Пропедевтический материал для старшей группы
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
ЛЕКСИКА
В речи ребенка этого возраста появляются собирательные существительные. Существительные, обозначающие совокупность лиц, предметов, явлений как единство, как одно неделимое целое. Они не могут употребляться во множественном числе. Например: родня, детвора, листва, бельё и пр.)
Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший...), а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный...).
Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет...), водный (катер, паром...),наземный (автобус, поезд...), подземный (метро).
Имеют представление
- о сезонных изменениях в природе;
- о выращивании овощей и фруктов;
- о лесных ягодах и грибах;
- о хищных и травоядных, домашних и диких животных;
- о насекомых и птицах, рыбах.
Ориентируются в пространстве (право, лево, сзади...) и времени (вчера, сегодня, ночью...).
Знают
- названия месяцев, дней недели, части суток;
- название своей страны и столицы государства;
- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;
- правила дорожного движения для пешеходов.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под...);
- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;
- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);
- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);
- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин...);
- правильно по смыслу применяет все части речи.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.
В диалогической речи дети, разговаривая с собеседником, дают и сжатые, и развернутые ответы. К концу дошкольного периода дети владеют развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Пятилетние дети воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. Достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного «поучить» его правильно произносить слово, и малыш быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.
Бурное речевое развитие детей в этом возрасте базируется на готовности артикуляционного аппарата (губ, языка, щёк, мягкого неба, нижней челюсти) к производству полноценных звуков речи. К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.
От того, как вы будете разговаривать с ребенком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи вашего малыша. Поправляя ошибки в его речи (в звукопроизношении, в грамматическом оформлении словосочетаний, предложений) вы заботитесь о его интеллектуальном развитии. Так как правильно оформленная, красивая, чисто звучащая речь является не только средством общения, но и орудием мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_gruppa_propedevtika.docx | 45.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший дошкольный возраст
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Пальчиковые игры
Осень
Если листья пожелтели, Дождь холодный моросит, Птицы к югу полетели,- Значит, осень к нам спешит. | Сжимание, разжимание пальцев в кулаки. Совершать легкие колебательные движения пальцами. Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены и переплетены - «птичка», остальными совершать колебательные движения. Хлопнуть в ладоши и вытянуть руки вперед, ладошками вверх. |
Фрукты
Раз, два, три, четыре, пять – Будем фрукты собирать. На деревьях мандарины, Сливы, груши, апельсины, Киви, яблоки, гранат, - Ах, какой чудесный сад! | Сжимать, разжимать пальцы в кулаки Имитировать срывание фруктов Поднять ладони вверх с широко расставленными пальцами – деревья, соединит указательный палец правой руки с большим Последовательно соединять остальные пальцы с большим на правой руке На левой руке Хлопнуть в ладоши, развести руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки, поднять большие пальцы вверх. |
В нашем огороде
Огурцы, капуста, перец В огороде нашем есть. Сварим суп, в салат порежем, Можем и сырыми съесть!
| Дети загибают пальцы на одной и другой руке «Помешивают суп»: выполняют круговые движения ребром ладони одной руки по раскрытой ладони другой. Хлопки в ладоши. Метелъская |
Яблоко
Яблочко из сада Еж в нору принес. Наливное, сладкое Ежихе преподнес. | Дети выполняют упражнение Шарик. Сложив ладони «шариком», поворачивают их из стороны в сторону. Выполняют упражнение Ежик, а затем Поднос. Н. Метелъская |
Дни недели
В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём "пирожки")
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк")
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)
Горох
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая... (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: "Бом!". (хлопаем)
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, ("крошим хлебушек" всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)
«ЕСТЬ ИГРУШКИ У МЕНЯ»
Есть игрушки у меня:
(хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран -
Настоящий великан.
(загибают пальчики на обеих руках)
Сколько вместе? Как узнать?
Помогите сосчитать?
(хлопают попеременно в ладоши и ударяют кулачками друг о друга)
«ПОМОШНИКИ»
1, 2, 3, 4,
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть - чуть - сломали,
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
«ФРУКТОВАЯ ЛАДОШКА»
Этот пальчик - апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас,
Поочередно разгибают пальчики из кулачка,
начиная с большого.(работают 2 руки одновременно)
Фрукт для вас и для нас.
Показывают ладошками вокруг и на себя.
«НАСЕКОМЫЕ»
Дружно пальчики считаем-
Насекомых называем:
Сжимать и разжимать кулачки.
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зелёным брюхом.
Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращать мизинцем.
Прячьтесь!
Спрятать руки за спину
«ИГРУШКИ»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5
(разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
«Транспорт»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
Зонтик для мышонка.
По листьям дождик застучал. Мышонок быстро гриб сорвал. И спрятался под ним у пня. - Хороший зонтик у меня! | Поднять руки вверх и медленно опускать их, быстро пошевеливая пальцами Кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.(Можно делать двумя руками одновременно) На вертикально поставленный кулачек одной руки опустить ладонь другой. Присесть Пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки. |
Можно и нельзя
Можно двадцать тысяч раз Уронить железный таз, А фарфоровую вазу Уронить нельзя ни разу. Ведь на двадцать тысяч раз Нужно двадцать тысяч ваз. | Выполняют упражнение Пальчики здороваются Округляют руки, сцепив их перед собой. Встряхивают кистями. Плавными движениями рук «рисуют» силуэт вазы. Грозят пальчиком. Выполняют упражнение Пальчики здороваются. |
Стул
Спинка и сиденье, -
Стул на удивленье!
Мы на стульях посидим,
Друг на друга поглядим!
(Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – то «спинка», к ней приставить кулак правой руки – это – «сиденье». Менять положение рук на «раз – два»)
«ОСЕНЬ»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные
Ветер листики считал: движения ладонями.)
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику
Вот кленовый на обеих руках.)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки — золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол.)
«АПЕЛЬСИН»
Мы делили апельсин. (Дети «разламывают» апельсин.)
Много нас, (Показывают 10 пальцев.)
А он один. (Показывают 1 палец.)
Эта долька — для ежа. (Загибают пальцы левой руки.)
Эта долька — для стрижа.
Эта долька — для утят.
Эта долька — для котят.
Эта долька — для бобра.
А для волка — кожура. (Бросательное движение правой ру¬кой.)
Он сердит на нас — (Сжимают кулаки и прижимают
Беда!!! их к груди.)
Разбегайтесь — («Бегут» пальцами по столу.)
Кто куда!
«ПТИЧКИ»
Эта птичка – соловей, (Загибают пальцы на обеих руках.)
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.)
Птички, птички, по домам. (Машут обеими руками, как крыльями.)
«ГРИБЫ»
Топ-топ — пять шагов, (Дети «шагают» пальчиками)
В кузовочке пять грибов. (Показали 5 пальцев правой руки.)
Мухомор красный — (Загибают пальцы на одной руке.)
Гриб опасный.
А второй — лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб — волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб — сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб — белый,
Ешь его смело!
«БОТИНКИ»
Всюду, всюду мы вдвоем (Средний и указательный пальчики
Неразлучные идем. «шагают» по столу.)
Мы гуляем по лугам, (Дети загибают по одному
По зеленым берегам, пальчику, начиная с большого.)
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. (Укладывают ладони на стол.)
«НАША КВАРТИРА»
В нашей комнате — столовой — (На каждое название пред¬мета
Есть отличный СТОЛ ДУБОВЫЙ, мебели дети загибают
СТУЛЬЯ — спинки все резные, по одному пальчику.)
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате доя взрослых — спальне —
Есть для платьев ШКАФ ЗЕРКАЛЬНЫЙ,
Две ШИРОКИЕ КРОВАТИ
С одеялами на вате
И березовый КОМОД,
Мама там белье берет.
А в гостиной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ — центр музыкальный.
«МАШИНА КАША»
Маша каши наварила, (Указательным пальцем правой
Маша кашей всех кормила. руки дети мешают в левой ладошке.)
Положила Маша кашу
Кошке — в чашку, (Загибают пальцы левой руки.)
Жучке — в плошку,
А коту — в большую ложку.
В миску курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла, (Разжимают кулачок.)
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки.)
«ШКОЛА»
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду. (Грозят указательным
пальчиком пра¬вой руки.)
«ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
- Где обедал, воробей? (Дети машут ладош¬ками.)
- В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают
раскрывающуюся пасть.)
Пообедал я сперва (На каждое название животного
За решеткою у льва. заги¬бают по одному пальчику
Подкрепился у лисицы, поочередно на левой,
У моржа попил водицы. затем на правой руке.)
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (Опять изображают
раскрывающуюся пасть животного.)
Упражнения на развитие речевого дыхания
«Воротики и паровозик»
Глубокий вдох через нос – «воротики открылись». В воротики въезжает воображаемый паровозик. Мягкий длинный выдох на звук «ф» - «воротики закрылись». Взрослый может считать въезжающие вагончики, постепенно увеличивая их количество.
Длительное протяжное произнесение гласных звуков.
«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».
Длительное произнесение согласных звуков.
«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
Игры – соревнования:
«Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»
«Скороговорки»
«Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.
Развитие артикуляционной моторики
Сказка о веселом язычке. (Знакомство с органами артикуляции)
«Жил да был Веселый Язычок. У него был домик. Домик был очень интересный. Что это за домик? Это рот. Вот какой интересный домик был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Но, кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Улыбаемся, и показывает ребенку зубы). Как называется эта дверка? Зубы. Но чтобы увидеть вторую дверку, надо научиться правильно открывать первую дверку. (Улыбаемся, показывая верхние и нижние зубы).
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка (приоткрываем губы и предлагаем ребенку сделать то же самое), а затем и вторая. И Язычок высунулся, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице, лето прошло.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. (Обращаем внимание ребенка на то, как спокойно лежит язык). Пока не будем его будить, пусть Язычок спит. Закроем сначала вторую дверку, а затем первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать. Да так прыгать, чтобы доставать до потолка и щелкать. (Обращаем внимание ребенка, что потолок — это небо. Просим погладить небо языком).
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз и почувствовав, что стало холоднее, ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем вторая. (Показываем описанные упражнения). Вот и вся сказка, про Веселый Язычок.
«Бегемотики».
Рот пошире открываем ,
в бегемотиков играем: (Дети откывают рот как можно шире,
Широко раскроем ротик, , удерживая его в таком положении
Как голодный бегемотик. под счет до 5) 3-4 раза
Закрывать его нельзя,
До 5 считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот
«Лягушки»
(улыбнуться, показать сомкнутые зубки
Подражаем мы лягушкам : Удерживать губы в таком положении
Тянем губки прямо к ушкам под счет до5. Вернут губы в исходное
Вы сейчас тяните губки положение ) 3-4 раза
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
«Слон» (вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать под счет до 5) 3-4 раза
Буду подрожать слону
Губы «хоботом» тяну.
«Змея» (Улыбнуться, откруть рот, высунуть язык изо рта, затем спрятать) 3-4 раза.
Подражаем мы змее
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе
Чередование упражнений «Слон» - «Лягушки» на раз – два.
«Шарики» (Надуть щеки – сдуть.) 3-4 раза
«Я надул воздушный шарик.
Укусил его комарик.
Лопнул шарик. Не беда!
Новый шар надую я.
«Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
«Блинчики»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счет взрослого до 5, потом до 10.
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной,
Пригласим к обеду маму.
«Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю затем нижнюю губу по кругу. Упражнения выполнять сначала в одну, затем в другую сторону. 4-5 раз.
Блин мы ели с наслажденьем –
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
«Чистим зубки». Улыбнуться открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево – вправо) под счет взрослого (7-8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт) Повторить 8-10 раз.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый»
Развитие чувства ритма
«Ладушки, ладушки»
В этой игре вам необходимо делать хлопки в определенном ритме: на слог «ла» – один длинный хлопок, на слоги «душ» и «ки» – два коротких, затем все наоборот: два длинных и один короткий. Далее, на слоги «где бы-ли у ба-буш-ки» делаете семь ровных хлопков. Таким образом, у вас получается целая ритмическая фигура.
«Дождик»
Капля раз, (1 хлопок)
Капля два, (1хлопок)
Очень медленно сперва (4 хлопка)
А потом, а потом
Все бегом, бегом (8 хлопков)
Мы зонты свои раскрыли (Руки развели в стороны)
От дождя себя укрыли (Руки полукругом над головой).
Развитие слухового внимания и фонематического слуха
«Угадай, кто позвал»
Воспитатель подзывает к себе одного ребенка, поворачивает его спиной к другим детям. Просит кого-то из детей позвать первого. Ребенок по голосу определяет, кто его позвал
«Лягушкина семейка»
«На болоте жили лягушки: лягушка – папа, лягушка – мама и маленький лягушонок.
Папа лягушка квакал вот так: КВА-КВА-КВА
Мама лягушка квакала так: Ква-Ква - Ква
А маленький лягушонок так: Ква-ква - ква
-Угадайте, кто квакает? КВА-КВА?
Ква-Ква?
ква-ква?
«Так бывает или нет»
Взрослый говорит детям предложения, словосочетания, правильные или содержащие заведомую ошибку. Дети должны на слух определить правда это или нет. Н-р, кошки гавкают; мама готовит есть; и пр.
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей,
«Га – га – га», -пел соловей.
Быстро дайте мне ответ –
Это правда или нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День Матери в старшей группе №11.
О проведении праздника "День Матери"....
Сценарий праздника к Дню матери в старшей группе "Мама солнышко моё"
Сценарий разработан для старших дошкольников. С полным текстом стихов и песен. Родители высоко оценили подготовку и выступления детей....
День матери в старшей группе "Конкурс ""Мисс Мама-2012"
В рамках проекта "Моя семья" в старшей группе МБДОУ "Детский сад "Колосок""с.Хватовка проводился конкурс "Мисс Мама-2012".Наши мамочки и их дети приняли участие в конкурсе.Наши мамы и их ...
Конспект НОД (подготовка к обучению грамоте,математика) "Повторение пройденного материала" в старшей группе для детей с ОНР.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание( подготовка к обучению грамоте, математика).Старшая группа, ОНР, первый год обучения....
Проект «День матери» в старшей группе
Проект «День матери» в старшей группе...
Проект ко Дню матери «При солнышке тепло, при матери добро» Старшая группа
Воспитывать уважение и заботу, оказывать бережное отношение, желание помочь и делать приятное маме. Самому дорогому человеку на земле....
Учебно-методический материал для старшей группы по теме: "Досуг ко Дню Матери".
Данный материал содержит интересные стихи и пословицы о маме, бабушке,подвижные игры, интеллектуальные,аттракционы, песни....