Речевая IT-технология БОС (биологическая обратная связь)
консультация по логопедии (старшая группа)
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит должны быть современные, инновационные методы, способные заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Один из таких методов - метод биологической обратной связи А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти возможности и решить ряд коррекционных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_bos.docx | 31.76 КБ |
tehnologiya_bos.ppsx | 1.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение «Речевая IT-технология БОС (биологическая обратная связь)»
Слайд | Содержание |
1 | На современном этапе развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности. С такими детьми классические методы и приемы зачастую не срабатывают, а значит должны быть современные, инновационные методы, способные заинтересовать ребенка, раскрыть его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе. |
2 | Один из таких методов - метод биологической обратной связи А.А.Сметанкина, который позволяет использовать эти возможности и решить ряд коррекционных задач. |
3 | На слайде представлены кабинеты и аппаратно-программные комплексы БОС. Нас интересует Логотерапевтический комплекс. |
4 | У детей с ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим поражением ЦНС, у детей сформированы патологические стереотипы (поверхностное неравномерное дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, боязнь речи). Применение метода БОС позволяет разрушить патологические стереотипы речи и сформировать новые, соответствующие индивидуальной норме ребенка. С помощью комплекса БОС ребенок получает новые знания о себе, о том, как управлять своим телом, и за счет взаимодействия мозга (произвольных действий) и тела (параметры которого отражаются на мониторе) автоматически включается саморегуляция. Работают по этому методу БОС-инструкторы, т.е., обязательно необходимо пройти специальное обучение. Сертифицированный специалист, работающий в этот момент с ребенком, помогает ему использовать новые знания для совершенствования и коррекции нарушенных функций. |
5 | Возможности комплекса БОС. Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а является только регистраторам происходящих физиологических процессов. Программа позволяет обучить ребенка правильному «речевому» дыханию, учитывая индивидуальные сердечные ритмы. При этом происходит снижение психоэмоционального и мышечного напряжения, улучшается общее состояние организма и формируется правильное речевое поведение. |
6 | Необходимо знать, что для применения данной технологии существуют определенные показания и противопоказания, предназначен для детей от 4 лет и взрослых. Очень успешно применяется в работе с детьми с заиканием, ЗПР, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), аутизмом, ДЦП, с нарушением речи, слуха и зрения. |
7 | Что собой представляет процедура? На теле ребенка размещаются специальные датчики, которые помогают зафиксировать работу пульса и дыхания на компьютере. Датчики лишь передают информацию, никого электромагнитного воздействия на организм они не несут. Задача ребенка – действовать по инструкции педагога. Этот процесс похож на игру - на экране монитора в яркой образной форме видны отображения результатов усилий воспитанника. Дети и взрослые могут сами выбрать интересную для себя форму: мультфильмы, слайды, упражнения, музыку. Это помогает концентрировать внимание и создаёт дополнительную мотивацию. В дальнейшем этот навык закрепляется и человек сам сможет, без оборудования, контролировать себя. |
8 | Рассмотрим Логотерапевтический комплекс БОС. На слайде представлен состав данного комплекса. Большой плюс в том, что комплекс позволяет одновременно: скорректировать речевые нарушения и укрепить организм в целом. Программа позволяет обучить ребенка правильному «речевому» дыханию, учитывая индивидуальные сердечные ритмы. В основе технологии БОС лежит дыхание по Сметанкину (дыхание животом, дыхание на выдохе, диафрагмально-релаксационное дыхание). В компьютерной программе игровые занятия имеют продолжительность 7-10 минут. Занятие содержит чередование периодов отдыха и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике. Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты. Вся работа по формированию свободной плавной речи начинается с обретением ребенком устойчивого навыка замедленного дыхания с длительным выдохом. Это просто необходимо, так как для речи рабочим становится только выдох. Вдох – это время абсолютного молчания. Существуют определенные правила работы:
|
9 | Работа с речевыми нарушениями состоит из пяти этапов. 1.Диагностический. В программе заводится карточка, собираются жалобы, анамнез. Далее проводится диагностика на тренажере: ставятся датчики, включается микрофон и записываются фоновые показатели в состоянии покоя и при различной речевой нагрузке. Важно, что в любое время можно просмотреть результаты в виде графиков, таблиц и прослушать звукозапись. |
10 | 2. Обучение диафрагмально-релаксационному дыханию под контролем тренажера БОС. Всё начинается с обучения диафрагмально-релаксационному типу дыхания. В ходе занятия вырабатывается необходимый тип дыхания. Работа ведется на компьютере, где открывается тематическая картинка. При правильно сделанном выдохе снижается частота пульса, что заставляет часть картинки открыться, задание продолжается пока не откроется вся картинка целиком. |
11 | Комплекс осуществляется с помощью специально созданной линейки сюжетов (выстроенных от простого к сложному), имеющих особую смысловую нагрузку. Программа содержит игровые сюжеты «Забор» и «Анимация», а также 470 изображений по более, чем 10 темам, которые обеспечивают высокий уровень мотивации к выработке требуемого типа дыхания. |
12 | 3.Формирование удлиненного плавного выдоха Приблизительно через шесть, семь занятий, когда ребенок начинает устойчиво воспроизводить диафрагмальный навык дыхания, можно переходить к следующему этапу. Игровые картинки ребёнок открывает горизонтальными полосками. Картинка открывается, если на выдохе частота пульса уменьшается, что необходимо для подготовки к последующему этапу - для формирования собственного выдоха, на котором будет произноситься отдельные звуки, слоги и затем слова. |
13 | 4. Работа над основными компонентами речи Обучив ребенка навыкам ДРД, можно приступать к формирование речевого дыхания на речевом материале. Здесь используются артикуляционная и пальчиковая гимнастика, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков. Особенностью компьютерной БОС-программы «Артикуляционная гимнастика» является то, что она объединяет все наиболее важные компоненты выполнения артикуляционной гимнастики, а именно зрительный образ (картинку) для подготовки органов артикуляции к постановке звуков и голоса логопеда для слухового восприятия правильного произношения звуков, связанные с фазами дыхания. БОС-программа «Пальчиковая гимнастика» объединяет воедино изображение предмета, голосовые команды к выполнению упражнения, связанные с фазами вдоха/выдоха и иллюстрации пальцев рук для правильного выполнения упражнения. Для автоматизации звуков логопед выбирает из речевого материала программы речевые шаблоны и выносит в отдельное окошко монитора. Это окошко откроется лишь тогда, когда наступает фаза выдоха. Ребёнок произносит звуки, которые предлагает логопед. Так же отрабатываются слоги. Программа позволяет логопеду записать необходимые фрагменты речевой тренировки, а потом, прослушивая их сравнивать, и обсуждать динамику формирования нового речевого стереотипа. Разработаны семь компьютерных БОС-программ «Учим различать звуки». Они предназначены для отработки дифференциации следующих звуков: «Р-Л», «Ж-З», «Л-В», «Л-Й», «Ч-Ш», «Ч-Щ», «Ш-С». Программы снабжены иллюстрациями, голосом логопеда и контролем дыхания. На данном этапе осуществляется переход к более сложному уровню. Цель - учить ребёнка произносить короткие фразы, равномерно распределяя звуки на весь выдох. Программа не откроет окно с картинкой, если произнесёшь неправильно. Работа БОС-программ «Чистоговорки. Произноси как логопед» организована аналогичным образом. В середине экрана компьютера представлен текст читоговорки, написанный два раза. Первый раз читает логопед, а второй раз повторяет по памяти или читает ребёнок. БОС-программа «Скороговорки» предназначена для тренировки артикуляции и чистоты произношения. Достигается решение этой задачи тем, что один и тот же текст в программе имеет несколько вариантов речевой разбивки, обеспечивающей изменение количества читаемых слогов на одном выдохе, а также наличие регулятора плавного изменения скорости чтения и контроля дыхания. Компьютерные БОС-программы обучения чтению обеспечивают мультимедийные БОС подсказки о важнейших компонентах речи: дыхании, скорости чтения, речевой разбивки текста, эталонном звучании голоса и т.д. Нужно отметить, что программа содержит большую базу речевого материала для работы и позволяет специалисту создавать свою. |
14 | 5. Формирование и закрепление навыков слитной плавной речи На экране появляются картинки, которые соответствуют тексту логопеда. Каждое предложение произносится на одном плавном выдохе. Этот этап предполагает свободную речь ребенка, который надёжно владеет дыханием, умеет отвечать на поставленные вопросы, пересказывает. Происходит подготовка и переход к формированию свободной плавной интонированной речи. Затем на экране монитора появляется развёрнутая сюжетная, тематическая картинка, по которой ребёнок делает устное изложение, фактически тренируя свободную речь. Причем без сигналов обратной связи, опираясь только на собственные ощущения, ритм дыхания и сердца. Программа позволяет логопеду для контроля над качеством сформированного навыка постоянно обращаться к показателям БОС и вносить коррективы в речь ребёнка. |
15 | Речевой банк составляет 2020 текстовых файла, есть возможность пополнения речевого банка материалами пользователя. Во всех речевых сюжетах есть запись звука (запись и прослушивание речи пациента, который сохраняется в виде аудиофайла вместе с результатами сеанса). Для дошкольников «Институт БОС» разработал разные учебные электронные пособия, например «Азбука», «Рифмовки», «Скороговорки». Дидактический материал в пособии открывается на экране компьютера в заданном ритме, под который ребенок подстраивает свое дыхание во время занятий. Стоимость пособий вы можете увидеть на экране. |
16 | Предлагаю вам просмотреть отрывок занятия, с применением технологии БОС. |
17 | БОС-подсказки, постоянно поступающие по каналам мультимедийной обратной связи о важнейших компонентах речи: речевом дыхании, речевой разбивки текста, скорости чтения, звучания голоса и т.п., позволяют сформировать правильную и красивую речь. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биологическая обратная связь – это … Уникальная технология, основанная на применении электронной и компьютерной аппаратуры. Современный высокоэффективный немедикаментозный метод реабилитации. Метод, обеспечивающий совершенную работу организма и защищающий от болезней. Избавление от чувства тревожности, нервозности, эмоциональной нестабильности, стресса и депрессии . Овладение навыками саморегуляции .
Кабинеты и аппаратно-программные комплексы БОС КАБИНЕТ «БОС-ЗДОРОВЬЕ» (КЛАСС-КОМПЛЕКТ ДЛЯ ШКОЛ) ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС «БОС-ЗДОРОВЬЕ» (ДЛЯ ДОУ) ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКТ «БОС-ЗДОРОВЬЕ» (ДЛЯ ДОУ) КАБИНЕТ БОС ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ БОС ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ КАБИНЕТ БОС КОРРЕКЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАБИНЕТ БОС КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ
Метод биологической обратной связи (БОС) — это обучение человека саморегуляции: пониманию своего организма, его органов и систем в доступной и наглядной форме.
Возможности комплекса БОС способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации к обучению; позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка; помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги; стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы; преодолевает коммуникативных барьеров, повышение самооценки; улучшает процесс постановки и автоматизации речевого дыхания; повышает адаптивные возможностей организма.
Показания к применению: заикание, логоневрозы нарушение темпа речи дисграфии и дислексии дислалии, дизартрии функциональные нарушения голоса Противопоказания: эпилепсия повышенная судорожная готовность вирусные заболевания грубые нарушения волевой сферы, интеллекта Показания к применению метода БОС у детей с ОВЗ
Что собой представляет процедура?
Состав комплекса Персональный компьютер (ноутбук) Электронный блок регистрации частоты дыхания (ЧД) и частоты сердечных сокращений (ЧСС), предназначенный для информирования о сигналах обратной связи с помощью персонального компьютера Датчик ЧСС, предназначенный для регистрации сигнала ЭКГ с поверхности грудной клетки Датчик ЧД, предназначенный для регистрации дыхательных движений брюшной стенки Микрофон, регистрирующий и усиливающий звуковой сигнал (голос тренирующегося)
Этапы формирования правильной речи методом БОС Диагностический. Выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (дыхание по А.А. Сметанкину). Постановка плавного равномерного удлиненного выдоха (на основе диафрагмально-релаксационного дыхания) осуществляется с помощью специальных сюжетов с контролем по каналам обратной связи только выдоха (БОС). Поэтапное совершенствование и коррекция речевой функции. Закрепление нового сформированного стереотипа речи с целью максимальной его адаптации к использованию в повседневной жизни.
Выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД) (дыхание по А.А. Сметанкину). Вдох — шторка на столбике поднимается вверх, закрывая его, в ответ на увеличение величины ЧСС (БОС). Выдох — шторка на столбике опускается вниз в ответ на уменьшение величины ЧСС (БОС). Каждому положению шторки на столбике соответствует определенная тональность звукового сигнала обратной связи, который по желанию инструктора или тренирующегося может быть включен или выключен (БОС).
Выработка навыка диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД) (дыхание по А.А. Сметанкину).
Постановка плавного равномерного удлиненного выдоха
Поэтапное совершенствование и коррекция речевой функции
Закрепление нового сформированного стереотипа речи с целью максимальной его адаптации к использованию в повседневной жизни
Электронные пособия
Технология БОС … существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья (снижение уровня ОРЗ и гриппа в 3 – 4 раза), помогает сформировать правильное речевое дыхание
Литература Вовк О.Н.,Павлова Л.Н.,Теречева М.Н., Черемных Н.И. Учебно- методическое пособие по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ «Институт биологической обратной связи», 2004. https://pro-bos.ru/ozdrovitelno-obrazovatelnye-kompleksy-bos/logoped
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей "Оздоровительная гимнастика с использованием метода биологически-обратной связи"
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это новый безлекарственный метод исправления нарушенных функций организма с использованием электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о ...
Формирование дыхания с использованием компьютерной системы с биологической обратной связью «Комфорт ЛОГО»
Конспект сеанса в режиме «Кардио»Цель: отработать умение диафрагмального выдоха....
Опыт работы по теме: "Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей".
Опыт работы по коррекции и компенсации речевого развития детей с использованием кабинета "БОС-логотерапевтический"....
Программа «Метод биологической обратной связи – средство коррекции и компенсации речевого развития детей».
Данная программа раскрывает особенности работы по преодолению и компенсации речевых нарушений у детей дошкольного возраста, через использование метода биологической обратной связи....
Статья. Развивающе-коррекционный комплекс на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью. Комплекс БОС.
В данной статье предоставлен материал, о том. как Комплекс БОС, влияет на положительное развитие детей....
«Здоровьесберегающие технологии»-метод биологической обратной связи.
Оказание логопедической помощи детям с речевой патологией, направленной на коррекцию и компенсацию речевых нарушений через использование метода биологической обратной связи....
Современные логопедические технологии. Технология БОС (биологическая обратная связь). Использование технологии БОС в коррекции речи: речевое дыхание.
Цель практикума – консультационно-просветительская:Познакомиться с технологией бос.Проанализировать материал по демо-версии.Выявить слабые\сильные стороны и пригодность применения в усовиях лого...