"Скоро в школу"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Цель: интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (один из аспектов школьной зрелости)
Задачи
Образовательные:
- развитие связной речи (совершенствование навыка составления предложений)
- развитие познавательных способностей
- закрепление представлений об окружающем мире
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_sovmestnogo_zanyatiya_logopeda_i_vospitatelya.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального совместного занятия
логопеда (Добрякова Е.В.) и воспитателя (Белякова И.А.).
«Скоро в школу»
Цель: интеллектуальная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе (один из аспектов школьной зрелости)
Задачи
Образовательные:
- развитие связной речи (совершенствование навыка составления предложений)
- развитие познавательных способностей
- закрепление представлений об окружающем мире
Коррекционные:
- совершенствование умения согласовывать в предложении все части речи
-закрепление правильного произношения всех групп звуков в самостоятельной речи
- совершенствование фонематических представлений
- закрепление навыка слогового и звукового анализа и синтеза
-закрепления навыка ориентировки в пространстве
- развитие неречевых психических функций (слухового, зрительного внимания, памяти, восприятия, логического мышления)
- развитие общей моторики
- развитие зрительного гнозиса
Воспитательные:
- совершенствование навыков самоконтроля и самооценки
- формирование навыков учебной деятельности
-совершенствование умения слушать себя, взрослых, сверстников
- воспитание сотрудничества в работе группами
Оборудование.
Микрофон, 5 конвертов, мольберт, интерактивная доска, неваляшка, набор букв, набор цифр, знаков, картинки (тетрадка, книга, циркуль, ластик, ручка, карандаш, клей, карта, гусеницы-схемы), геометрический фигуры, глобус, ранец.
Ход занятия.
Организационный момент. Логопед
Посмотрите, к нам в группу пришло письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята!
Я давно наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась победам и успехам! Вы очень прилежные дети. Я знаю, что вы идёте в школу и хочу проверить – готовы ли вы. Я приготовила для вас разные задания, выполнив которые вы найдёте сюрприз. Удачи!
Царица Знаний.
Первое задание ждёт вас на полке с музыкальными инструментами .»
Дети находят конверт с заданием: «Расскажите, что вы знаете о школе».
Основная часть.
- Воспитатель. Упражнение «Интервью».
Ребята, Царица Знаний хочет узнать – что вы знаете о школе. Я возьму у вас интервью (берёт микрофон)
- Представьтесь, пожалуйста.
- Сколько вам лет?
- Как называются дети, которые учатся в школе?
- Когда вы придете в школу – с кем вы познакомитесь?
- Что такое урок?
- Как вы узнаете, что начался урок?
- Что такое перемена?
- Как называется комната, где учатся дети?
- Как называется стол, за которым сидят ученики?
- Какие правила поведения в школе вы уже знаете?
Молодцы, наше интервью прошло отлично!
Дети отвечают полными предложениями.
- Логопед. Упражнение «Узнай изображение» (на экране).
Следующее задание от Царицы Знаний на экране. Мы с вами попробуем узнать предметы, которые нарисованы на картинках. Кто догадался, какой предмет нарисован? Что вы видите?
На экране зашумлённые картинки: ранец, пенал, неваляшка, краски, карандаши.
Дети перечисляют предметы, которые они увидели. Названные предметы появляются на экране.
Задание «Лишний предмет».
Ребята, а нет ли среди этих предметов лишнего? Почему вы решили, что это неваляшка? Как можно назвать остальные предметы?
Дети называют неваляшку, остальные предметы – школьные принадлежности.
Задание «Звук и буква»
На какой звук начинается слово «неваляшка»? Какой буквой обозначается этот звук?
Дети называют звук нь, буква н.
Ребята, посмотрите внимательно – нет ли в зале неваляшки? Возможно, рядом с ней мы найдем следующее задание.
Дети ищут неваляшку в зале, рядом с ней – конверт.
Посмотрим, что там? Там буква Н – давайте её прикрепим на мольберт, и следующее задание.
- Воспитатель. Математические задачки на смекалку.
Решение задач:
- У Кати в пенале 6 цветных карандашей и 4 простых. Сколько всего карандашей в пенале у Кати?
-Ане мама купила 10 тетрадей. 2тетради Аня отдала подружке. Сколько тетрадей осталось у Ани?
-В портфеле у Коли было 3 книги и 5 тетрадей. Сколько всего предметов было в портфеле?
-У Лены в коробочке было 12 мелков, 2 мелка она подарила Роме. Сколько мелков осталось?
Составление задач.
-Молодцы! А сейчас вы сами попробуете составить задачи и решить их.
Дети самостоятельно составляют задачи и записывают их на доске.
Поставь правильно знаки:
>,<,=
Вопросы на логику:
А сейчас поиграем в игру «Отвечай скорей!».
1. Сколько солнышек на небе?
2. Сколько глаз у совы?
3. Сколько лап у двух медвежат?
4. Сколько пальцев у перчатки?
5. Сколько ушей у двух ежей?
6. Сколько ушей у трех мышей?
7. Сколько огоньков у светофора?
8. Сколько ног у двух котов?
9. У пяти журавлей сколько шей?
10. Сколько хвостов у двух ослов?
11. Сколько рогов у двух коров?
12. Какая цифра спряталась в слове семья?
Дети решают задачи, находят цифру отгадку и становятся рядом с ней.
На цифре, которая является ответом на последнюю задачу, на обратной стороне прикреплена буква А и картинки: книга, циркуль, ластик, ручка, карандаш, клей, карты, карта и схемы – гусеницы, обозначающие место звука в слове. Записка «Следующую букву вы узнаете, когда выполните это задание.»
- Логопед. Упражнение «Гусеницы».
Интересно, а что же надо сделать? Вы знаете, ребята?
Логопед прикрепляет на мольберт гусениц и картинки, называя их, голосом выделяя звук К: ТЕТРАДКА, КНИГА, ЦИРКУЛЬ, ЛАСТИК, РУЧКА, КАРАНДАШ, КЛЕЙ, КАРТА.
Выясняем, что нужно распределить все картинки по группам, в зависимости от места звука в слове (начало-середина-конец), выясняем, какой звук есть во всех этих словах – названиях картинок (Звук К). Дети выполняют задание.
Какая гусеница победила? (начало слова - книга, карандаш, клей, карта; середина слова – тетрадка, циркуль, ручка; конец слова – ластик)
На гусенице, обозначающей начало слова – на обратной стороне прикреплена строчная буква Е. Значит, эта буква может нам пригодиться. У меня есть буквы. Найдите заглавную букву Е. Я прикреплю её к доске.
- Воспитатель. Речь с движением.
Мы уже выполнили столько заданий, пришло время немного отдохнуть.
Речь с движением с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»:
Вот фигуры- непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Будем глазками искать
К ним поближе подбегать
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же… квадрат. – рисуют в воздухе
Не уйти тебе проказник, - грозят пальчиком
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат. – дети шагают на месте
Теперь вправо посмотрите, Узнаете? Это – …круг. – рисуют в воздухе
И тебя мы отыскали. – грозят пальчиком
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся. – дети кружатся на месте
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем! – дети приседают.
Вспомним геометрические фигуры:
У какой фигуры 3 угла, 3 стороны
-У треугольника.
- Назовите предметы, похожие на треугольник.
У какой фигуры 2 стороны длинные и 2 короткие?
-У прямоугольника.
- Назовите предметы, похожие на прямоугольник.
У какой фигуры все стороны равны?
-У квадрата.
- Назовите предметы, похожие на квадрат.
У какой фигуры нет углов?
-У круга и овала.
- Назовите предметы, похожие на круг и овал.
Дети называют и показывают.
Геометрические фигуры большие озорники, они очень любят играть. И хотят поиграть с вами, вы согласны?
Вот мы сейчас и посмотрим сможете ли вы правильно выложить геометрические бусы.
На экране : дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур.
Вы отлично справились с этим сложным заданием.
- Логопед. Упражнение «Подбери картинку к схеме».
Где же нам искать следующую букву? Давайте посмотрим на экран.
На экране картинки и слоговая схема (стул, мел, глобус, карандаш, линейка, схема двусложная).
Интересно, какое слово подходит к этой схеме.
Наверно нам надо найти глобус. Там будет следующее задание. В зале есть глобус?
Дети находят глобус, а к нему прикреплена буква Р. Буква закрепляется на мольберте.
- Воспитатель. Упражнение «Помоги ребятам дойти до школы».
Ребята, вы знаете дорогу до своей будущей школы. Давайте посмотрим на экран и поможем ребятам найти дорогу до школы. Как найти ребятам школу? Нам поможет схема.
Дети выполняют задание, на экране находят школу, появляется буква Ц.
- Логопед. Упражнение «Ребусы».
Посмотрите, следующее задание. Нам надо разгадать ребусы.
Дети разгадывают ребусы (клей, карта, пенал).
К слову ПЕНАЛ на подобрать звуковую схему.
Мы нашли звуковую схему. Посмотрим, тут написано: «Составьте слово из полученных букв».
Дети составляют слово из букв на мольберте. Получается слово РАНЕЦ.
Я предлагаю поискать в зале ранец.
Дети ищут ранец.
Молодцы. Давайте посмотрим, что там. Там письмо:
«Молодцы, ребята. Я не сомневалась, что у вас всё поучиться. Вы достойны называться школьниками. Желаю вам успехов в учёбе! Царица Знаний.»
Достать и раздать детям подарки- сюрпризы.
Подведение итогов. Воспитатель.
Непростые задания были у вас, ребята. Как вы считаете, всё ли у вас получилось? Что вам понравилось больше всего? Какие задания были самые трудные? А теперь можно отдохнуть и поиграть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по психологической подготовке детей к школе «СКОРО В ШКОЛУ» (для детей 5-7 лет)
Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок должен прийти в школу с определенным запасом знаний, умений и навыков. Таким образом, уровень ра...
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе на тему "Скоро в школу"
Данный проект был реализован в МБДОУ д/с 7 в 2011-2012 учебном году в подготовительной группе....
Консультация "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"
Консультация для родителей "Скоро в школу", "Надо ли готовить ребенка к школе"...
Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Скоро в школу».
Родительское собрание "Скоро в школу"...
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Открытое занятие в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»...
Анкета для родителей "Ваш ребёнок скоро станет школьником", памятка для родителей "Скоро в школу"
Анкеты предназначены для родителей воспитанников подготовительной группы! Целью проведения данного анкетирования является выяснение психологической готовности к школе не только будущ...
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».
Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада. Зад...