Развитие речевого дыхания - путь к правильной речи
статья по логопедии по теме

Прокофьева Анна Сергеевна

В статье описываются этапы работы над формированием речевого дыхания с примерами игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания – путь к правильной речи!

В последние годы наблюдается значительный рост числа дошкольников, имеющих нарушения речевого развития.

Речь - это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека. Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Неправильно развитое речевое дыхание мешает овладению техникой говорения.

Такие нарушения речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены какими либо соматическими заболеваниями, неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Нарушается плавность речи, часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, сбивчиво, глотая окончания, без логических пауз.

По этой причине, если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.

Коррекционная работа состоит из следующих этапов:

  • укрепление мышц артикуляционного аппарата, лица и грудной клетки;
  • формирование вдоха и озвученного длительного выдоха;
  • постановка дыхания, выдоха, фонации одновременно;
  • развитие выдоха разной силы с одновременным звукопроизношением слов, фраз;
  • развитие правильного вдоха-выдоха во время речи в процессе произношения небольшого текста.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Методика развития речевого дыхания включает в себя различные игры, стихи, песни, упражнения для занятий с дошкольниками разного возраста.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Ветерок

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные метёлочки.

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".

Предлагаем поиграть с метёлочкой. Показываем, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагаем подуть ребенку.

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра проводиться индивидуально и в подгруппе.

Снег идёт!

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Раскладываются на столе кусочки ваты, напоминаем детям про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.

Катись, карандаш!

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой. Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.

Мыльные пузыри

Цель: активизация работы губных мышц, обучение длительному выдоху.

Дети выдувают мыльные пузыри из разных рамок и трубочек. Чем уже проход для жидкости, тем больше усилий затратит ребенок, тем сильнее напрягаются мышцы.

Шарик

Цель: натренировать силу вдох-выдоха.

Оборудование: воздушные шарики.

Ход игры: ребенок вдыхает воздух носом, а затем ртом, с силой выдыхает в шарик, надувает его, а затем пытается удержать давление в нем. Повторить упражнение несколько раз.

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют  эффективное развитие собственно речевого дыхания.

Отрабатываем произношение гласных звуков и слогов. Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

Трубач

Цель: обучения навыку звукопроизношения в период длинного выдоха.

Ход игры: поднести ко рту кулачки. Сделать вдох ртом, длинный выдох и трубить: “У-У-у…”. Звук можно заменить любым гласным. Устройте соревнование, кто дольше всех будет дудеть.

Пой со мной!

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".

- Давайте споем песенки. Вот первая песенка: "А-А-А!" Наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.

- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

Обучение произношению небольших слов на одном выдохе. Сначала это могут быть закрытые слоги: дам, гам, рок, слог и т.д. Затем короткие слова: мама, папа и т.д.

Спустя несколько занятий произносите небольшое предложение, не делая вдох. Используйте короткие стихи, скороговорки. Идеально для отработки правильного речевого дыхания подходят стишки-четверостишия А. Барто. Во время их декламации и заучивания необходимо следить за правильной координацией вдохов – выдохов, осуществляемых ребёнком в течение того времени, за которое он произносит каждую строфу.

Заключительный этап формирования идеальной речевой респирации самый сложный. Здесь ребенок будет учиться произносить небольшие тексты, учитывая паузы и смысловые отрывки, делать вдох.

Как выполнять: делаем глубокий вдох через рот, выдох – начинаем рассказ. Произносим не менее 3 фраз, потом можно остановиться для добора воздуха через рот. Постепенно увеличивайте темп речи, количество слов и фраз, произнесенных в одном цикле дыхания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Использование фонетической ритмики для развития речевого дыхания и формирования правильного произношения в работе с детьми-логопатами младшего и среднего дошкольного возраста

Использование фонетической ритмики для развития речевого дыхания и формирования правильного произношения в работе с детьми-логопатами младшего и среднего  дошкольного возраста...

Развитие речевого дыхания детей с нарушениями речи

Данная методическая разработка поможет учителям-логопедам в работе с детьми с нарушениями речи. ...

Развитие речевого дыхания - основа правильной речи

О формировании правильного речевого дыхания...

Выступление на педчасе "Речевое дыхание как основа правильной речи"

Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от обычно...