Логопедические игры: от теории к практике
материал по логопедии на тему

Ефимова Ульяна Сергеевна

Выступление на Всероссийском практико-ориентированном семинаре "Современное состояние детской игровой культуры: проблемы и решения" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_igry_ot_teorii_k_praktike.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

 Ефимова У.С., учитель-логопед

ГБДОУ детский сад №145

 комбинированного вида

Центрального района

Санкт - Петербурга    

Логопедические игры: от теории к практике

     В современных социально – экономических условиях   развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят   задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания   детей с речевыми нарушениями. Острой проблемой для ДО, реализующих основные общеобразовательные программы, становится увеличение количества детей, имеющих  трудности освоения  общеобразовательных программ и детей с речевыми нарушениями. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Одними из главных принципов ФГОС ДО в работе учителя-логопеда является:

- создание развивающей образовательной среды;

- осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном

возрасте.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Однако, в  последнее десятилетие произошли большие изменения в образовательных структурах. Наблюдаются два взаимосвязанных процесса:

Усложнение научно – технического прогресса 

Появилось больше компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, телевизоров и других гаджетов, стал доступным Интернет. Соответственно это изменило и формы общения, хотя потребности в общении сохранились на том же уровне. Все меньше дети разговаривают и играют во дворе, в компаниях, больше взаимодействуют с компьютером, общаются через Интернет. Меньше разговаривают, глядя на человека, глаза в глаза, больше по телефону. Меньше общения посредством звука и больше посредством буквы.

Усложнение дефектов речи

Характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь. Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 

1.  Дефицит внимания;

2.  Низкий уровень развития самоконтроля.

3.  Низкий уровень познавательной активности. 

4.  Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.

5.  Особенности зрительно-пространственного восприятия.

6.  Низкий уровень мотивации к обучению.

Вот поэтому самым эффективным средством при обучении детей с нарушениями речи были и являются игровые технологии.  Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у ребенка психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

Во ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды». Развитие ребенка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу. Но как это сделать, как помочь ребенку, чтобы не навредить, чтобы ребенку было интересно, занимательно? В настоящее время в продаже имеется большое количество пособий для автоматизации поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях и так до свободной речи, т.к. основная масса логопатов проходит этап автоматизации поставленных звуков изолированно и в слогах быстро и незаметно. Но иногда, дети испытывают на этом этапе значительные трудности, в силу возраста или особенностей развития, а учитывая специфику логопедической работы очень трудно удержать ребёнка на одном месте и добиться от него многократного повторения одного и того же звука до его автоматизации. Что бы решить эту задачу и превратить однообразную и монотонную работу по закреплению произношения звука в интересную игру, приходиться придумывать разнообразные способы, чтобы заинтересовать ребёнка игровыми сюжетами, моментами, приёмами, и желательно каждый раз новыми. Поэтому работа логопеда должна строиться таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, чтобы ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, умел отстаивать свое мнение. Наши «трудные звуки», «длинные слова» и «красивые рассказы» должны помочь ребёнку в решении «учебно-практических и учебно-познавательных задач».

       В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования. Игровая мотивация превалирует над учебной, но на её базе формируется готовность к обучению в школе.

Целью использования игровой технологии в логопедической практике является повышение мотивации к занятиям, повышение работоспособности на занятиях, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса к русскому языку, формирование предпосылок к учебной деятельности.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую ситуацию и сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие «должен приходить гость». Это может быть динозаврик  Звукоежка, крокодил Гена и Чебурашка, умеющие петь, мишка, играющий на металлофоне, кукла, рассказывающая детям о частях тела, бельчонок, который ищет друзей, старик со старухой из сказки и др. Эти игрушки должны погружать детей в сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или приглашают их поиграть, научить тому, чему учатся сами дети. В конце занятия они благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Диназаврику выучить его любимый звук и т.п. Одна из любимых игрушек у детей – это мяч. Он используется для проведения динамических пауз и дидактических игр. А мячи-ёжики и для массажа рук.

Для работы с детьми младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями использую сюжетно-ролевые игры. Чтобы вызвать ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками и ребёнок вовлекается в сюжетно-ролевую игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:https://docviewer.yandex.ru/htmlimage?id=10j9-5u7sjz0112hznbhp6kq4g3m3hor2zxdgb8r1lv6ppuyka9hsdcdnjsbr52swash0nw5k96ryvqgd340otslsv2nkjolbzelprbl&name=result_html_648175e3.gif&uid=234598876

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который

переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Для привлечения внимания ребёнка к артикуляционной гимнастике использую рисунки к рассказу логопеда «Сказки о весёлом язычке», гимнастику с красочными картинками «Делаем вместе с Буренкой», «Умная Уточка», альбом «Правильная артикуляция».

Особое внимание хотелось бы уделить дидактическим играм. Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактического материала используют:

• игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.,), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена и мн.др.).

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи:

• Расширять и уточнять знания детей,

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация),

• Совершенствовать речь,

• Развивать все психические процессы.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли: (сделаны атрибуты к играм: «Три поросенка», «Вини-Пух и его друзья», «Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок».

Настольно-печатные игры, которые получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников. Они разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Виды настольно-печатных игр: лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы, кубики и мн. др.

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводятся  в основном с детьми старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? »).

В работе используются следующие игровые приемы  и игры: «Берегись автомобиля»  «Светофор», «Чуткие ушки», «Кораблик в тумане», «Горшок каши», «Поймай комара»,  «Поймай звук в ладошки», «Подними символ», «Поймай слово за хвост», «Я начну, а ты закончи», «Звукоед», «Разбросаем звуки», «Рассыплем слово по звукам», «Позовем звуки домой», «Подбери схему к картинке». 

Применяемые игровые технологии могут быть использованы не только на занятиях учителя-логопеда, но   и воспитателями   в образовательной деятельности и в режимных моментах, в индивидуальной работе с детьми.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры со старшими дошкольниками: теория и практика

Игра — одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье...

Игра в дошкольном детстве: теория и практика.

Игра как одна из форм социользации ребёнка дошкольного возраста....

Квест - игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности при реализации в образовательном процессе требований ФГОС ДО в части реализации задач по организации у детей познавательно...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста...

Квест-игра для педагогов ДОУ "Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности"

Квест-игра для педагогов ДОУ "Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности"...

Статья на тему: «Развивающие дидактические игры в дошкольном образовании: теория и практика»

Статья рассматривает актуальную тему применения развивающих дидактических игр в дошкольном образовании с учетом инновационных подходов. В статье анализируются теоретические основы развивающих игр, осо...

Квест - игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»

Квест- игра  для педагогов "Теория и практика позновательно-исследовательской деятельности"....