Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе
методическая разработка по логопедии на тему

Здоровьесберегающие образовательные технологии- это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

“Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе”

учителя-логопеда ГБДОУ д\с№11  Андреевой Е.А.

        Здоровье – это состояние физического, психического и социального благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Принципы здоровьесбережения:
- Не навреди!
- Принцип триединого представления о здоровье.
- Непрерывность и преемственность.
- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка.
- Комплексный, междисциплинарный подход.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.                                                                                                        В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

1. Артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение поможет:

- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию
(нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.                                                                        Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки  подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка, то есть воспитатель выделяет, что и как нарушено.                                                                                                                       Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

2. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения.                                             На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

3. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.                                                                           Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

4. Развитие мелкой моторики.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления. Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребенка.                                                                                                                                     У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.                                                                                                       Развитию мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует утреннему и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков. Целесообразно сочетать упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

5. Массаж и самомассаж.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи.                                                                                           В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.                                          Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима. Поэтому если вашему ребенку ставят один из диагнозов: задержка речевого развития, дислалия, дизартрия, задержка психического развития, то в данных случаях можно воспользоваться данным методом коррекции.        При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- плантарный массаж (массаж стоп);
- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);
- массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.                                                  Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.                                                                                                                               Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:
* Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.
* Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.
* Можно использовать без специального медицинского образования.

6. Релаксация.

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.
Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.      Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. На логопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия, если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

7. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.                                                                                   Целью проведения зрительной гимнастики - является формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она проводится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:
- для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз
- для укрепления мышц глаз
- для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводит по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Гимнастика бывает:
1) игровая коррекционная физминутка;
2) с предметами;
3) по зрительным тренажёрам;
4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз


- Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения.

        Адаптированные упражнения подобраны на основе разработок НИИ глазных болезней им. Гельмгольца. Проводятся в течение 1 минуты в середине занятия (можно использовать  релаксационную музыку).

1) Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 - 6. Выполнять 4-5 раз.

 2) Упражнение «Метелки».

 Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10 -15 раз. Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

Вы, метелки, усталость сметите,

Глазки нам хорошо освежите.

(Выполнять 4-5 раз.)

Физминутка для укрепления мышц глаз

(по технологии В. Базарного)

Дети прослеживают глазами движение указки по тренажеру

А ну, попробуйте, ребята,

От Феденьки не отставать

И заданья сложные

Быстро выполнять.

Сколько елочек зеленых,

Столько сделайте наклонов.

Сколько маленьких кружков,

Столько сделайте прыжков.

Сколько на лугу коров,

Столько сделайте хлопков.

Приседайте столько раз,

Сколько шариков у нас.

(Дети считают на рисунках предметы и выполняют соответствующие движения.)

Искусственный пальминг по   методике  Бейтса:

Пальминг — от слова «ладонь».
Итак, пальминг — это искусственное затемнение глаз с помощью ладоней. Само это название происходит от английского слова palm — «ладонь», то есть термин palming можно перевести как «оладонивание». Действительно, руки здесь имеют особое значение, и от правильности положения ладоней во многом зависит возможность отдыха и степень расслабления.
Во-первых, что есть для человека его руки? По определению Иммануила Канта, руки — это мозг, выведенный наружу. Вспомним также, что многие ученые считают сетчатку глаз ничем иным, как продолжением мозга, ибо она является по сути сложной и высокоорганизованной сетью миллионов нервных клеток. Получается, что, накладывая ладони на глаза, мы замыкаем кольцо, соединяющее два внешних проявления нашего мозга.
Кроме того, наши руки обладают огромной целительной энергией. Это свойство используется, например, в Рэйки. Автоматически накладывая руку на больное место, мы порой и не задумываемся, что занимаемся самоисцелением. И тем более мало кто знает, что, соединяя центр ладоней с центром глазных яблок, мы можем воздействовать на свое зрение, исцеляя глаза.                                  
Подготовка к пальмингу.
Прежде всего, тщательно разотрите руки и положите пальцы своих разогретых ладоней друг на друга так, чтобы они пересеклись у основания мизинцев. Сложите ладошки в пригоршни и наложите их на лицо так, чтобы основание их лежало на скулах, перекрещенные пальцы — на лбу, а основания мизинцев строго на переносице - в том месте, где располагалась раньше дужка очков.
Ладони должны так закрывать глаза, чтобы между пальцами не было ни единого просвета. При этом ладони не должны давить на веки, брови и глазные яблоки. Поморгайте под ладошками, сделайте несколько вдохов и выдохов — руки не должны мешать вам при этом.
Сами руки при выполнении пальминга тоже должны быть максимально расслаблены. Поэтому устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья. Обратите также внимание на свою позу. Неправильное положение тела во время пальминга может свести на нет весь эффект от его выполнения.
Вспоминаем главное правило хорошей осанки: между затылком, шеей и верхней частью корпуса должна сохраняться прямая линия, в какой бы позе мы не находились. Это правило чрезвычайно важно помнить и соблюдать во время пальминга, независимо от того, делаете вы его сидя за столом, на стуле, на корточках или лежа.

Лучше всего делать пальминг сидя, поставив локти на стол. При этом голова должна четко сохранять прямую линию с верхней частью позвоночника, никоим образом не наклоняться и не запрокидываться назад. Для этого скрестите руки в форме перевернутой латинской буквы V и стремитесь удерживать их в таком положении. Чтобы буква V была четкой, вам, возможно, нужно будет отодвинуть стул назад, перенести вес туловища на бедра, слегка прогнуть поясницу и найти на столе приемлемый угол для локтей. При этом тело слегка наклонится, но линия корпуса должна остаться прямой!
Вместо стола можно использовать в качестве опоры собственные колени. Для этого нужно слегка расставить ноги, ягодицы прижать к спинке стула и упереться локтями в верхние части коленей, сохраняя прямую линию спины, шеи и головы. Такой вариант пальминга можно делать даже сидя на корточках, имея лишь вертикальную опору для спины.
Можно в качестве опоры для рук взять спинку другого стула, если она широкая, ровная и подходит вам по высоте. Под локти подложите удобную подушечку или мягкую подстилку. Подушечка пригодится вам и при выполнении пальминга лежа. В этом случае локтям тоже нужна опора: на весу руки очень скоро устанут, и вы будете озабочены только тем, куда их пристроить, забыв о покое и расслаблении.

Важнейшая составляющая пальминга — душевное, психическое состояние человека во время выполнения этого упражнения. Если вы чем-то расстроены, озабочены и не можете ни о чем думать, кроме своих переживаний, отложите пальминг до лучших времен. Или предварительно переключите внимание на позитивные переживания.
Чтобы снять эмоциональное напряжение, попробуйте созерцать прекрасные картины, цветы, любоваться закатом, смотреть на пламя свечи... Очень хорошо действует приятная релаксационная музыка. Такая музыка может звучать и во время выполнения пальминга для более глубокого погружения в
расслабление.

Содержание пальминга
В чем же заключается сама суть пальминга? Многие последователи
Бейтса предлагают просто созерцать черноту, добиваясь появления перед внутренним взором идеально черного поля. Некоторым удается легко увидеть или представить себе абсолютную тьму, кому-то мешают световые и цветовые блики, круги, штрихи, серые облака, паутинки.
Это свидетельство того, что ваше зрение небезупречно, зрительные центры мозга слишком возбуждены и напряжены. Отпустите напряжение, расслабьтесь. Помогите себе добиться черноты, представляя, как на глаза опускаются черные шторы или портьеры. Или вообразите, как вы закрашиваете пространство перед глазами тушью или черной типографской краской. Можно вспомнить черный цвет сажи, черную шубу, шляпу, портфель и т. п.

На пальминг можно потратить и 10-15 минут, и час, и целый день, если у вас есть время.
Пальминг дает глазам отдых, расслабляет мышцы глаз и одновременно активизирует нервные клетки сетчатки, буквально вливая в них новые силы.

В профилактике нарушений зрения используется цветотерапия (хромотерапия).

Зеленый:  Зеленый цвет расслабляет и успокаивает зрительную систему, помогает при головных болях и утомлении глаз.

Психологи рекомендуют зеленый при нервных срывах, переутомлении, синдроме хронической усталости. Дает чувство уверенности. Укрепляет иммунитет и охлаждает негативные эмоции. Кроме того, зеленый цвет положительно влияет на работу сердца.

Синий . Синий цвет наиболее полезен при лечении болезней глаз. Синий успокаивает, уравновешивает, уменьшает боль, снимает воспаление. Русский военный врач А. Минин считал, что именно синий цвет является лучшим болеутоляющим. Целебное действие синего ощутимо при болезнях горла, всевозможных спазмах, бессоннице. Он может оказать помощь при таких тяжелых психических состояниях, как меланхолия, эпилепсия, истерика.

 Фиолетовый . Фиолетовый цвет полезен при усталости и боли, рези в глазах. Обостряет зрение.  Фиолетовый успокаивает нервную систему, его можно использовать при всех нервных нарушениях. Поддерживает иммунную систему и успокаивает нервы, но его излишек может привести к депрессии.

Голубой охлаждает и успокаивает, регулирует работу сердца, снимает мышечное напряжение. Голубой помогает при стрессах и волнениях. Этот цвет способен снизить кровяное давление.

Желтый.  Желтый цвет оптимально воздействует на наш организм, не утомляет, но при этом стимулирует, улучшает  зрение. Укрепляет нервную  систему, помогает при нервном истощении. Оказывает очищающее действие на весь организм, лечит некоторые кожные заболевания, полезен при вялом пищеварении. Кроме того, желтый цвет способствует общению. Его хорошо использовать в детских комнатах.

Оранжевый цвет восстанавливает нервные и мышечные ткани, помогает при болезнях мочеполовой системы, селезенки. Полезен при любых нарушениях в деятельности желудочно-кишечного тракта, стимулирует щитовидную железу. Он способен мобилизовать жизненные силы, вывести из депрессии Однако, оранжевый очень быстро утомляет.

Красный оказывает возбуждающее, стимулирующее действие на нервную систему, положительно влияет на сердце, стимулирует иммунитет, активизирует обмен веществ. Помогает при спазматической головной боли. Настраивает на оптимизм. Избыток красного провоцирует перевозбуждение нервной системы, головную боль, усталость глаз, повышает давление.

Розовый цвет гасит агрессивность, вызывает ощущение расслабления, неги, уюта и покоя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе.

Текст к выступлению  на педсовете "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ"....

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...

Презентация "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ А.СТРЕЛЬНИКОВОЙ., КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ВКЛЮЧИТЬ В РАБОТУ ВСЕ ЧАСТИ ТЕЛА И ВЫЗЫВАЮТ ОБЩУЮ ФИЗИОЛОГИЧЕСКУЮ РЕАКЦИЮ ВСЕГО ОРГАНИЗМА. ,УСИЛИВАЕТСЯ ТКАНЕВОЕ ДЫХАНИ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. Для компенсации недостаточной подвижности используются оздоровительные физ...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе в условиях логопункта.

Насон И.И. учитель - логопед МАДОУ детский сад №63  В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости дете...

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе".

Применение здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях....

Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...