Формирование правильного звукопроизношения у детей. Консультация для родителей и педагогов
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Данный методический и практический материал представлен с целью, помочь воспитателям в их работе с родителями по формированию правильного произношения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультативный устрый и печатный материал | 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правильного звукопроизношения у детей.
(консультативный материал)
Сергеева Е.И,
учитель-логопед первой категории
Данный методический и практический материал представлен с целью, помочь воспитателям в их работе с родителями по формированию правильного произношения у детей.
Вступительное слово:
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи.
Согласно современным концепциям образования, важность родного слова неоспорима, именно оно является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Чем богаче и правильней речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познавательной деятельности, содержательнее и полноценнее его коммуникативные навыки, тем активнее его психическое развитие. Любое нарушение речи, как бы оно не проявлялось, может отразиться на деятельности и поведении детей, они, начиная осознавать свой недостаток, становятся более молчаливыми, замкнутыми, нерешительными. Особо хочется подчеркнуть важность правильного, чистого произношения ребёнком звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи в дальнейшем могут привести к неуспеваемости.
Частыми речевыми нарушениями у детей являются дефекты звукопроизношения, поэтому воспитатель должен уделять этому большое внимание. Однако никакая самая тщательная работа специалистов детского сада не исключает необходимости помогать родителям в семье детям, неправильно произносящим те или иные звуки. Задача воспитателя, помочь родителям правильно организовать работу в семье, показывать, как надо выполнять каждое упражнение любого комплекса, на что следует обратить особое внимание.
\
Рекомендации для родителей.
(Памятка)
- Занимайтесь с ребёнком систематически: ежедневно или через день.
- Принуждать ребенка нельзя, занятия дадут наилучшие результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
- На одном занятии не следует давать больше двух – трёх упражнений
- К последующим упражнения нужно переходить, если усвоены предыдущие
- С детьми пяти лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребёнок мог контролировать правильность движения артикуляционного аппарата.
- Все упражнения нужно выполнять естественно, без напряжения. (Ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются).
- Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
- Определённые упражнения должны быть целенаправленными, которые подготавливают артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков.
- Необходимо учитывать требования к артикуляционной гимнастики: точность движений, равномерное участие левой и правой половины языка в выполнении движений.
- Надо выбирать комплекс упражнений для усвоения тех звуков, которые неправильно произносит ребёнок.
- При искажении всех групп звуков одновременно можно брать упражнения из комплексов для шипящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам.
- Нельзя объяснять ребёнку сразу всю последовательность движений органов артикуляционного аппарата. Инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком язычка со звуком д-д-д.
- Также поэтапно следует проверять правильность выполнения ребёнком упражнения. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.
- Важно помнить, что у ребёнка не всегда может всё получаться, порой у него это вызывает отказ от дальнейшей работы. В таком случае вы не должны фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось.
- Если у ребёнка появятся звуки, надо их постепенно вводить вводить в его речь, т. е. учить правильно употреблять его в словах, а затем во фразовой речи.
- Начинать работу по дифференциации звуков с ребёнком необходимо только после того, как он научиться правильно произносить дифференцируемые звуки (с - ш, з - ж, б - п, л - р, и др.).
- Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители должны согласовывать с учителем – логопедом и воспитателем.
Комплекс упражнений для формирования основных групп звуков, а также для их дифференциации, необходимые детям шести – семи лет.
Начинать работу по любому комплексу необходимо со следующих двух упражнений, помогающих научить ребёнка в дальнейшем выполнять любое упражнение для языка без одновременных движений губ (губы при этом должны находиться в улыбке).
Построить забор
Цель: Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Описание: Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Чтобы показать ребёнку, как это сделать, нужно про себя произнести звук и). Удерживать в таком положении губы под сёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать поднимать только нижнюю губу. Сначала это движение нужно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть не подвижна.
Сделать трубочку.
Цель: Выработать движение губ вперёд.
Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд трубочкой. Удерживать в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперёд не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребёнок не умеет вытягивать губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфетки (находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ) и взять её губами.
Первый комплекс
(для свистящих звуков с, з, ц)
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они крепко примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (передняя часть её приподнимается к альвеолам и образуют с ними щель, а при звуке ц сначала смычку, потом щель); движение губ, нижней челюсти (едва опущена, рот приоткрыт) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Загнать мяч в ворота
Цель. Выработать длительную, направленную воздушную струю.
Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.
Методические указания. 1 Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушна струя была прерывистой.
Наказать непослушный язычок
Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя – пя – пя». Удерживать язык в спокойном положении при открытом рте под сёт от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1 Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз при одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Сделать язык широким «Блинчик»
Цель. Выработать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Кто дальше загонит мяч?
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щёки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Почистим зубы
Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
Методические указания. 1. Губы неподвижны, находятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из стороны в строну, следить, чтобы он находился у дёсен, а не скользил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.
Второй комплекс
(для шипящих звуков ш, ж, ч, щ)
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка: широкий передний край языка поднимается к передней части твердого нёба, при этом кончик языка образует щель с твердым нёбом (при ч – сначала смычку, а потом щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам; губы выдвигаются вперед и округляться; нижняя челюсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи языка способствуют следующие упражнения.
Наказать послушный язык
Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание и методические указания смотреть комплекс № 1.
Сделать язык широким
Цель. Выработать умение удерживать язык в спокойном расслабленном положении.
Описание и методические указания смотреть комплекс № 1.
Приклей конфетку
Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребенка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. выполнять упражнения надо в медленном темпе.
Грибок
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шлюпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.)
Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края зыка должны быть плотно прижаты, ни одна половина не должна опускаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
Кто дальше загонит мяч?
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание и методические указания смотреть комплекс № 1.
Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта. 3. Если упражнение не получается нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным нужно шпателем поднять его вверх и завернуть на верхнюю губу.
Гармошка
Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская зыка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические рекомендации. 1. Следить, чтобы, когда открывается рот, губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении от трех до десяти. 3.Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
Фокус
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка подлетит вверх.
Методические рекомендации. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; Боковые края должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Третий комплекс
(для звука л)
Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка: кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:
Наказать непослушный язык
Цель. Выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание и методические указания смотреть комплекс № 1.
Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.
Описание и методические указания смотреть комплекс № 2.
Пароход гудит
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.
Индюк
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Методические рекомендации. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Качели
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, о, ы, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
Пощелкать кончиком языка
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка ( как лошадка цокает копытами).
Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуться к этому упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Беззвучно пощелкал кончиком языка
Цель. Вырабатывать движения языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и предыдущем упражнении, только беззвучно.
Методические указания. 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кончик упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
Четвертый комплекс
(для звук р)
Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть языком.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания. 1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть не подвижна, работает только язык.
Маляр
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движение языком вперёд-назад.
Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть мне подвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.
Кто дальше загонит мяч?
Цель. Выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание и методические указания смотреть комплекс № 1.
Пощелкать кончиком языка
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание и методические указания смотреть комплекс № 3
Вкусное варение
Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх. Описание и методические указания смотреть комплекс № 2.
Индюк
Цель. Выработать подъём языка вверх и подвижность его передней части.
Описание и методические указания смотреть комплекс № 3.
Барабанщики.
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, выработать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произносить звук д: д-д-д. Сначала звук д произносится медленно. Постепенно убыстряется темп.
Методические указания. 1. Рот должен быть всё время открыть, губы в улыбке, нижняя челюсть не подвижна; работает только одна. 2. Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлопающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться. 4. Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Пятый комплекс
(для дифференциации свистящих звуков с - ш, з – ж, ц -ч)
Качели
Цель. Способствовать выработке быстрого перехода кончика языка из нижнего положения, характерного для произнесения свистящих звуков, в верхнее, характерное для произнесения свистящих звуков.
Описание упражнения смотреть комплекс №3
Насос
Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука с. (Язык находится за нижними зубами, струя воздуха холодная).
Описание. Предложить ребёнку длительно произнести звук с (так, как свистит воздух, когда выходит из насоса). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука с язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
Шар лопнул.
Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука ш. (Язык находится за верхними зубами, струя воздуха тёплая).
Описание. Предложить ребёнку длительно произнести звук ш (так, как выходит воздух проколотой шины). Обратить его внимание на то, что при произнесении звука ш передний край языка находится за верхними зубами, губы в округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Угадай, что это.
Цель. Научить ребёнка различать звуки с и ш при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения.
Описание. Взрослый не спеша поочерёдно произносит звуки с и ш, а ребёнок соответственно звуку должен показывать то на ту картинку, изображающую велосипедный насос (если он слышит звук с), то на картинку, изображающую проколотую шину (если он слышит звук ш). Потом взрослый показывает то на картинку с насосом, то на картинку с шиной, а ребёнок соответственно называет тот или другой звук.
Будь внимательным, смотри, без ошибок повтори.
Цель: Научить ребёнка различать звуки с и ш и правильно произносить звуки в слогах.
Описание. Предложить ребёнку произносить со взрослым слоги (попарно), соблюдая определённую последовательность: са – ша, со –шо , шу – су, сы –ши и т.д. При это надо прикрыть листком бумаги рот (держа бумагу на расстоянии 15 – 20 см от рта), чтобы ребёнок не видел артикуляцию этих звуков, а воспроизводил их только на слух. Произносить звукосочетания следует громко, чётко.
Если звук угадал, верно слово ты назвал.
Цель. Показать, что с изменением слов может измениться и слово.
Описание. Предложить ребёнку правильно повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой дифференцируемых звуков с и ш меняется их смысл. Ребёнок должен после повторении каждой пары слов раскрыть их смысловые значение. Например, объяснить, что такое мишка и что такое миска, и указать в каком слове звук с, а в каком ш. Можно взять следующие слова: кашка – каска, мишка – миска, крыша – крыса и др..
На картинку посмотри, её верно назови.
Цель. Научит ребёнка не смешивать звуки с и ш, когда они встречаются в одном и том же слове.
Описание .Подобрать картинки, в названии которых одновременно встречаются звуки с и ш, и попросить ребёнка правильно их назвать: шоссе, сушки, Саша, старушка, солнышка, машинист, стёклышко, пушистый снег, и др. При отсутствии картинок можно предложить ребёнку повторять эти слова за взрослым.
Кто лучше думает?
Цель. Научить ребенка правильно употреблять звуки с и ш во фразах.
Описание. По картинкам подобранным для предыдущего упражнения, ребёнок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок. Взрослый называет слово, а ребёнок составляет с этим словом предложение. Можно посоревноваться, чьё предложение интереснее. Сначала предложение составляет взрослый, потом ребёнок.
Выучить с ребёнком стихотворение.
(При разучивании ребёнок должен сразу произносить звуки с и ш во всех словах)
Простокваша
Простоквашу дали Клаше,
Недовольна Клаша:
- Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши!
Дали вместо простокваши
Каши нашей Клаше.
- Не хочу я просто каши
Так без простокваши!
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей:
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
А поела – встала,
«Спасибо» сказала.
Дифференциация последующих пар звуков з – ж, ц – ч, с’ –щ отрабатывается в том же порядке.
При уточнении изолированных звуков используются следующие звукоподражания: при уточнения звука з нужно вспомнить как звенят комары, звука ж – как жужжат жуки, звука ц – как Маша пригрозили расшумевшимся куклам, звука ч – как стрекочет кузнечик, звука с’ – кА льётся тонкая струйка воды из крана, звука щ – как шипит змея.
Шестой комплекс
(для дифференциации звуков л - р)
Завести мотор у самолёта
Цель. Уточнение и обработка артикуляции звука р. (Язык находится за верхними зубами и там вибрирует).
Описание. Предложить ребёнку длительно произносить звук р, подражая мотору самолёта. Обратить его внимание на то, что широкий кончик языка поднят к нёбу и дрожит.
Пароход гудит
Цель. Уточнить и отработать артикуляцию звука л.(Язык поднят за верхние зубы и там прижат. )
Описание. Предложить ребёнку длительно произносить звук л, напоминающиу гудок парохода. Обратить его внимание на то, что кончик языка прижат к нёбу и не двигается.
Угадай, что это.
Цель. Научить ребёнка различать звуки л и р при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения.
Описание. Поочерёдно не спеша произносить звуки л – р, а ребёнок соответственно звуку должен показывать то на ту картинку, изображающую самолёт(если он слышит звук р), то на картинку, изображающую пароход (если он слышит звук л). Потом взрослый показывает то на картинку с самолётом, то на картинку с пароходом, а ребёнок соответственно называет тот или другой звук.
Будь внимательным, смотри , без ошибок повтори.
Цель: . Научить ребёнка различать звуки л и р и правильно произносить звуки в слогах.
Описание. Предложить ребёнку произносить со взрослым слоги (попарно), соблюдая определённую последовательность: ла – ра, ло –ро , лу – ру, лы –ры и т.д. При это надо прикрыть листком бумаги рот (держа бумагу на расстоянии 15 – 20 см от рта), чтобы ребёнок не видел артикуляцию этих звуков, а воспроизводил их только на слух. Произносить звукосочетания следует громко, чётко. При повторении упражнений взрослый должен располагать слоги в ином порядке.
Если звук угадал, верно слово ты назвал.
Цель. Показать, что с изменением слов может измениться и слово.
Описание. Предложить ребёнку правильно повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой дифференцируемых звуков л и р меняется их смысл. Ребёнок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловые значение, и указать в каком слове звук л, а в каком р. Можно взять следующие слова: Юра – юла, малина – Марина, булки – бурки, лак – рак, и др.
На картинку посмотри, её верно назови.
Цель. Научит ребёнка не смешивать звуки л и р, когда они встречаются в одном и том же слове.
Описание. Подобрать картинки, в названии которых одновременно встречаются звуки л и р, и попросить ребёнка правильно их назвать: журнал, рыболов, проволока, крыло, милиционер, орёл, балерина, портфель, рояль, и др. При отсутствии картинок можно предложить ребёнку повторять эти слова за взрослым.
Кто лучше думает?
Цель. Научить ребенка правильно употреблять звуки л и р во фразах.
Описание. По картинкам подобранным для предыдущего упражнения, ребёнок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребёнок составляет с этим словом предложение. Можно посоревноваться, чьё предложение интереснее. Сначала предложение составляет взрослый, потом ребёнок.
Выучить с ребёнком стихотворение.
(При разучивании ребёнок должен сразу произносить звуки л и р во всех словах)
Варежки у Вари пропали на бульваре.
Воротилась Варя вечером с бульвара
И нашла в кармане варежки Варвара.
Вот ведь как!
Седьмой комплекс
(для дифференциации звонких и глухих звуков т – д, п – б, к –г, ф – в, с- з, ш – ж)
Поехали в вагончике
Цель. Проверить произнесение звука т, и одновременно обратить внимание ребёнка на то, что в образовании звука т голос отсутствует.
Описание. Предложить ребёнку несколько раз не спеша произнести звук т, напоминающий звук, который издают колёса поезда. Обратить его внимание, на то, что когда мы произносим звук т, то голос «спит» и стенки его домика не дрожат. Чтобы ребёнок убедился в этом, приложить тыльную сторону его ладони спереди к шее. Следить, чтобы ребёнок произносил звук тихо и без добавления гласных (т.е. не ты, та, ту, тэ, а т), так как в образовании гласных звуков участвует голос и ощущается вибрация от колебания голосовых связок.
Барабанщик.
Цель. Проверить произнесение звука д , и одновременно обратить внимание ребёнка на то, что в образовании звука д голос участвует.
Описание. Предложить ребёнку несколько раз не спеша произнести звук д (как бьют в барабан). Обратить его внимание, на то, что когда мы произносим звук д, то голос «поёт» и стенки его домика дрожат. Чтобы ребёнок убедился в этом, приложить тыльную сторону его ладони спереди к шее.
Угадай, что это.
Цель. Научить ребёнка различать звуки л и р при их сопоставлении, опираясь на слуховые и кинестетические ощущения.
Описание. Поочерёдно не спеша произносить звуки л – р, а ребёнок соответственно звуку должен показывать то на ту картинку, изображающую самолёт(если он слышит звук р), то на картинку, изображающую пароход (если он слышит звук л). Потом взрослый показывает то на картинку с самолётом, то на картинку с пароходом, а ребёнок соответственно называет тот или другой звук.
Будь внимательным, смотри , без ошибок повтори.
Цель: . Научить ребёнка различать звуки л и р и правильно произносить звуки в слогах.
Описание. Предложить ребёнку произносить со взрослым слоги (попарно), соблюдая определённую последовательность: ла – ра, ло –ро , лу – ру, лы –ры и т.д. При это надо прикрыть листком бумаги рот (держа бумагу на расстоянии 15 – 20 см от рта), чтобы ребёнок не видел артикуляцию этих звуков, а воспроизводил их только на слух. Произносить звукосочетания следует громко, чётко. При повторении упражнений взрослый должен располагать слоги в ином порядке.
Если звук угадал, верно слово ты назвал.
Цель. Показать, что с изменением слов может измениться и слово.
Описание. Предложить ребёнку правильно повторять за взрослым 2 слова, у которых с заменой дифференцируемых звуков л и р меняется их смысл. Ребёнок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их смысловые значение, и указать в каком слове звук л, а в каком р. Можно взять следующие слова: Юра – юла, малина – Марина, булки – бурки, лак – рак, и др.
На картинку посмотри, её верно назови.
Цель. Научит ребёнка не смешивать звуки л и р, когда они встречаются в одном и том же слове.
Описание. Подобрать картинки, в названии которых одновременно встречаются звуки л и р, и попросить ребёнка правильно их назвать: журнал, рыболов, проволока, крыло, милиционер, орёл, балерина, портфель, рояль, и др. При отсутствии картинок можно предложить ребёнку повторять эти слова за взрослым.
Кто лучше думает?
Цель. Научить ребенка правильно употреблять звуки л и р во фразах.
Описание. По картинкам, подобранным для предыдущего упражнения, ребёнок должен составить предложения и правильно произнести их. Если нет картинок, взрослый называет слово, а ребёнок составляет с этим словом предложение. Можно посоревноваться, чьё предложение интереснее. Сначала предложение составляет взрослый, потом ребёнок.
Выучить с ребёнком стихотворение.
(При разучивании ребёнок должен сразу произносить звуки л и р во всех словах)
«Новый дом»
Новый дом растёт в квартале,
С каждым днём он все видней,
В нём ещё не зажигали
Электрических огней.
Скоро дом получит номер,
Будет там вода и свет.
Будет там парковка вскоре
И, наверно,интернет!
Дифференциация последующих пар звуков п - б, г – к, ф - в, с – з, ш – ж отрабатываются в том же порядке.
При уточнении изолированных звуков используются звукоподражания. При уточнении звука п нужно предложить детям вспомнить как пыхтит паровоз, звука б – как стучит крышка чайника, когда он кипит; звука к – как пыхтит каток, когда асфальтирует улицу; звук г – как гогочут гуси; звука ф – как дует лёгкий ветерок; звука в – как воет волк; звука с – как свистит сердитый ветерок; звука з – как звенит комар; звука ш – как воздух выходит из проколотой шины; звук ж – как жужжит жук.
Литература.
- «Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. – 3 –е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с., ил.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с родителями. Формирование правильного звукопроизношения у детей.
Данный методический и практический материал представлен с целью, помочь воспитателям в их работе с родителями по формированию правильного произношения у детей.Согласно Федеральному государственному об...
Семинар-практикум для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей»
Задачи:- познакомить родителей с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов речи: челюстей, губ, языка;- показать значение артикуляционной гимнастики в развитии моторики артикуляцион...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей"
Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей....
Факторы речевых нарушений и условия формирования навыков правильного звукопроизношения у детей. (материал для взаимодействия с педагогами ДОО и родителями)
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги. При нормальном р...
Мастер-класс для педагогов «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуля...
Консультация для родителей «Формирование правильного звукопроизношения у детей 4–6 лет»
Дошкольный возраст – самый подходящий возраст для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в усвоении родного языка....