых развился человеческий мозг, в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизмы речи, тесно связанные с трудовыми процессами. Именно руки дали возможность развить путём жестов тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Общеизвестна фраза: язык средство общения. Но ни для кого не является и секретом, что не только с помощью языка ребёнок общается с миром: это мимика, жесты, органы чувств. Даже мы взрослые иногда, не находя нужного слова, как бы помогаем себе жестами, движениями руки. Или, наоборот, пишущий или рисующий ребёнок помогает себе, высовывая язык.

       Всё это заставляет нас обратить особое внимание на предоставление малышу условий для развития его сенсомоторики, особенно мускулатуры рук и тонких движений пальцев. Наблюдая детей в возрасте от 2 до 6 лет, можно сделать вывод, что именно этот период является в жизни человека сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного природного развития руки. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной стороны речи.

        Рекомендуется стимулировать речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники испытывают часто серьёзные трудности в овладении навыков письма.

       Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного восприятия. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к  формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается   созреванием зон коры головного мозга, развитие мелких мышц руки.

        Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи:

1.Косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие.

2.Готовит к овладению навыкам письма.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребёнку радость, не допускайте скуки и переутомления.

      Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?

  1. Запускать пальцами мелкие волчки.
  2. Разминать пальцами пластилин.
  3. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
  4. Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка.(Утром он открылся, а вечером – заснул, закрылся).
  5. Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, и крепкие.
  6. Двумя пальцами (указательным и средним) ходить по столу, сначала медленно, будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит.
  7. Показать отдельно 1 палец, потом 2, потом 3 и т.д.  до 5.
  8. Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
  9. Махать в воздухе только пальцами.
  10. Кистями рук делать «фонарики».
  11. Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе.
  12. Собирать все пальцы в «щепотку» (пальчики собрались – разбежались).
  13. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитки.
  14. Завязывать узлы на толстой верёвке.
  15. Застёгивать пуговицы, крючки, молнии, замочки; закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
  16.  Закручивать шурупы, гайки.
  17. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
  18. Складывание матрёшек.
  19. Игры с вкладышами.
  20. Рисование в воздухе.
  21. Игры с песком, водой.
  22. Мять рукой поролоновые шарики, губку.
  23. Рисовать, раскрашивать, штриховать.
  24. Резать ножницами.
  25. Рисование различными материалами: ручкой, карандашами, мелом, акварелью, гуашью, углем.

       Это в основном до 5ти лет. К 5ти годам возможность точных произвольных движений возрастает, поэтому дети выполняют задания, требующие достаточной согласованности и точности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и тканей, тесьмы. (Плетение ковриков). Или изготовление из бумаги бус и нанизывание их на нитку. Или любые занятия рукоделием: шитьё, вышивание, вязание, пришивание пуговиц . Все эти задания требуют сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, то есть качеств, необходимых для письма.

       Существует система упражнений по развитию моторной функции для детей с речевыми нарушениями. Кроме игровых пальчиковых упражнений, тренингов существуют упражнения по развитию динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений.

  1. Уложить спички в коробку одновременно обеими руками(большим и указательными пальцами обеих рук одновременно брать лежащие на столе спички и одновременно складывать их в спичечную коробку).
  2. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последующие точки на предыдущее место постукивания.
  3. Одновременно изменить положение кистей рук (одна сжата в кулак, другая с расправленными пальцами).
  4. Одновременно выбрасывать вперёд кисти рук, пальцы одной из которых сжаты в кулак, другой соединены в кольцо.
  5. Пальцами горизонтально вытянутых рук описывать в воздухе круги любого размера правильной формы, но одинаковые для обеих рук. Правой рукой круги по направлению часовой стрелки, левой – в обратном направлении.
  6. Отбивать в удобном темпе по одному такту правой (левой) рукой, ударять по столу указательным пальцем левой.
  7. Отбивать правой рукой по одному такту, одновременно с этим горизонтально вытянутым указательным пальцем левой руки описывать в воздухе небольшой кружок.

         Теперь остановимся на пальчиковых играх, тренингах. Игры очень эмоциональные, их можно проводить, как в детском саду, так и дома. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

       «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо, влево , вверх, вниз». Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-то одну игру, он обязательно старается придумать новую инсценировку для других стихов и песенок.

1.В популярном пособии «Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать» дано, рассказано и показано, как можно изобразить предметы и явления при помощи рук. 42 положения рук помогут инсценировать стихи, сказки и рассказы при помощи рук.

2.Пальчиковые игры можно найти в книге «Страна пальчиковых игр».

3.Интересные игры и упражнения представлены в книге И.Лопухиной «Логопедия. Речь. Ритм. Движение». Здесь даны упражнения для развития общей моторики. Даны игры с мелкими предметами.

1. С карандашом.

      - вращение гранёного карандаша между ладонями

      - удерживание карандаша каждым согнутым пальцем

2. Натянуть на картонной коробке с отверстием в крышке тонкие резинки. Пусть ребёнок, перебирая пальцами «поиграет на гуслях».

3. Сложить салфетку вчетверо. Ребёнок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. А теперь разверните салфетку и полюбуйтесь «кружевным узором».

4. Заранее удалить из игрушки какую – либо деталь. Пусть ребёнок сам определит, чего не хватает, а потом найдёт и вставит деталь.

5. «Волшебный мешочек» для узнавания предметов на ощупь.

6. Деревянные матрёшки.

7. Игры с шариками.

      - Попасть шариком в цель (в игрушку).

      - Прокатить шарик по столу (подтолкнуть).

      - Держать шарик большим и указательным, большим и средним пальцем и т.д. Удержать согнутым пальцем.

        - «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это «ворота». Пальцы правой руки поочерёдно «забивают» гол – подталкивают шарик к левой ладони.

        - Сделайте вид, что вы случайно рассыпали бусы, попросите ребёнка помочь вам собрать бусинки. Пусть он соберёт бусинки, опуская их в коробочку с маленьким отверстием. Затем он вам поможет нанизать бусы на нитку. А со временем сможет чередовать их в определённом порядке по форме, цвету, величине.

      8.  Игры с кольцами. Научить надевать кольца на стержни, нанизывать на верёвку, на шнурок. 5 небольших колечек надеть на каждый пальчик левой, потом правой руки. Поместить  5 колец на небольшом расстоянии. Предложить, чтобы пальчики последовательно прошагали туда и обратно по кольцам.

9.Игры со шнурками.

         - Разместить на столе шнурок, верёвочку зигзагом и предложить ребёнку «перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка».

        - Так же можно прошагать по «лесенке»  шнурка.

         - Запутайте два пальца ребёнка в шнурочке. Предложите распутать.

         - Предложите распутать клубок, внутри которого находится игрушечный котёнок, который играл с клубком и запутался.

        - Научите ребёнка плести из шнурка такой узор: кончик обмотан вокруг мизинца, затем обводится сверху и снизу каждого пальца.

       -Шнуровки.

       - Плетения.

10. Пуговицы.

        - Распределить пуговицы по размеру в 3 коробки.

       - Чередуя пуговицы по цвету и форме выложить узор.

        - Пристёгивание на пуговицы деталей какого-либо предмета.

11. Спички и палочки. К 4 годам ребёнок в состоянии выкладывать из спичек или счётных палочек простейшие геометрические фигуры и различные узоры в дальнейшем.

12. Игры с пальчиками.

13. Речь с движением.

Ритм речи, особенно стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.

15. Стихи для развития мелкой моторики.

16. Графические упражнения. Они способствуют  развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.

     -   «Дорожки».

Проведи прямые линии посередине дорожки, не отрывая карандаш и не съезжая с дорожки. Сначала предложите ребёнку простые дорожки – широкие и прямые, затем усложните – узкие, извилистые. Дорожки могут быть горизонтальными и вертикальными.

          -   «Дождик».

Проведи прямые линии от каждой капельки до земли. Можно усложнить, чтобы каждая капелька попала в лужу.

         -    «Парашутисты».

Аналогично упражнению «Дождик».

             -  Обводка.

             -  Штриховка.

       В методике обучения грамоте Потаповой Е.Н. огромное значение придаётся штриховке. Она не только укрепляет мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но в процессе работы развивается внешняя и внутренняя речь, логическое мышление, общая культура, активируются творческие способности. Если бы сосчитать штрихи, проведённые ребёнком и перевести их на графические знаки, то они бы заполнили множество тетрадей. Поэтому для детей 6ти лет неплохо использовать эту методику знакомства с буквой.  Монотонное  и однообразное написание элементов букв утомляет ребёнка, а не развивает. И, наоборот, при знакомстве с буквой А предлагается с помощью трафарета построение аэродрома. Взрослый руководит действиями детей, показывает направление штриховки. На доске образец штриховки. Буква У – утята, улитка и т.д.

     -        «Клубочки»

       Обводить клубочки по точкам, не отрывая карандаш от бумаги.

          -    «Нарисуй фигуры»

Нарисовать внутри большой фигуры постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой постепенно увеличивающиеся. Чем  больше фигур, тем лучше.

            -    «Продолжи узор» (по клеточкам)

             -  «Графические диктанты» (по клеточкам)

             -  «Дорисуй вторую половину картинки» так, чтобы она была похожа на  первую.

            Упражнения в развитии мускулатуры рук и мелкой моторики по М.Монтессори.

                    ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ ПИСЬМЕ.

  1. Посадка. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступнёй стоят на полу или подставке. Голова немного наклонена влево.
  2. Положение рук. Локоть правой руки немного выступает за край стола, а рука свободно двигается по строке. Левая лежит на столе, придерживая лист. Если ребёнок поворачивает лист бумаги при раскрашивании или штриховке – это должно уже настораживать. Таким образом, он лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой для овладения письмом.
  3. Кисть правой руки большей частью ладони обращена к поверхности стола. Точками опоры служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
  4. Ручка кладётся на средний палец правой руки и придерживается указательным и большим на расстоянии 1,5 см.
  5. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. Для детей, которые пишут левой рукой, гигиенические правила письма соотносят с левой рукой. Соблюдение этих правил поможет преодолеть трудности техники письма.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль мелкой моторики в развитии речи детей"

Данная перзентация была создана для консультации родителей и представлена на родительском собрании....

Роль степени сформированности тонкой моторики в развитии речи детей

Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является...

Роль мелкой моторики в развитии речи детей.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.Известный педагог В.А.Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образн...

Консультация для родителей "Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

Мастер-класс для родителей первой младшей группы «Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет» по теме « Роль мелкой моторики в развитии речи детей 2-3 лет»

Цель: Показать методы и приемы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.Задачи: (обучающие: развивающие: воспитательные): Образовательная: Повысить педагогическую грамотность родителей о р...

Консультация для родителей «Роль развития мелкой моторики в развитии речи детей»

Важным фактором в формировании правильного произношения является уровень развития мелкой моторики. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрас...