Презентация : Письмо как вид деятельности
презентация по логопедии на тему
Материал для студентов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_kak_vid_deyatelnosti._kotelnikova.pptx | 901.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План Особенности, структура, операции процесса письма.
Согласно общепринятому определению, письмо - знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью начертательных (графических) элементов передавать речевую информацию на расстоянии и закреплять её во времени. Устная речь формируется первой, в то время как письменная использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфичные для новой формы выражения языка. Письмо – это сознательная форма речевой деятельности
Дети в своей устной речи, не всегда способны передать всю необходимую информацию, используя только языковые средства, и дополняют речевое высказывание мимико-пантомимическими жестами, опираясь на непосредственный бытовой контекст, известный как говорящему, так и слушающему. И если устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, то овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего со звуками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать. Фактически, детям в процессе освоения письменной речи приходится овладевать стилистически новым жанром построения высказываний. Письменная же речь представляет собой не только фиксацию содержательной стороны речи с помощью специальных графических знаков, но и в обязательном порядке предполагает создание программы высказывания письменного текста, то есть порождения речи на письме.
Письмо, характеризуется трехчастной структурой побудительно-мотивационной (появляется мотив, который выступает в виде потребности, желания вступить в общение, что-то передать письменно, сообщить какую-либо информацию) аналитико-синтетической (формируется само высказывание. ) Исполнительная часть письменной речи как деятельности реализуется в фиксации продукта с помощью графических знаков – письменного текста.
Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Различают письмо и письменную речь В лингвистике под письмом понимается графическая система как одна из форм плана выражения. Под письменной речью – книжный стиль речи. В психологии письмо рассматривается как сложный процесс, в котором происходит соотношение речевых звуков, букв и производимых человеком речедвижений .
Операции процесса письма по А.Р. Лурия Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. анализ звуковой структуры слова. соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. моторная операция процесса письма — воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль.
Операции процесса письма по А.Н. Леонтьеву символическое обозначение звуков речи; · моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов; · графо - моторные операции. Каждая из них является как бы самостоятельным навыком. Буквенное обозначения фонем, формируется на основе фонематического восприятия и языкового сознания.
Заключение Письмо – сознательно осваиваемый вид речевой деятельности. В функциональную систему «письмо» в качестве компонентов входят операции, формирующиеся в различном возрасте и развивающиеся неравномерно. Овладение письмом происходит поэтапно. Начальный этап предполагает овладение техническими предпосылками письма. Человек стремится освоить письменную речь, когда у него для этого сформирован мотив. Освоение любой деятельности без сформированной мотивации малоуспешно. Следовательно, невозможно научить грамотно писать того, кто не считает грамотность необходимым условием языковой компетенции. Ребенка целесообразно обучать письму в период, когда он достиг психофизиологической готовности. Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«-Создание условий подготовки руки дошкольника к письму через игровую деятельность-»
В статье представлен материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке руки к письму. Цель: развитие мелкой мускулатуры рук и зрительно-мышечной координации....
Педагогический проект: " Развитие руки к письму и речевой деятельности"
Педагогический проет: Развитие руки к письму и речевой деятельности", разработала этот проект проблема у детей слабо развита мелкая моторика пальцев, причина: Родители не понимают важности...
Презентация "Письмо Непослухи детям"
В наше время одной из задач педагога является привлечение интереса детей к той или иной теме. Иными словами мотивация детей на какие-либо действия. Я предлагаю пример мотивации на эксперементаль...
Презентация "Письма для родителей" Информационное сопровождение тематических недель проекта.
Материал для стенда родительский уголок, будет полезен для всех педагогов дошкольного образования по разработке тематических недель.Презентация "Письма для родителей" информационное со...
Презентация "Письмо-поздравление с Днем Победы" - пошаговый мастер-класс
Презентация содержит небольшой рассказ о военных письмах и пошаговый мастер-класс изготовления открыттки в виде военного письма. Материал предназначен для воспитателей, детей старшего дошкольного...
Презентация "Письмо лесника"
Презентация к НОД "Лес - наше богатство"...
2023 год. Лаврентьева Н. В. Презентация "Письмо солдату"
Презентация продуктивной деятельности обучающихся дошкольного возраста в рамках участия во Всероссийской акции "Письмо солдату". Автор: тьютор Лаврентьева Н. В....