Консультация для родителей "Развитие навыков звукопроизношения у детей раннего дошкольного возраста".
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Бабакова Татьяна Геннадиевна

         Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего возраста до 3 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

        В этом возрасте проводится первичное выявление детей с проблемами в развитии и их обследование специалистами ДОУ.

        К сожалению, уровень речевого развития детей раннего возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети  групп, имеют проблемы в речевом развитии. Поэтому сегодня актуальна проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего возраста (с момента поступления в ДОУ), которые проводятся с момента поступления в ДОУ.

       Как показывают исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие двигательной деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно-развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным средством стимуляции и мотивации детской речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukoproiznoshenie.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад  первой  категории «Колокольчик»

Развитие навыков звукопроизношения  у детей раннего дошкольного возраста.

/консультация для родителей/

Выполнила: учитель – логопед  

высшей квалификационной категории

 Бабакова Т.Г.

станица Тацинская

январь 2019год

         Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным в этом плане является период раннего возраста до 3 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. А речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает влияние на всю его последующую жизнь.

        В этом возрасте проводится первичное выявление детей с проблемами в развитии и их обследование специалистами ДОУ.

        К сожалению, уровень речевого развития детей раннего возраста, поступающих в детский сад, в большинстве случаев не соответствует возрастной норме. Многие дети  групп, имеют проблемы в речевом развитии. Поэтому сегодня актуальна проблема раннего выявления и профилактики нарушений речи у детей младшего возраста (с момента поступления в ДОУ), которые проводятся с момента поступления в ДОУ.

       Как показывают исследования, основа формирования речи - обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие двигательной деятельности ребенка. Поэтому, создание полноценной предметно-развивающей среды в группе и организация в ней совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками служит наиболее мощным средством стимуляции и мотивации детской речи.

       Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых) – речи родителей, членов семьи, педагогов ДОУ. Важным средством профилактики речевых нарушений служит создание соответствующей возрасту детей активной речевой среды: это правильная, чистая речь взрослых, чтение произведений художественной литературы, использование фольклора в режимных моментах, четкое планирование игровой деятельности.

     Всем известно, что игра способствует поддержанию интереса детей к деятельности, повышает эмоциональный фон и положительную мотивацию, развивает умения и навыки. С целью профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста нами подобраны и систематизированы игры и упражнения направленные на: развитие общей и мелкой моторики, фонематического слуха, просодической стороны речи, артикуляционных движений.

  • Игры, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук, включают в себя .

       Пальчиковая гимнастика.

       Кинезиологические упражнения.

       Игры с различными предметами

       Пальчиковые игры  мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают. Малыши очень любят ритмически организованную речь, поэтому незамысловатые стихи или сказки не только будут способствовать развитию речи, но и доставят им особую радость.

       Для улучшения межполушарных связей и активизации работы головного мозга необходимо использовать кинезиологические упражнения.

        Игры и упражнения на развитие слухового внимание, фонематического восприятия

       В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Работа по формированию слухового внимания, фонематического восприятия ведется ежедневно:

  • Игры и упражнения по формированию просодической стороны речи (дыхание, голос).

         Следует уделять немалое внимание развитию речевого дыхания у детей, так как неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д.

         Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Дуть на легкие ватные шарики, бумажные разноцветные полоски, играть на дудочке, дуть на привязанные к ниточке бумажных бабочек, сдувать со стола, с ладошки бумажные снежинки и т.д.

Игры и упражнения, развивающие артикуляционный аппарат.

       В раннем дошкольном возрасте целесообразнее использовать универсальные комплексы артикуляционных упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались.

С детьми проводятся упражнения на развитие общей моторики с использованием предметов

Игры на звукоподражание, стихи, потешки.

Цель: Уточнение звука или его вызывание по подражанию.

Используемые игры, стихи, потешки, приговорки должны соответствовать возрасту, связаны с жизненными ситуациями, которые знакомы ребенку. Педагог должен следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательно и доступно оформлять задания. Надо помнить, что в первой младшей группе педагог, проводя эти игры, фиксирует внимание детей на звучании, а не на артикуляции звука.

         Работа    должна  проводиться    систематически, во всех видах деятельности чтобы вырабатываемые у  детей  навыки закреплялись и становились более прочными.

         Профилактика речевых нарушений речи проходит во взаимодействии с родителями. Решение задачи повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждения их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется поэтапно. Приглашаем родителей, показываем как проводить с детьми дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, игры с предметами.

         Даем рекомендации по приобретению развивающих игр и пособий:

         Пальчиковый театр, лото «Природный и предметный мир», игры «Кто где живет?», «Кто что ест?», а также пирамидки, вкладыши, кубики, игры со шнуровкой. Таким образом, в процессе совместной деятельности у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос), слуховое восприятие, внимание, формируются фонематическое восприятие, то есть создается база для успешного овладения родным языком.

         Если проводить в ДОУ работу по профилактике нарушений звукопроизношения, начиная с раннего дошкольного возраста, то количество детей, состояние речи, которых в старшем дошкольном возрасте требует коррекции, значительно уменьшится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация из опыта работы"Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста."

Важное значение для здоровья и благополучия ребёнка имеет правильная организация режима дня,питания, сна, бодрствования. и конечно же проведение гигиенических процедур!...

Консультация для воспитателей "Развитие общих речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста"

   Работой по формированию у детей правильного звукопроизношения занимаются специалисты – логопеды, а развивать общие речевые навыки должны воспитатели и, конечно же, родители. ...

тема по самообразованию на 2018-19уч.год "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы . Работа в течении всего учебного года....

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня проблема здоровья детей весьма актуальна. Важной составляющей культуры здоровья и поведения является формирование культурно-гигиенических навыков. Наиболее благоприятным периодом формирования ...

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста»...

Роль фольклора в формировании культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Роль фольклора в формировании культурно - гигиенических навыков  у детей раннего дошкольного возраста. Консультация для родителей....

Консультация для педагогов ДОУ "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"

Консультация для педагогов ДОУ  "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"...