Словесные игры с мячом. Профилактика проблем в усвоении грамматики у дошкольников
учебно-методический материал по логопедии на тему

Несложные игры с использованием мяча для формирования грамматических категорий у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ 31  «ИВУШКА»

Словесные игры с мячом. Профилактика проблем в усвоении грамматики у дошкольников

Дидактическая разработка для воспитателей.

Учитель-логопед Оськина Светлана Юрьевна

10.10.2018


Игровое оборудование – мяч.

Игровые действия – перебрасывание мяча, называние слов заданной тематики.

Игровое правило – слово называет тот, кому воспитатель перебросил мяч.

Игра «Скажи наоборот»   Подбор антонимов.

Игра «Ласковые имена». Образование уменьшительно-ласкательной формы имени.

Вы бросаете ребенку мяч и произносите имя; ребенок ловит мяч, произносит уменьшительно-ласкательное имя и возвращает мяч вам. Валя — Валечка,    Люда — Людочка,      Витя — Витенька и т. д. Вариант игры:  если ребёнок знает несколько ласковых форм имени, он имеет право назвать их все, отбивая мяч об пол. Назвав последнюю форму, ребёнок перебрасывает мяч воспитателю. Пример: Саша — Сашенька — Сашуля — Сашечка — Сашок.

Игра «Гномик». Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного. Если бы ты стал гномиком, у тебя был бы не нос, а носик, не рот, а …ротик, не дом, а …домик, не рюкзак, а …рюкзачок.  Далее – разнообразный словесный материал.

Игра «Великан». Образование существительных с суффиксом   -ищ.  Если бы ты стал великаном, у тебя был бы: не нос – а носище, не глаз – а глазище, не рука, а ручища и т.д.

Игра «Один и много». Образование формы множественного числа имен существительных. У меня мяч, а у тебя …мячи; у меня карандаш, а у тебя ….карандаши; у меня стул, а у тебя …стулья. Далее – разнообразный словесный материал.

Игра «Есть — нет». Образование формы родительного падежа имен существительных. Есть огурец? – нет огурца! Есть бумага? – нет бумаги! Есть кашель? – нет кашля! Есть дождь? – нет дождя! Есть рыбак? – нет рыбака! Далее – разнообразный словесный материал.

Вариант игры. Образование формы множественного числа родительного падежа имен существительных. Есть огурцы? – нет огурцов! Есть дожди? – нет дождей! Есть рыбаки? – нет рыбаков! Есть яблоки? – нет яблок! Есть дома? – нет домов!

 Игра «Чем?»  Образование формы творительного падежа имен существительных. Чем дворник подметает улицу? {метлой) Чем медсестра делает укол? {шприцом) Чем парикмахер расчесывает волосы? {расческой) Чем повар режет морковь? {ножом) Чем садовник рыхлит землю? {граблями) Чем маляр красит стены? {кистью) Чем столяр строгает доски? {рубанком).

Игра «У меня два, у тебя пять»  Образование словосочетаний из существительных с числительными два и пять. У меня два мяча – у меня пять мячей. Две чашки – пять чашек. Две занозы – пять заноз. Два камня – пять камней.  Две подружки – пять подружек. Далее – разнообразный словесный материал.

Игра «Я вижу два…»  Образование словосочетаний из существительных с числительными два и пять. Взрослый: я вижу два мяча. Ребёнок: я вижу пять мячей. Два стола – пять столов; два лица – пять лиц, две скамейки – пять скамеек, два карандаша  - пять карандашей.

Игра «Про что или кого можно сказать»  Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Про что можно сказать: красный?  - мяч (шар, бокал, стул). Примеры:

Мужской род: Тёплый… сочный… вредный… высокий… круглый… надоедливый… добрый…

Женский род: круглая… красивая… весёлая… горячая… ледяная… спелая… злая… грустная…

Средний род: золотое… тонкое… печальное… горячее… длинное…

Множественное число: громкие… быстрые… зелёные… маленькие… огромные….

Игра «Какое может быть…»  Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Солнце… круглое. Нож (острый), пряник (сладкий), снег (белый), пух (лёгкий), медведь (сильный), яблоки (спелые) и т.д.

Игра «Ещё сильнее». Образование сравнительной степени прилагательных. Синий – ещё синее, длинный – ещё длиннее, короткий – ещё короче, громкий – ещё громче, быстрый – ещё быстрее, весёлый – веселее, ненастный – ненастнее, злой – злее, холодный – холоднее, добрый – добрее.

Игра «Что чьё». Образование притяжательных прилагательных.

хвост лисы — лисий хвост

нос лисы — ...

глаза лисы — ...

усы лисы — ...

лапа лисы — ...

ухо лисы — ...

след лисы — ...

нора лисы — ...

повадки лисы — ...

лай собаки — собачий лай

след собаки — ...

хвост собаки — ...

лапа собаки — ...

глаза собаки — ...

чутье собаки — ...

конура собаки ––  …

пасть медведя — медвежья пасть

голова медведя — ...

нос медведя — ...

хвост медведя — ...

лапы медведя — ...

берлога медведя — ...

рога коровы — коровьи рога

хвост коровы — ...

нос коровы — ...

глаза коровы — ...

Игра «Что какое». Образование относительных прилагательных.

сок из вишни — вишневый сок

варенье из сливы — ...

повидло из айвы — ...

компот из апельсина — ...

котлеты из моркови — морковные котлеты

салат из свеклы — ...

икра из баклажана — ...

сок из огурца — ...

кораблик из бумаги - …

сапоги из резины - …

варежки из шерсти - …

котлеты из мяса - …

Игра «Жадина». Согласование притяжательных местоимений с существительными.

Мяч – мой мяч, кукла – моя кукла, сапоги – мои сапоги, тетрадь – моя тетрадь, ножницы – мои ножницы, стаканы – мои стаканы, пираты – мои пираты, утюг – мой утюг.

Игра «Чего хочет Петя». Образование формы повелительного наклонения глаголов. Петя хочет сидеть – сиди! ходить — ходи, бегать — бегай, спать — спи, петь — пой, пить — пей, бить — бей

лить — лей, рисовать — рисуй, читать — читай, танцевать — танцуй, стоять — стой, вырезать — вырезай.

Игра «Поющий человек». Образование действительных причастий.

Человек, который поет, — поющий человек.

Луг, который покрыт цветами, — цветущий луг.

 Девочка, которая смеется, — смеющаяся девочка.

Мальчик, который улыбается, — улыбающийся мальчик.

Девочка, которая плачет, — плачущая девочка.

Мальчик, который бежит, — бегущий мальчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста

Словесные игры  с мячом в работе по развитию речи детей дошкольного возраста. «Мячик маленький поймай, да словечком приласкай».Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощ...

Дидактическая словесная игра с мячом: «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в употреблении слов синонимов....

Игры с мячом в работе педагогов по коррекции речи дошкольников

Мяч, пожалуй, стоит отнести к самым универсальным и многогранным игрушкам. Многие почему-то отдают ему только спортивную роль. Однако эта игрушка не только развивает ловкость, координацию движений реб...

Словесные игры с мячом в работе по развитию речи детей 4 – 5 лет

       Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в з...

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ: ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМ В ОБЩЕНИИ У РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

От взаимоотношений и способов взаимодействия родителей и детей, в первую очередь, зависит наличие или отсутствие коммуникативных проблем у ребенка со сверстниками и взрослыми в садике и потом, в более...