Минимальные дизартрические расстройства. Театрализованная игра.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему
Презентация «Театрализованная игра как средство коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatralizovannaya_igra.ppsx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель исследования: определить возможности использования театрализованной игры в коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами и оценить эффективность проведенной логопедической работы. Объект исследования : просодическая сторона речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. Предмет исследования: специфика логопедической коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами средствами театрализованной игры.
Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования. Задачи исследования : 2. Выявить особенности просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. 3. Подобрать и внедрить театрализованные игры по коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами.
Количественная и качественная обработка полученных результатов Анализ психолого-педагогической и специальной литературы Изучение психолого-медико-педагогической документации Констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент Теоретические Эмпирические Методы исследования:
Проблемой развития просодической стороны речи в онтогенезе занимались: Гвоздев Александр Николаевич, советский лингвист Зиндер Лев Рафаилович , советский лингвист Зимняя Ирина Алексеевна - доктор психологических наук
Просодическая сторона речи Интонация Тембр Темп Дикция Пауза Ритм Ударение Речевое дыхание
Начальным этапом доречевого развития является рефлекторный крик, который становится все более модулированным Формирование просодической стороны речи ( Гвоздев А. Н., Тонкова-Ямпольская Р. В ) Появляются короткие звуки - гуканье , а затем и гуление . Звуки не несут смыслового содержания, но имеют определенную интонацию Интенсивный процесс накопления звуков лепета Появляются активные лепетные цепи слогов. При этом какой-либо слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука - начальная стадия формирования ударения Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова 2-3 месяца 2-4 месяца 6-7 месяцев 7-8 месяцев (до 1 года) 11 месяцев 1 – 2 года Появляются интонация понижения, разновидности восклицательной интонации, на втором году жизни – вопросительные.
Изучением минимальных дизартрических расстройств занимались: Галина Васильевна Чиркина, советский и российский специалист в области логопедии. Лопатина Людмила Владимировна, доктор педагогических наук, профессор А так же такие ученые, как О.А. Токарева М.П. Давыдова А.Н. Корнев И.Б. Карелина
О.А. Токарева «Стертая дизартрия» М.П. Давыдова Лёгкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии» И.Б. Карелина и Г.В. Чиркина «Стертая дизартрия» = Минимальные дизартрические расстройства А.Н. Корнев «Вербальная диспраксия»
Фонетический компонент Просодический компонент Л.В. Лопатина «Минимальные дизартрические расстройства» Невыраженное микроорганическое поражение головного мозга !
Особенности просодики Внятность речи снижена Голос слабый, немелодичный, глухой, монотонный, сдавленный, назализованный, слабо модулированный Темп речи ускорен Речь невыразительная Дикция нечеткая
Лев Семёнович Выготский, советский психолог Даниил Борисович Эльконин, советский психолог Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ Изучением игр занимались:
Театрализованные игры Игры – драматизации Игры детей с различными видами театров –пальчиковый, «петрушек», бибабо, марионетки. Игры с настольным театром
Направления обследования просодической стороны речи (Е.Ф. Архипова) 1. Обследование восприятия и воспроизведения ритма. 2. Обследование восприятия и воспроизведения интонации. 3.Обследование восприятия и воспроизведения логического ударения. 4. Обследование модуляций голоса по высоте и силе. 5. Обследование восприятия и воспроизведения тембра. 6. Обследование речевого дыхания. 7. Обследование темпо-ритмической организации речи.
Методические материалы: А.Г. Арушанова «Речь и речевое общение детей» О.С. Ушакова «Знакомим дошкольников с литературой» Э.Г.Чурилова «Методические рекомендации по театрализованной деятельности» Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» М.Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» Т.Н.Петрова «Улыбка судьбы» Учебно-методическое пособие «Учимся по сказке» Т.И.Петрова «Театрализованные игры» и др.
Перспективный план проведения театрализованных игр Февраль. 3-я, 4-я недели. «Мешок яблок» В. Сутеев Развивать высоту и силу голоса, интонацию и логическое ударение, тембр голоса, речевое дыхание, фонематический слух. Закреплять правильное произношение звуков. Воспитывать умение контролировать своё произношение. Костюмы для детей или игрушки: заяц, медведь, еж, мышь, ворона, волк. Мешок, яблоки. Февраль. 3-я, 4-я недели. «Репка» Развивать темпо-ритмическую организацию речи, интонацию, тембр речи. Учить детей правильно употреблять в речи существительные и составлять с ними простые предложения. «Дом», «забор», «дерево», стол, детские стульчики, самовар, чашки, баранки, костюмы персонажей к сказке «Репка». Период Тема Цель Оборудование среды
Направления логопедической коррекции нарушений просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с МДР 1. Выработка мимики и пантомимики 2. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, чёткой дикции, разнообразной интонации, логики речи Драматизация стихов, прибауток, потешек, рассказов и сказок
Содержание театрализованных игр включает: просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов, чтение произведений и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/569/91569185_large_4979214_oblojka_0037.jpg Расскажи стихи руками
Пальчиковый театр
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционной работы в пропедевтический период при минимальных дизартрических расстройствах
Данный материал содержит этапы подготовительной работы при постановке звуков для детей со стертой формой дизартрии и с тяжелыми нарушениями речи....
статья "Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...
Коррекционная работа в пропедевтический период при минимальных дизартрических расстройствах (из опыта работы)
Комплексы упражнений в подготовительный период при постановке звуков....
Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Статья для сайта "Молодой ученый" в раздел Международные конференции 2012г....
Минимальные дизартрические расстройства
Статья и презентация «Особенности коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами»...
РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Психомоторика представляет собой совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий. Понятие «психо...