"Дидактические игры и приемы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ТНР"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
"Дидактические игры и приемы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ТНР"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dialog_-_pedsovet.docx | 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактические игры и приёмы на различных этапах формирования диалогической речи детей сТНР».
Умение произвольно строить высказывание, целенаправленно подбирать языковые средства, анализировать некоторые грамматические явления очень полезно как для последующего обучения ребёнка в школе, так и для его общего развития и, прежде всего, умственного.
Диалог является естественной средой развития личности.
Диалог сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, и если нужно, вносить в неё изменения и поправки.
Для начала следует :
* повысить уровень речевой инициативы;
* формировать лексико- грамматические средства речи;
* формировать навык построения вопросительных предложений;
* развивать интонационные средства высказываний;
* развивать невербальные средства общения;
* развивать познавательные процессы.
Очень важно на данном этапе формировать у ребёнка партнёрские позиции при ведении диалога.
Работу над диалогом я начинаю с пересказов сказок с элементами мультипликации. Это могут быть: Сказка К. И. Чуковского «Цыплёнок», русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кот, Петух и Лиса» и т.д.
Наиболее доступная и живая форма усвоения диалога – игра. Путь от диалога к монологу лежит через совместный монолог взрослого и ребёнка, но всё что может сделать ребёнок, он делает сам.
Наиболее часто используемый приём игр-драматизаций, театрализованных представлений. Он развивает интонационную выразительность, совершенствует эмоциональность речи, обогащает словарь, формирует грамматический строй, активизирует речевую деятельность ребёнка в целом.
Основной работой считают – это формирование социально – коммуникативных вопросительных высказываний.
В работе активно используются проблемные ситуации, сценарии активизирующего общения, введение языкового и речевого материала в реальные ситуации общения.
Интересен приём «Живая схема», когда один ребёнок задаёт вопросы, соблюдая план рассказа, а другой отвечает полными предложениями. Важно, чтобы каждый ребёнок побывал и схемой и рассказчиком.
Для овладения детьми разговорно- диалогической речью необходимо не только сформировать в речи детей модели вопросительных предложений, но и актуализировать их в различных коммуникативных ситуациях (разные условия общения, виды деятельности, собеседники).
В дидактических играх дети учатся объяснительной речи. Для этого взрослый сначала обучает одного ребёнка новой игре, а потом предоставляет возможность поиграть в неё и другим детям. Обученный ребёнок пытается наладить игру остальных детей, объясняет им содержание и правила. Взрослый помогает ему, задавая наводящие вопросы.
На заключительном этапе дети учатся применять полученные навыки для общения. Используются сюжетно - ролевые игры, игры – соревнования… Педагог принимает минимальное участие в диалоге. Он лишь создаёт условия для проявления речевой активности.
Следует уделить внимание диалогу и при творческом рассказывании:
- добавлении в рассказ предшествующих, либо последующих событий;
- составлении рассказов с включением (исключением) объектов;
- составлении рассказов по комплекту игрушек;
- рассказывании по частично закрытой сюжетной картине;
- придумывании рассказа про знакомого героя;
- составлении рассказа по его названию;
- придумывании рассказов по нескольким опорным словам и пр.
Я использую методику Татьяны Александровны Ткаченко.
Остановимся на методике работы по закрытой картине. Сначала за картиной стоит педагог, а дети задают ему вопросы. Взрослый может регулировать процесс, он спрашивает: «Вы всё поняли? Что нарисовано на картине?» Один из сильных детей описывает картину, закрепляя представления остальных. Наступает момент, когда больше спрашивать нельзя. Дети рисуют закрытую картину. И тут сами собой появляются вопросы. Оказывается, они не всё спросили.
Предугадать последовательность вопросов не возможно. После описания картины дети рисуют по представлению, а маленький учитель уже не отвечает на вопросы. Обязательно создаётся выставка работ и их сравнение с образцом.
Очень важно создать условия для диалога детей после выполнения рисунков, поделок, совместных работ с целью повышения коррекционно-логопедической работы по подготовке к школьному обучению.
Можно предложить множество подходов как научить ребёнка говорить, слушать и вслушиваться, думать и вдумываться, но самый лучший, конечно будет свой, собственный, неповторимый - ваш и вашего ребёнка.
Через совместную деятельность, сотворчество ребёнок придёт к овладению творческой продуктивной речью.
Успехов вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и приемы для развития мышления у детей с ОНР
Предлагаю для воспитателей материал по дидактическим играм и приемам для развития мышления у детей с ОНР....
«Дидактические игры и приёмы на различных этапах формирования диалогической речи детей с ОНР».
Диалог сложная форма социального взаимодействия. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное су...
Выступление и презентация по теме "Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями. Дидактические игры и приемы".
Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важн...
Консультация для педагогов «Дидактические игры и приемы».
Консультация для педагогов «Дидактические игры и приемы»....
Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие диалогической речи детей с ТНР. Дидактические игры и приемы".
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников....
Развитие диалогической речи у детей.Дидактические игры и приемы.
Методическая разработка для воспитателей....
Дидактическая игра "Составляем и читаем различные слова"
Занимательная игра для детей дошкольного возраста, занимаяст по которой, дети смогут потренироваться в составлении и чтении различных слов. Игра поможет детям ассоциировать слова с предметами, а также...