Словесные игры с мячом. Профилактика проблем в усвоении грамматики у дошкольников
учебно-методический материал по логопедии на тему
Несложные игры с использованием мяча для формирования грамматических категорий у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnye_igry_s_myachom._profilaktika_problem_v_usvoenii_grammatiki_u_doshkolnikov.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ 31 «ИВУШКА» |
Словесные игры с мячом. Профилактика проблем в усвоении грамматики у дошкольников |
Дидактическая разработка для воспитателей. |
Учитель-логопед Оськина Светлана Юрьевна |
10.10.2018 |
Игровое оборудование – мяч.
Игровые действия – перебрасывание мяча, называние слов заданной тематики.
Игровое правило – слово называет тот, кому воспитатель перебросил мяч.
Игра «Скажи наоборот» Подбор антонимов.
Игра «Ласковые имена». Образование уменьшительно-ласкательной формы имени.
Вы бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам. Валя — Валечка, Люда — Людочка, Витя — Витенька и т. д. Вариант игры: если ребёнок знает несколько ласковых форм имени, он имеет право назвать их все, отбивая мяч об пол. Назвав последнюю форму, ребёнок перебрасывает мяч воспитателю. Пример: Саша — Сашенька — Сашуля — Сашечка — Сашок.
Игра «Гномик». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного. Если бы ты стал гномиком, у тебя был бы не нос, а носик, не рот, а …ротик, не дом, а …домик, не рюкзак, а …рюкзачок. Далее – разнообразный словесный материал.
Игра «Великан». Образование существительных с суффиксом -ищ. Если бы ты стал великаном, у тебя был бы: не нос – а носище, не глаз – а глазище, не рука, а ручища и т.д.
Игра «Один и много». Образование формы множественного числа имен существительных. У меня мяч, а у тебя …мячи; у меня карандаш, а у тебя ….карандаши; у меня стул, а у тебя …стулья. Далее – разнообразный словесный материал.
Игра «Есть — нет». Образование формы родительного падежа имен существительных. Есть огурец? – нет огурца! Есть бумага? – нет бумаги! Есть кашель? – нет кашля! Есть дождь? – нет дождя! Есть рыбак? – нет рыбака! Далее – разнообразный словесный материал.
Вариант игры. Образование формы множественного числа родительного падежа имен существительных. Есть огурцы? – нет огурцов! Есть дожди? – нет дождей! Есть рыбаки? – нет рыбаков! Есть яблоки? – нет яблок! Есть дома? – нет домов!
Игра «Чем?» Образование формы творительного падежа имен существительных. Чем дворник подметает улицу? {метлой) Чем медсестра делает укол? {шприцом) Чем парикмахер расчесывает волосы? {расческой) Чем повар режет морковь? {ножом) Чем садовник рыхлит землю? {граблями) Чем маляр красит стены? {кистью) Чем столяр строгает доски? {рубанком).
Игра «У меня два, у тебя пять» Образование словосочетаний из существительных с числительными два и пять. У меня два мяча – у меня пять мячей. Две чашки – пять чашек. Две занозы – пять заноз. Два камня – пять камней. Две подружки – пять подружек. Далее – разнообразный словесный материал.
Игра «Я вижу два…» Образование словосочетаний из существительных с числительными два и пять. Взрослый: я вижу два мяча. Ребёнок: я вижу пять мячей. Два стола – пять столов; два лица – пять лиц, две скамейки – пять скамеек, два карандаша - пять карандашей.
Игра «Про что или кого можно сказать» Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Про что можно сказать: красный? - мяч (шар, бокал, стул). Примеры:
Мужской род: Тёплый… сочный… вредный… высокий… круглый… надоедливый… добрый…
Женский род: круглая… красивая… весёлая… горячая… ледяная… спелая… злая… грустная…
Средний род: золотое… тонкое… печальное… горячее… длинное…
Множественное число: громкие… быстрые… зелёные… маленькие… огромные….
Игра «Какое может быть…» Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Солнце… круглое. Нож (острый), пряник (сладкий), снег (белый), пух (лёгкий), медведь (сильный), яблоки (спелые) и т.д.
Игра «Ещё сильнее». Образование сравнительной степени прилагательных. Синий – ещё синее, длинный – ещё длиннее, короткий – ещё короче, громкий – ещё громче, быстрый – ещё быстрее, весёлый – веселее, ненастный – ненастнее, злой – злее, холодный – холоднее, добрый – добрее.
Игра «Что чьё». Образование притяжательных прилагательных.
хвост лисы — лисий хвост
нос лисы — ...
глаза лисы — ...
усы лисы — ...
лапа лисы — ...
ухо лисы — ...
след лисы — ...
нора лисы — ...
повадки лисы — ...
лай собаки — собачий лай
след собаки — ...
хвост собаки — ...
лапа собаки — ...
глаза собаки — ...
чутье собаки — ...
конура собаки –– …
пасть медведя — медвежья пасть
голова медведя — ...
нос медведя — ...
хвост медведя — ...
лапы медведя — ...
берлога медведя — ...
рога коровы — коровьи рога
хвост коровы — ...
нос коровы — ...
глаза коровы — ...
Игра «Что какое». Образование относительных прилагательных.
сок из вишни — вишневый сок
варенье из сливы — ...
повидло из айвы — ...
компот из апельсина — ...
котлеты из моркови — морковные котлеты
салат из свеклы — ...
икра из баклажана — ...
сок из огурца — ...
кораблик из бумаги - …
сапоги из резины - …
варежки из шерсти - …
котлеты из мяса - …
Игра «Жадина». Согласование притяжательных местоимений с существительными.
Мяч – мой мяч, кукла – моя кукла, сапоги – мои сапоги, тетрадь – моя тетрадь, ножницы – мои ножницы, стаканы – мои стаканы, пираты – мои пираты, утюг – мой утюг.
Игра «Чего хочет Петя». Образование формы повелительного наклонения глаголов. Петя хочет сидеть – сиди! ходить — ходи, бегать — бегай, спать — спи, петь — пой, пить — пей, бить — бей
лить — лей, рисовать — рисуй, читать — читай, танцевать — танцуй, стоять — стой, вырезать — вырезай.
Игра «Поющий человек». Образование действительных причастий.
Человек, который поет, — поющий человек.
Луг, который покрыт цветами, — цветущий луг.
Девочка, которая смеется, — смеющаяся девочка.
Мальчик, который улыбается, — улыбающийся мальчик.
Девочка, которая плачет, — плачущая девочка.
Мальчик, который бежит, — бегущий мальчик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Словесные игры с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста
Словесные игры с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. «Мячик маленький поймай, да словечком приласкай».Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощ...
Дидактическая словесная игра с мячом: «Скажи наоборот»
Цель: упражнять в употреблении слов синонимов....
Словесные игры с мячом
картотека...
Игры с мячом в работе педагогов по коррекции речи дошкольников
Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений реб...
Словесные игры с мячом в работе по развитию речи детей 4 – 5 лет
Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в з...
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМ В ОБЩЕНИИ У РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
От взаимоотношений и способов взаимодействия родителей и детей, в первую очередь, зависит наличие или отсутствие коммуникативных проблем у ребенка со сверстниками и взрослыми в садике и потом, в более...