Развитие связной речи у дошкольников
консультация по логопедии

Лоншакова Нина Юрьевна

Основные направления и приемы развития связной речи у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи

Работа по развитию связной речи ведётся в следующих направлениях:

  1. Обогащение словарного запаса.
  2. Разучивание стихов.
  3. Отгадывание загадок.
  4. Обучение рассказыванию (рассказы – описания, рассказы по серии сюжетных картинок).
  5. Пересказ художественных текстов.

Словарная работа

Основная задача – уточнение имеющегося словаря и его обогащение.

Среди многих приёмов словарной работы можно выделить следующие:

  • Показ и называние нового предмета или действия.
  • Объяснение происхождения данного слова, например, клумба – это место, где растут цветы и т.п.
  • Упражнения на закрепление новых слов в самостоятельной речи.

Разучивание стихотворений

  • Каждое новое стихотворение сначала должно быть выразительно прочитано воспитателем (желательно наизусть).
  • После прочтения стихотворения воспитатель говорит, что это стихотворение дети будут заучивать наизусть. Затем ещё раз читает это стихотворение.
  • Далее воспитатель задаёт вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль.
  • Воспитатель выясняет, какие слова детям непонятны, в доступной форме объясняет их значение.
  • Воспитатель читает отдельно каждую строчку. Дети проговаривают её хором, а затем индивидуально (по возможности).

Желательно подобрать к стихам соответствующую картинку.

Работа с загадками

Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов, кроме того, они расширяют кругозор, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление.

В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучивать наизусть.

Обучение рассказыванию

Первые небольшие самостоятельные рассказы детей должны быть связаны со знакомой наглядной ситуацией. Например, воспитатель говорит: «Подойди к столу и возьми книжку». Потом обращается к ребёнку: «Что ты сделал?» или «Что сделал Коля?» Составление таких рассказов по демонстрируемым действиям является неотъемлемой частью работы по развитию связной речи.

Рассказы – описания

Этому процессу предшествует большая работа по сравнению предметов. Сначала дети должны определить различия между предметами по их характерным признакам, а уже потом перейти к описанию сходных признаков.

Обучение детей описанию предметов проводится при прохождении каждой лексической темы. Навык описания предметов полезно закреплять в ходе таких видов деятельности, как лепка, рисование, конструирование.

Рассказы по серии сюжетных картинок

Серии картинок помогают ребёнку разобраться в последовательности событий, способствуют уточнению значений известных слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования.

Некоторые приёмы работы с сюжетными картинками:

  • Воспитатель раскладывает серию сюжетных картинок (в младшей группе – 2-3 картинки, в средней группе - 3 картинки, в старшей – 4-5, в подготовительной – 5-8) и читает рассказ. Дети следят и показывают соответствующую тексту картинку.
  • Воспитатель читает рассказ и сам расставляет картинки. Затем он их убирает и предлагает детям самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случает затруднений можно задавать наводящие вопросы.
  • Воспитатель читает рассказ, а дети должны в соответствии с ним разложить картинки.
  • Воспитатель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить рассказ, правильно разложив картинки.
  • Дети рассматривают картинки, устанавливают их последовательность и составляют рассказ.
  • Составив рассказ по серии картинок, дети придумывают ему название, а также дополняют его предыдущими или последующими событиями.
  • После составления рассказа дети с помощью воспитателя передают его содержание в лицах.

Пересказ художественных текстов

При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать индивидуальные возможности детей.

До начала чтения воспитатель объясняет смысл трудных слов. Далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения.

Прочитав рассказ, воспитатель задаёт вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное.

На разных ступенях обучения детей пересказыванию применяются различные виды пересказа:

  • Воспитатель пересказывает, а дети вставляют слово или предложение.
  • Можно задавать наводящие вопросы.
  • Перед началом пересказа воспитатель составляет план пересказа (можно применять опорные картинки).
  • Пересказ организуется «по цепочке», когда один ребёнок начинает, следующий продолжает пересказывать. Этот вид работы помогает вырабатывать у детей устойчивое внимание, умение следить за речью других.
  • Часто применяется пересказ в лицах, типа простой драматизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Консультация: «Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи»(презентация)

Консультация "Развитие связной речи у дошкольников с нарушением речи"будет очень полезна педагогам и родителям!так как в ней собранно все самое главное ....