«Использование театральной деятельности при разучивании артикуляционной гимнастики»
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской
муниципального образования Ейский район
Семинар – практикум для педагогов
«Развитее речевого творчества через театрально-игровую деятельность»
Выступление на тему:
«Использование театральной деятельности при разучивании артикуляционной гимнастики»
Подготовила:
учитель – логопед
Л.В. Кононенко
21.01.2019г.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Плохая восприимчивость ко всему новому, неустойчивость внимания, нарушение эмоционально-волевой сферы, недостаточная познавательная активность, трудности в целенаправленном заучивании и припоминании чего-либо – основные недостатки, мешающие обучению детей с нарушениями речи. Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста остается одной из актуальных проблем на сегодняшний день. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Процесс развития диалогической речи ребенка дошкольного возраста с нарушением речи – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Одним из таких средств является театрализованная деятельность. Это яркий, красочный и доступный восприятию ребёнка вид искусства, доставляющий детям радость, развивающий воображение и фантазию, способствующий творческому развитию. Мы много говорим о том, что игра – это ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, наша задача – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. Я считаю, что в этом нам могут помочь средства театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность и сама сказка, по моему мнению, наиболее близка и интересна ребёнку по мироощущению, ведь он воспринимает мир эмоционально-чувственно.
Элементы театра можно использовать на всех видах логопедических занятий, а также в ходе режимных моментов. Главной целью использования театрализованной деятельности на логопедических занятиях является создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей и развитие мотивации на устранение собственных речевых дефектов.
Каждое индивидуальное логопедическое занятие, а также занятия по обучению грамоте и звуковой культуре речи я начинаю с артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика — совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов.
Цели артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, объединение простых движений в сложные для правильного произношения звуков.
К этому хочется добавить, что артикуляционная гимнастика — это поле для полета фантазии и развития творчества педагога. Ведь она предназначена не только для подготовки органов артикуляции к постановке и произнесению звука, но и для развития у детей воображения, внимания, произвольности, усидчивости. Для достижения этих целей используют сказочные сюжеты.
«Карлсон, который живет на крыше»
(постановка звука [р])
Высоко на крыше живет Карлсон.
Дети тянутся кончиком языка к носу.
Он веселый, толстый.
Улыбаются, надувают щеки.
Утром просыпается, потягивается. Делает зарядку: наклоны в стороны.
Выполняют упражнения «Качели», «Часики».
Потом он умывается.
Облизывают губы по часовой стрелке и против нее.
Наводит чистоту в своем доме на крыше.
Имитируют чистку верхних и нижних зубов.
Завтракает плюшками, пьет чай с вареньем.
Выполняют упражнения «Лопаточка», «Чашечка», «Вкусное варенье».
После завтрака Карлсон заводит моторчик.
«Стучат» молоточком- язычком за верхние зубки: д-д-д.
Он сломался — не заводится.
«Смазывают» моторчик мёдом.
Поглаживание язычка губами.
Проверяет, крепкий ли мотор.
Выполняют упражнение «Грибок».
Отталкивается от края крыши и перелетает с крыши на крышу.
Произносят: др-р-р-р. (язычок прыгает, дрожит)
«Буратино»
(постановка звука [р], автоматизация звука [л] в слогах)
Жил-был в домике папа Карло.
Дети открывают рот.
Однажды достал он большое полено и решил из него смастерить себе сыночка.
Надувают щеки.
Постучал топором, пожужжал пилой.
Произносят: д-д-д, дж-дж-дж.
Получился мальчик веселый, с длинным носом.
Улыбаются, имитируют движения иглой.
Папа Карло назвал его Буратино, потому что мальчик получился любопытный и шустрый.
Выполняют упражнение «Часики».
Однажды папа Карло ушел по делам, а Буратино дома остался.
Выполняют упражнение «Медленная лошадка».
Стало ему скучно. Начал он бегать.
Выполняют упражнение «Быстрая лошадка».
И вдруг Буратино увидел в углу нарисованные на холсте очаг с большим котлом.
Выполняют упражнения «Лопатка», «Чашечка».
«Там, наверное, варится горячий суп, — подумал Буратино, — или каша, или картошка».
Произносят: ш-ш-ш, ша-шо-ши- шу.
Ткнул Буратино носом в холст и проткнул его.
Произносят: др-р-р. Выполняют упражнение «Футбол» (язык упирается в одну щеку, затем в другую).
Смотрит Буратино в дырочку, а там дверь.
Выполняют упражнение «Заборчик».
В это время вернулся папа Карло. Увидел, что Буратино холст испортил, и решил его наказать.
Покусывают кончик языка.
Буратино плачет, просит прощения.
Произносят: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы.
Простил его папа Карло. Тут крыса прибежала. Буратино поймал ее за хвост.
Произносят: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул, ыл-ыл-ыл.
Крыса сердится.
Произносят: ла-ла, ло-ло, лу-лу, лы-лы.
Буратино ее передразнивает.
Выполняют упражнение «Индюк (движение широким язычком по верхней губе бл-бл…)».
Крыса показала ему свои острые зубы.
Выполняют упражнения «Забор».
Буратино задрожал и больше крысу не обижал.
Произносят: др-р-р-р.
Комплексы артикуляционных упражнений, представленные в виде занимательных сказок о Язычке, вызывают у дошкольников интерес к органам артикуляции, развитию их подвижности и активизации зрительного восприятия. Подобные артикуляционные сказки легко адаптировать к изучаемой лексической теме, что делает стройной и логичной подачу материала. В то же время однообразные упражнения, предлагаемые в различных сказочных ситуациях, никогда не наскучат детям!
Сказка о Весёлом Язычке
Жил-был Весёлый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика (губы), затем вторую дверку (зубы).
(Дети улыбаются , обнажая нижние и верхние передние зубы, приоткрывая рот, раздвигают зубы.)
Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать. (Упражнение «Лопаточка».)
Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика Язычок, посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам и закачался он, как маятник в старинных часах: вправо-влево. (Упражнение «Часики».) Покачался-покачался и в домик спрятался.
Через минутку непоседа выглянул снова. Увидел, как девочка на качелях качается: вверх- вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее. (Упражнение «Качели».) И он так же покачался.
Посмотрел Язычок, а перед ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.
Язычок пошел гулять,
По ступенькам шагать.
Прыгнул он сначала на первую ступеньку, затем на вторую и на третьей весело попрыгал: Д-Д-Д. .(Упражнение «Ступеньки».)
Любопытный Язычок заглянул в окошко и увидел там... Девочка собралась чистить зубы! Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубы почистить. (Упражнение «Чищу зубы».) Чистил он их старательно, вычистил добела.
В это время девочка умылась и ушла. Загрустил Язычок, но ненадолго. Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом.
Интересно стало Язычку, что делают внутри дома, и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел? Маляра! Стал он ему помогать. (Упражнение «Маляр»)
Хорошо потрудился Язычок, устал и спрятался в домик поспать .Спит Язычок, и снится ему Чебурашка с крокодилом Геной, поют они свою песню. Весело стало Язычку, проснулся он и запел:«Ла-ла- ла, ла-ла-ла-ла...»
Вдруг услышал Язычок весёлую дробь барабана. Это Буратино стучит своими барабанными палочками по красному барабану. Д-д-д — слышалось вокруг. «Д-д-д», — повторял за барабаном Язычок. (Упражнение «Барабанщик».)
Увидел Весёлый Язычок лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!
Ну и лошадка!
Шёрстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта.
Травки поела —
И снова за дело.
(После каждой строчки дети «цокают».)
Вот какая сказка про путешествия Весёлого Язычка у нас получилась. Но ведь на этом его приключения не заканчиваются.
Придумайте новую сказку про то, что случилось дальше с Весёлым Язычком!
Как мы знаем, сейчас по телевизору показывают множество различных мультфильмов. Использование героев любимых мультфильмов очень увлекает детей, ведь это интересная своеобразная игра. Сейчас мы с вами отправимся в гости к Смешарикам (презентация «Смешарики и гимнастика для языка») Так же можно использовать игры – бродилки со сказочными и мультипликационными героями.
И, напоследок, хочется сказать, что мы – не боги, и дети наши очень индивидуальны. Но, может быть, когда-нибудь они станут настоящими артистами и народными любимцами и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.
Театрализованные игры являются одним из важных элементов работы с детьми, с нарушениями речи. Они способствуют творческому развитию личности ребёнка, навыков общения, формированию его вкуса, интеллекта, речи, действенно – практической деятельности и социальной адаптации детей. Проведение театрализованных игр позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием театральной деятельности с куклами – марионетками на тему: «Путешествие Буратино и его друзей».(старшая группа)
Цель: расширять представления о сказках. Развивать творческое воображение, тренинг эмоций, образное мышление. Использовать в речи сложные предложения разных видов. Воспитывать культуру речевого общени...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по знакомству с бытом и традициями русского народа с использованием театральной деятельности "В гостях у бабушки Настасьи"
Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе детского сада по ознакомлению дошкольников с бытом и традициями русского народа с элементами театральной деятельности....
Использование театральной деятельности в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста
Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаю...
Методическая разработка.Презентация "Виды театра и использование театральной деятельности в развитии речи в детском саду"
Презентация "Виды театра" в помощь молодым специалистам....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
физкультурное развлечение с использованием театральной деятельности "Петрушка и его друзья"
разработанный сценарий преднезначен для проведения активного отдыха детей младшего и среднего дошкольного возраста. Представленный игровой сюжет и использование театральной деятельности помогут воспит...
Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции
Организация совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, с использованием театральной деятельности, включая разные виды интеграции...
- Мне нравится (2)