Презентация : Письмо как вид деятельности
презентация по логопедии на тему
Материал для студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 901.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План Особенности, структура, операции процесса письма.
Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Устная речь формируется первой, в то время как письменная использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфичные для новой формы выражения языка. Письмо – это сознательная форма речевой деятельности
Дети в своей устной речи, не всегда способны передать всю необходимую информацию, используя только языковые средства, и дополняют речевое высказывание мимико-пантомимическими жестами, опираясь на непосредственный бытовой контекст, известный как говорящему, так и слушающему. И если устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, то овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего со звуками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать. Фактически, детям в процессе освоения письменной речи приходится овладевать стилистически новым жанром построения высказываний. Письменная же речь представляет собой не только фиксацию содержательной стороны речи с помощью специальных графических знаков, но и в обязательном порядке предполагает создание программы высказывания письменного текста, то есть порождения речи на письме.
Письмо, характеризуется трехчастной структурой побудительно-мотивационной (появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию) аналитико-синтетической (формируется само высказывание. ) Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста.
Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Различают письмо и письменную речь В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью – книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений .
Операции процесса письма по А.Р. Лурия Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. анализ звуковой структуры слова. соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. моторная операция процесса письма — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль.
Операции процесса письма по А.Н. Леонтьеву символическое обозначение звуков речи; · моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов; · графо - моторные операции. Каждая из них является как бы самостоятельным навыком. Буквенное обозначения фонем, формируется на основе фонематического восприятия и языкового сознания.
Заключение Письмо – сознательно осваиваемый вид речевой деятельности. В функциональную систему «письмо» в качестве компонентов входят операции, формирующиеся в различном возрасте и развивающиеся неравномерно. Овладение письмом происходит поэтапно. Начальный этап предполагает овладение техническими предпосылками письма. Человек стремится освоить письменную речь, когда у него для этого сформирован мотив. Освоение любой деятельности без сформированной мотивации малоуспешно. Следовательно, невозможно научить грамотно писать того, кто не считает грамотность необходимым условием языковой компетенции. Ребенка целесообразно обучать письму в период, когда он достиг психофизиологической готовности. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/03/picture-234017-1541255034.jpg)
«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»
В статье представлен материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации....
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/28/picture-466252-1406536065.jpg)
Педагогический проект: " Развитие руки к письму и речевой деятельности"
Педагогический проет: Развитие руки к письму и речевой деятельности", разработала этот проект проблема у детей слабо развита мелкая моторика пальцев, причина: Родители не понимают важности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/06/picture-477256-1409994887.jpg)
Презентация "Письмо Непослухи детям"
В наше время одной из задач педагога является привлечение интереса детей к той или иной теме. Иными словами мотивация детей на какие-либо действия. Я предлагаю пример мотивации на эксперементаль...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/05/picture-1067682-1565038738.jpg)
Презентация "Письма для родителей" Информационное сопровождение тематических недель проекта.
Материал для стенда родительский уголок, будет полезен для всех педагогов дошкольного образования по разработке тематических недель.Презентация "Письма для родителей" информационное со...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/03/picture-1177030-1617462206.jpg)
Презентация "Письмо-поздравление с Днем Победы" - пошаговый мастер-класс
Презентация содержит небольшой рассказ о военных письмах и пошаговый мастер-класс изготовления открыттки в виде военного письма. Материал предназначен для воспитателей, детей старшего дошкольного...
2023 год. Лаврентьева Н. В. Презентация "Письмо солдату"
Презентация продуктивной деятельности обучающихся дошкольного возраста в рамках участия во Всероссийской акции "Письмо солдату". Автор: тьютор Лаврентьева Н. В....