Использование средств сенсорной комнаты в работе с детьми логопатами
консультация по логопедии

Кузнецова Анна Сергеевна

Сенсорная комната – это среда, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы слуха, обоняния, зрения, осязания, вестибулярные рецепторы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sensornoy_komnaty_v_rabote_uchitelya.docx614.29 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГОI:\работа 1\рамки для документов\рамки\hello_html_m97bf1d2.png

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К.Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

               

                  Выступление на педагогическом совете:

Использование  средств сенсорной комнаты в работе

с детьми-логопатами

                 Использование  средств сенсорной комнаты в работе

с детьми-логопатами.

Речевое развитие — процесс сложный, и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше овладели родной  речью, говорили правильно и красиво.

Внедрение оборудования сенсорной комнаты в логопедическую работу связано, прежде всего с тем, что в последние годы значительно возросло количество детей со сложными дефектами развития, которые имеют свои специфические особенности.

У детей-логопатов, низкая работоспособность, у них часто снижен слух, острота зрения, а значит, ограничен сенсорный поток. Коррекционная работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорной  сферы детей и стимулирующая их речевую активность.

Сенсорная комната – это среда, предназначенная для оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы слуха, обоняния, зрения, осязания, вестибулярные рецепторы.

Сенсорная комната, позволяет в необычном пространстве выполнять различные действия, речевых  задач.

Дети в сенсорной комнате ощущают себя в безопасности, что в свою очередь способствует развитию всех органов чувств, психических процессов, а также помогает снять психоэмоциональное и мышечное напряжение.

    Какие же  элементы сенсорной комнаты может использовать учитель-логопед?

В рамках сенсорной комнаты рекомендуется проводить логопедические занятия с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий (водотерапия, пескотерапия, элементы психогимнастики, музыкотерапия и другие).

                                    Воздушно-пузырьковая колонна.

Способствует развитию произвольных движений глаз, умению сосредоточиться на объекте, а также координации движений глаз и рук. Используется с детьми на этапе постановки звуков. Ребенок садится на тумбу, зеркало используется для отработки артикуляционных упражнений, сама колонна с рыбками и подсветкой стимулирует зрительный нерв, успокаивает, способствует выработке концентрации внимания.

Сухой бассейн.

Можно использовать с детьми индивидуально или малыми подгруппами по 2 - 4 человека, при автоматизации и дифференциации звуков.
Например: можно поиграть в игру «Кто больше назовет слов». Игра проводится на этапе автоматизации звука. Цель данного упражнения: автоматизация заданного звука, стимулирование зрительных ощущений и восприятия цвета, снятие психоэмоционального напряжения. В конце задания предлагается пересчитать количество шариков.

                                                     Тактильные дорожки

Тактильные дорожки учитель логопед может широко использовать для коррекции речевых нарушений. Для формирования лексического строя речи, наполнения и развития антонимического словаря детей (твёрдый мягкий, пушистый гладкий), уточнения значения и правильного использования в речи предлогов (за, около и  др) Тактильные дорожки можно использовать на занятиях для развития связной речи. Например, для изучения падежей. Чтобы пройти по этой дорожке нужно правильно просклонять заданное существительное.

Одновременно на различных поверхностях дорожки происходит тактильная стимуляция стоп,  развитие  координации движений, развивают умение передавать ощущения, эмоции в речи.

                                                                Песочная терапия  

Необходима для развития мелкой моторики и воображения.

Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов.

Например:

-порисовать пальчиками буквы или слова на светящейся панели в мелком кварцевом песке. Такая игра поможет развить не только речь, но и творческое воображение.

-при совершенствовании лексико-грамматического строя речи в игровых упражнениях с песком можно учить употреблять в речи некоторые грамматические категории: предлоги, приставочные глаголы, наречия, прилагательные и т.д.

-при обучении грамоте на песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности, писать заданные буквы, слоги и слова.

-при рисовании песочных картин можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения, рассказы.

Игры с песком на логопедических занятиях с детьми  в рамках сенсорной комнаты позитивно влияют на речевое развитие и  являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, сочетаются с другими видами ежедневной коррекционно-логопедической работы: дыхательной и артикуляционной гимнастикой, фонетической ритмикой, динамическими паузами.

                                     

                                        Игры  со  звучащими  коробочками

 (коробочки, имеющие разные наполнители: песок, бисер, болты, крупа и др.) совершенствуют умение дифференцировать неречевые звуки, способствуют развитию творческого воображения, совершенствуют умение дифференцировать неречевые звуки, развивают слуховые анализаторы, развивают произвольное внимание, память, помогают в автоматизации поставленного звука.

                                                Игры с массажными мячами

(мячи разных размеров, имеющие на своей поверхности ямки, шипы).

Дети со сложными речевыми дефектами имеют явные недостатки в развитии мышц кисти руки, тонких дифференцированных движений, графо моторных навыков.

 Одним из эффективных направлений коррекционной работы в этой области является самомассаж. Некоторые упражнения для развития мелкой моторики кисти руки, можно выполнить с помощью рельефных мячиков и валиков, имеющихся в сенсорной комнате.

Дети произносят слова, одновременно вращают мяч в ладонях, то, усиливая, то, уменьшая нажим, или катят мяч ладошкой по полу соседу.

                                             

                                               Игры  с  тактильными  мешочками

Тактильные мешочки можно использовать для изучения счета, цвета, а также для развития тактильного восприятия и других навыков. Ребенок пытается нащупать содержимое – стимулирует развитие воображения, крупной и мелкой моторики (что неразрывно связано с речевой функцией), описывает предполагаемую форму через ткань, свойства предметов, – развивает навыки связной речи, расширяет активный словарь, работает над грамматическим строем речи.

В играх с мелкими предметами, мозаикой, конструктором, различными наборами по шнуровке предметов развивается мелкая моторика рук а также речь.

Использование СК позволяет разнообразить логопедические занятия. Совершенно очевидно, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с нарушением речи имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:

  • с помощью сенсорной комнаты учитель-логопед имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
  • каждое занятие с использованием оборудования СК вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.
  • практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют логопедические задания с увлечением и интересом, что позволяет повысить детскую активность, любознательность;

Использование оборудования сенсорной комнаты, позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребёнка, что является действенным средством профилактики вторичных дефектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей сенсорной комнаты в работе с детьми с ОНР

Использование развивающих игрушек, дидактического материала, игрового оборудования сенсорной комнаты для преодоления нарушений у детей с ОНР в психических и поведенческих процессах....

Экскурсия для родителей «Использование оборудования сенсорной комнаты в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи» в рамках проведения Дня открытых дверей

Цель:Знакомство с работой педагога-психолога с детьми с тяжелыми нарушениями речи в сенсорной комнате. Задачи:Раскрыть все положительные стороны посещения детьми сенсорной комнаты, а именно, как ...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В рамках данной статьи рассматривается потенциал светлой сенсорной комнаты в педагогической деятельности с детьми раннего...

«Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

laquo;Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»...

ОСНАЩЕНИЕ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ОБОРУДОВАНИЕМ, ПОСТАВЛЕННЫМ В РАМКАХ ПОДПРОГРАММЫ 2 «ДОСТУПНАЯ СРЕДА». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РППС СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «СЕНСОРНАЯ КОМНАТА КАК РАЗВИВАЮЩИЙ И КОРРИГИРУЮЩИЙ КОМПОНЕНТ В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С ДЕ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ....