Развитие связной речи у дошкольников
консультация по логопедии
Основные направления и приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 16.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи
Работа по развитию связной речи ведётся в следующих направлениях:
- Обогащение словарного запаса.
- Разучивание стихов.
- Отгадывание загадок.
- Обучение рассказыванию (рассказы – описания, рассказы по серии сюжетных картинок).
- Пересказ художественных текстов.
Словарная работа
Основная задача – уточнение имеющегося словаря и его обогащение.
Среди многих приёмов словарной работы можно выделить следующие:
- Показ и называние нового предмета или действия.
- Объяснение происхождения данного слова, например, клумба – это место, где растут цветы и т.п.
- Упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи.
Разучивание стихотворений
- Каждое новое стихотворение сначала должно быть выразительно прочитано воспитателем (желательно наизусть).
- После прочтения стихотворения воспитатель говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем ещё раз читает это стихотворение.
- Далее воспитатель задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль.
- Воспитатель выясняет, какие слова детям непонятны, в доступной форме объясняет их значение.
- Воспитатель читает отдельно каждую строчку. Дети проговаривают её хором, а затем индивидуально (по возможности).
Желательно подобрать к стихам соответствующую картинку.
Работа с загадками
Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов, кроме того, они расширяют кругозор, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление.
В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучивать наизусть.
Обучение рассказыванию
Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Например, воспитатель говорит: «Подойди к столу и возьми книжку». Потом обращается к ребёнку: «Что ты сделал?» или «Что сделал Коля?» Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию связной речи.
Рассказы – описания
Этому процессу предшествует большая работа по сравнению предметов. Сначала дети должны определить различия между предметами по их характерным признакам, а уже потом перейти к описанию сходных признаков.
Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы. Навык описания предметов полезно закреплять в ходе таких видов деятельности, как лепка, рисование, конструирование.
Рассказы по серии сюжетных картинок
Серии картинок помогают ребёнку разобраться в последовательности событий, способствуют уточнению значений известных слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования.
Некоторые приёмы работы с сюжетными картинками:
- Воспитатель раскладывает серию сюжетных картинок (в младшей группе – 2-3 картинки, в средней группе - 3 картинки, в старшей – 4-5, в подготовительной – 5-8) и читает рассказ. Дети следят и показывают соответствующую тексту картинку.
- Воспитатель читает рассказ и сам расставляет картинки. Затем он их убирает и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случает затруднений можно задавать наводящие вопросы.
- Воспитатель читает рассказ, а дети должны в соответствии с ним разложить картинки.
- Воспитатель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить рассказ, правильно разложив картинки.
- Дети рассматривают картинки, устанавливают их последовательность и составляют рассказ.
- Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, а также дополняют его предыдущими или последующими событиями.
- После составления рассказа дети с помощью воспитателя передают его содержание в лицах.
Пересказ художественных текстов
При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные возможности детей.
До начала чтения воспитатель объясняет смысл трудных слов. Далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения.
Прочитав рассказ, воспитатель задаёт вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное.
На разных ступенях обучения детей пересказыванию применяются различные виды пересказа:
- Воспитатель пересказывает, а дети вставляют слово или предложение.
- Можно задавать наводящие вопросы.
- Перед началом пересказа воспитатель составляет план пересказа (можно применять опорные картинки).
- Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребёнок начинает, следующий продолжает пересказывать. Этот вид работы помогает вырабатывать у детей устойчивое внимание, умение следить за речью других.
- Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...
Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые отв...
Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений
статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....
Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».
Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...
Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...
Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)
Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольного образовательного учреждения...