Коррекционная работа в пропедевтический период при минимальных дизартрических расстройствах (из опыта работы)
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Комплексы упражнений в подготовительный период при постановке звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrekts_rabota_2016.doc | 119 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа в пропедевтический период при минимальных дизартрических расстройствах
(из опыта работы)
Учитель-логопед: Михеева Л.А.
г. Кашира
2006 год
В своей работе для проведения массажа использую электромеханический вибромассажер с различными насадками. Особенно эффективен этот прибор при гипертонусе, когда требуется сильная вибрация. По отзывам детей применение вибромассажера вызывает у них более приятные ощущения, чем проведение этого приема пальцами. К прибору прилагается пять насадок: круглая губка, щетка, массажный валик, две присоски.
Губку, щетку и массажный валик можно использовать для укрепления мышц лицевой мускулатуры. Для этих насадок следует выбрать режим вращения. Для большой и малой присоски, которые стимулируют мышцы, улучшают кровообращение, нужно использовать режим всасывания. Массажный валик, щетку и большую присоску можно использовать для массажа мышц шеи и верхнего плечевого пояса.
Выбор приемов массажа проводится дифференцированно в зависимости от тонуса мускулатуры. Легкая вибрация используется при сниженном тонусе речевой мускулатуры. При гипертонусе используется сильная вибрация.
В последние годы в нашем детском саду (д/с) резко вырос процент детей с диагнозом стертая дизартрия на фоне общего недоразвития речи (ОНР) и стертая дизартрия на фоне фонетико-фонематических недостатков (ФФН).
Юра (5 лет).
Из анамнеза: От первой беременности, протекала без патологии, закричал сразу, к груди приложили на вторые сутки, сосал хорошо.
Физическое развитие: Голову начал держать к 2 месяцам, сидеть в 6 месяцев, ходить в 10 месяцев.
Раннее речевое развитие: Гуление и лепет появились своевременно, первые слова в 11 месяцев, фразовая речь в 1,5 года.
Неврологический статус: Отличается вялостью артикуляции, скованность движений языка, губ. Недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта, ограничена способность языка двигаться вниз. Наблюдается скованность и слабость кистей рук.
Состояние речи: Ребенок контактный, хорошо понимает обращенную речь, фразовая речь аграмматичная. Словарный запас недостаточен. Речь смазанная, нечеткая.
Звукопроизношение:
с з ц ш ж щ ч р р’ л л’ г
смягченные на с’ т’ о о о о х
Заключение: стертая форма дизартрии, ОНР (III ур).
Приступая к коррекционной работе, определяю структуру речевого дефекта. В начале необходимо получить представление о нормальном тонусе мышц при помощи их пальпации. Затем использую эти ощущения для определения состояния мышц с пониженным или повышенным тонусом. В данном случае симптоматика свидетельствует о нарушении мышечного тонуса группы мышц, которая осуществляет движения языка, губ, слабость рук и пальцев. Поражение черепно-мозговых нервов связано с подъязычным нервом, что проявляется в ограничении подвижности языка (в стороны, вверх, вниз, вперед). Пассивности и недифференцированности движений кончика языка. Смягченные свистящие, шипящие заменяются на мягкие свистящие, отсутствуют соноры. На основании результатов предварительной диагностики и обследования (заполнения речевой карты) составляю комплекс массажных приемов.
В своей практике использую несколько видов массажа:
1) дифференцированный (активизирующий или расслабляющий массаж, основанный на приемах классического массажа);
2) массаж с применением специальных приспособлений (логопедические зонды Е. В. Новиковой, зубная щетка, вибромассажер);
3) реже точечный массаж (активизирующий и расслабляющий);
4) элементы самомассажа.
С Юрой выполнялся активизирующий массаж (поглаживание в сочетании с приемами растирания и разминания). Для губ и мышц лица использовала вибромассажер. Включала упражнения на развитие речевого дыхания, и выполняла комплекс гимнастических упражнений для губ и языка в игровой форме «почистим зубы», «приклеим конфетку», «покрасим небо», «волшебная дудочка» и т. д.
Одновременно проводился самомассаж рук с элементами массажа (растирание, разминание). Гимнастика для мелкой моторики.
После предшествующей работы постановка звуков не вызывала особых трудностей.
Женя (6 лет).
Из анамнеза: Ребенок от второй беременности, угроза прерывания на девятой недели, во второй половине токсикоз. Роды в срок, закричала сразу, приложили к груди на первые сутки.
Физическое развитие: Сидеть в 8 месяцев, ходить в год.
Раннее речевое развитие: Первые слова в 1,5 года, короткая фраза к 2 годам.
Неврологический статус: Отмечается слабость лицевой мускулатуры, в спокойном состоянии рот приоткрыт, губы вперед, выдвигаются с усилием, движения кончика языка недифференцированны, смазаны, язык выходит за пределы рта. Нижняя челюсть в движении ограничена.
Состояние речи: Ребенок хорошо понимает обращенную речь, охотно вступает в контакт. Речь с незначительными аграмматизмами. Словарный запас соответствует возрасту.
Звукопроизношение:
с с’ з з’ ц ш ж щ ч р р’
м/з м/з о о
Заключение: стертая форма дизартрии на фоне ФФН.
Межзубный стигматизм возникает при порезе лицевого, VII пары черепно-мозговых нервов. В результате наблюдается порез круговой мышцы рта, рот в покое приоткрыт. Нижняя челюсть отвисает из-за слабости мышц. Причиной является парез тройничного нерва.
В этом случае для укрепления мышц рта проводила гимнастику для губ, вводила такие элементы массажа как разминание губ, их пощипывание, похлопывание, вибрация вибромассажером (резиновые присоски, более глубокий массаж). В игровой форме такие упражнения как улыбка-рупор, хоботок, рисование в воздухе карандашом, зажатым между зубами, сбор горошин и т. д.
Для укрепления мышц нижней челюсти в игровой форме проводила упражнения на открывание и закрывание рта, такие как имитация жевания, открывание рта с сопротивлением, подставив тыльную сторону руки под подбородок, выдвижение нижней челюсти вперед. Мышцы нижней челюсти и круговую мышцу рта укрепляла настолько, чтобы рот в покое находился в закрытом состоянии. Для выработки дифференцированных движений языка подключала массаж (поглаживание, растирание, разминание, вибрация). Длительность массажа 5 – 7 минут. Курс 10 – 14 дней. Затем перерыв и курс повторяла.
Применяла такие упражнения, как «качели», «почистим нижние зубки», «кошка сердится». Такая отработка подготовит необходимый для свистящих артикуляционный уклад: губы в улыбке, зубы – заборчиков, кончик языка опущен за нижние резцы к альвеолам, посредине языка образуется канавка по которой холодная целенаправленная воздушная струя устремляется вниз и выходит через рот. После постановки свистящих переходила к автоматизации.
Для постановки шипящих звуков отрабатывала верхний подъем языка, укрепив боковые края. Использовала для этого массаж зондом Новиковой, «мотор». Такие упражнения как мотор, чашечка, маляр, крылатые качели.
Рома (5 лет).
Стал посещать массовый д/с №4. Жалобы родителей на невнятную речь на уровне интонации.
Из анамнеза: Ребенок родился от первой беременности, протекавшей с токсикозом. Родился восьмимесячным. К груди приложили на вторые сутки. Сосал плохо, часто поперхивался. В грудном возрасте беспокойный.
Физическое развитие: Голову стал держать в 2 месяца, сидеть в 8 месяцев, ходить в 1 год и 1 месяц. В настоящее время ребенок физически ослаблен и быстро утомляем, с рождения страдает нейродермитом.
Раннее речевое развитие: Лепет появился в 7 месяцев, но быстро пропал и постепенно стали появляться жесты, в год ребенок произносил слоги и короткие слова, словарь накапливался медленно, фразовая речь появилась в 4 года.
Неврологический статус: отмечается повышение тонуса в мускулатуре языка. Язык напряжен, оттянут кзади, спинка изогнута и приподнята вверх, кончик языка не выражен, близкая граница рвотного рефлекса. Затрудняется в вытягивании губ вперед, в стороны. Наблюдается общее расстройство моторики.
Состояние речи: Ребенок хорошо понимает обращенную речь. Фразовая речь характеризуется смазанностью, размытостью, нечеткостью артикуляции звуков, что особенно резко проявляется в потоке речи. Словарный запас ограничен.
Звукопроизношение: Нарушены все группы звуков.
Заключение: задержка психического и речевого развития (ЗПРР), стертая форма дизартрии на фоне ОНР (I-II уровня), зачислен в логопедическую группу на 3 года.
В этом случае страдает круговая мышца рта (вытягивание губ), подбородочная мышца – вытягивает нижнюю губу вперед. Применяла массаж при повышенном тонусе, так называемый расслабляющий массаж, который включает в себя следующие приемы классического массажа: поглаживание поверхностное и глубокое, легкую вибрацию, точечный расслабляющий массаж. Последовательность массажных движений: мышцы шеи, мышцы плечевого пояса, мимической мускулатуры, мышцы губ (вибромассажер), мышцы языка (пальцевый массаж, зондовый массаж, массаж щеткой, соской). Выполняла вместе с гимнастикой для губ и языка. Сочетала выполнение массажа с постановкой звуков. Проводила комплексы упражнений для руки.
Таким образом, рассматривая три практических примера в пропедевтический период при стертой форме дизартрии можно пронаблюдать динамику коррекционно-педагогической работы по постановке звуков с детьми - дизартриками.
Результативность можно пронаблюдать составлением графиков по динамике эффективности коррекционной работы (рис.1, рис.2, рис.3, рис.4).
Рис.1. Динамика эффективности коррекционной работы с Юрой.
Рис.2. Динамика эффективности коррекционной работы с Женей.
Рис.3. Динамика эффективности коррекционной работы с Ромой.
Рис.4. Сравнительный анализ динамики эффективности коррекционной работы с рассматриваемыми детьми.
Заключение
Механизмы, на которых основано действие массажа, вызывают благоприятные изменения в органах и системах, в том числе нервной и мышечной, которые играют главную роль в речедвигательном процессе. Правильный подбор рекомендуемых массажных комплексов позволяет быстрее и более устойчиво нормализовать тонус мышц при гипо- и гипертонусе, координировать тонкие артикуляторные движения, устранить дисплазии, вызванные лёгкими парезами.
Однако следует помнить, что массаж, являясь очень действенным методом, в то же время не может быть универсальным средством преодоления артикуляторных нарушений. Он входит в комплексную методико-педагогическую систему преодоления этих нарушений которая, в частности, предполагает использование и разнообразных дидактических логопедических приёмов.
Опыт моей работы с детьми - дизартриками показал, что сочетание специальной, гимнастики, комплексов упражнений для постановки звуков, массажа лицевой мускулатуры и языка позволяет укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков речи и, что самое важное - сократить сроки постановки звуков.
Приложение 1.
Развитие движений кистей и пальцев рук
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Как правило; если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим, улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваются.
Благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).
Особое место в развитии тонкой моторики занимает систематическая работа с ножницами (резание по контуру, вырезывание предметов по контуру «на глаз»).
Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз)
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны).
2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди.
3. Упражнения с «замком» (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя «замка» - «СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ».
4. Упражнения с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления: наклоны вправо-влево, вперед-назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед).
5. «НОЖНИЦЫ» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе.
6. «КОГОТКИ» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.
7. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление.
8. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления.
9. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев.
10. Сгибание и разгибание пальцев поочереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно).
11. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно).
12. «ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ» - соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т.д.), а затем «КРЕПКОЕ РУКОПОЖАТИЕ» - надавливание подушечек пальчиков.
13. «КУЛАК - КОЛЬЦО» - пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются.
14. «КУЛАК - ЛАДОНЬ» - руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.
Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом
1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.
3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рук одновременно.
4. Имитация игры на пианино.
Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на стопе).
«БЕГАЮТ ЧЕЛОВЕЧКИ» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).
«ФУТБОЛ» - забивание шариков, палочек одним, двумя пальцами.
Поочередная смена положения рук «КУЛАК - ЛАДОНЬ - РЕБРО».
Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.
9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.
10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.
Самомассаж кистей и пальцев рук
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
7. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Логопедическая щетка «ежик»
Использование щетки возможно в двух положениях:
а) зубцами к ладонной поверхности руки,
б) зубцами кнаружи.
Пассивно-активная гимнастика рук с использованием "рукавички-ёжика"
Упражнения для развития тактильных ощущений и гнозиса с использованием логопедической щетки "ежика" на каждой руке попеременно (игольчатая поверхность щетки в положении "б").
Прикасание поверхности щетки к различным частям тела ребенка (руке, щеке, груди), вызов положительных эмоциональных реакций с использованием игровых моментов "Поздоровайся", "Где ежик пробежал", "Большой и маленький ежик".
Легкие массажные движения (похлопывающие, поглаживающие) с использованием эмоциональных восклицаний и фраз типа:
"хлоп - хлоп моя рученька" | похлопывающие движения по ладони поглаживающие - от кисти к локтю |
"С горки - бух на горку - ух" | поглаживающее - от локтя к кисти похлопывающее - по ладони поглаживающее - от кисти к локтю 1 похлопывающее - по локтевому суставу |
Различение ровных и неровных поверхностей (гладкой - зеркала, тарелки, неровной - расчески, логопедической щетки) с использованием эмоциональных стимулов (ситуации успеха, сопереживания).
Все последующие упражнения выполняются с использованием логопедических щеток на обеих руках (игольчатая поверхность в положении "а").
Приложение
Артикуляционная гимнастика
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).
Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены перед зеркалом.
Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.
Выполняются артикуляционные упражнения как сидя, так и стоя.
Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.
Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными упражнениями (упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз).
Примерный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики
- Упражнения для нижней челюсти:
- Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд.
- Жевательные движения с сомкнутыми губами.
- Легкое постукивание зубами - губы разомкнуты.
- «ЗАБОРЧИК» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке.
II. Упражнения для губ:
1. «УЛЫБКА» - растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты),
- «ТРУБОЧКА» («ХОБОТОК») - вытягивание губ вперед.
- Чередование «УЛЫБКИ» и «ТРУБОЧКИ».
(Три предыдущих упражнения выполняются также с сомкнутыми губами).
- Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам.
- Вытягивание нижней губы под верхнюю.
- Упражнения для языка: (рот широко раскрыт, нижняя челюсть неподвижна):
- «БОЛТУШКА» — движения языком вперед-назад.
- «ЧАСИКИ» - вправо-влево.
- «КАЧЕЛИ» - вверх-вниз.
- Круговые движения языком.
- «ЛОШАДКИ» - цоканье (щелканье) языком.
6. «ЛОПАТКА» — широкий, мягкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
7. «ИГОЛОЧКА» - узкий, напряженный язык высунут вперед.
- «ЖЕЛОБОК» - высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.
- «ГРИБОК» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам.
- «ЧАШЕЧКА» - широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе.
- «КИСКА СЕРДИТСЯ» - выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам.
- «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»
а) покусывание кончика широкого языка («ЛОПАТКА»), губы при этом в улыбке;
б) пошлепывание широкого расслабленного языка («ЛОПАТКА») расслабленными губами.
Дыхательно-голосовые упражнения
(Примерный комплекс, дополняется в процессе артикулляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3-10 раз каждое упражнение).
1. Глубокий вдох через нос - продолжительный выдох через рот.
- «ЗАМОРОЗИМ ПОДБОРОДОК» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз по подбородку, выполнять молча и на одном выдохе.
- «ЗАМОРОЗИМ ЛАДОШКУ» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони подставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони.
- Повторить упр. 2,3 с дополнением: шепотом произносить слог ФА на одном усилением выдохе.
- «ПОГРЕЕМ ЛАДОШКИ» — руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони.
- Повторить упр. 5 с дополнением: шепотом на одном усиленном выдохе произносить слог ХА.
- Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О) Ы И.
Последовательность произнесения может меняться. В течение нескольких дней звуки проговариваются вместе со взрослым, но обязателен контроль положения артикуляционной позы (губ) в зеркале.
В дальнейшем (через неделю, две, месяц...) участие взрослого сводится только к беззвучному показу ребенку артикуляционной позы гласного звука. Ребенок отгадывает и самостоятельно произносит.
8. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, затем 3 гласных звуков:
а) АУ, УА, АО. ОА, АИ. ИА. УИ, ИУ.
б) АУИ, АИУ. УАИ, УИ А, АОИ, АИО. ОАИ, ОИА
б) АУИ, АИУ. УАИ, УИ А, АОИ, АИО. ОАИ, ОИА
б) ФА-ФА-ФА. ХА-ХА-ХА.
б) ФА-ФА-ФА. ХА-ХА-ХА.
10. Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными:
а) ХА-ХО-ХИ ХО-ХИ-ХА ХИ-ХА-ХО
б) ФА-ФО-ФУ - ФЫ ФО-ФУ-ФЫ- ФА ФУ-ФЫ-ФА- ФОФЫ-ФА-ФА- ФУ
Примечание: звуки X, Ф берутся т.к. они наиболее легкие в произношении и практически почти всегда бездефектны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности коррекционной работы в пропедевтический период при минимальных дизартрических расстройствах
Данный материал содержит этапы подготовительной работы при постановке звуков для детей со стертой формой дизартрии и с тяжелыми нарушениями речи....
статья "Фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами"
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонн...
Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Статья для сайта "Молодой ученый" в раздел Международные конференции 2012г....
Минимальные дизартрические расстройства. Театрализованная игра.
Презентация «Театрализованная игра как средство коррекции просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами»...
РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИНИМАЛЬНЫМИ ДИЗАРТРИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Психомоторика представляет собой совокупность анатомо-физиологических и психологических механизмов, обеспечивающих осуществление простых и сложных двигательных реакций и действий. Понятие «психо...
Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Стертая дизартрия представляет расстройст...