Статья: Сравнительная характеристика всех четырех уровней речевого развития
статья по логопедии на тему
Сравнительная характеристика всех четырех уровней речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnitelnaya_tablitsa_onr.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительная характеристика всех четырех уровней речевого развития
I уровень речевого развития | II уровень речевого развития | III уровень речевого развития | IV уровень речевого развития | |
Характеристика | Отсутствие общеупотребительной речи. | Начатки общеупотребительной речи. | Обиходная фразовая речь с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя. | Обиходная фразовая речь с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. |
Фразовая речь | «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Каждое используемое в такой «фразе» имеет многообразную соотнесенность и вне конкретной ситуации понято быть не может. | Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. | Развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. | Развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. |
Понимание речи | Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение. | Понимание обращенной речи значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от первого уровня), дети могут ориентироваться на морфологические элементы, которые приобретают для них смыслоразличительное значение. Это относится к различению и пониманию форм единственного и множественного числа существительных и глаголов (особенно с ударными окончаниями), форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных. | Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения. | Недостаточный уровень лексических средств языка особенно ярко проступает у этих детей в понимании слов, фраз, пословиц с переносным значением. |
Словарный запас | Активный состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Характерна многозначность употребляемых слов. Пассивный словарь детей шире активного. | Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу. | В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению. | При достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц, людей разных профессий, частей тела. При ответах смешиваются родовые и видовые понятия. |
Грамматический строй речи | Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. В их речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. | Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: | Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов. | Ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа, сложных предлогов (в зоопарке кормили белков); в использовании некоторых предлогов (выглянул из двери); в отдельных случаях отмечаются нарушения согласования прилагательных с существительными, когда в одном предложении находятся существительные мужского и женского рода, единственного и множественного числа, сохраняются нарушения в согласовании числительных с существительными. |
Звуко-произ-ношение | Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно большим, чем правильно произносимых. В произношении имеются противопоставления лишь гласных — согласных, ротовых — носовых, некоторых взрывных — фрикативных. | Характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («пат книга» — пять книг; «папутька» — бабушка; «дупа» — рука). Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи. | Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет. | Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях — пропуски слогов. Также отмечаются парафазии, чаще — перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент — персеверации и добавления слогов и звуков. |
Связная речь | Отсутствует. Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, интонацией и жестами, обозначая разницу значений. Названия действий заменяются названиями предметов (открывать — «древ»), и наоборот — названия предметов заменяются названиями действий (кровать — «пат»). Характерна многозн-ть употребляемых слов. | Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. | Преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Присутствуют трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств. | В беседе, при составлении рассказа констатируются нарушения логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, дети пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями; остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
памятка для родителей «Характеристика ОНР III уровня речевого развития у детей дошкольного возраста»
Моему ребёнку поставили диагноз -ОНР III уровень .Что это такое, характеристика речи, возможные причины....
Таблица Общее недоразвитие речи (описание всех уровней речевого развития)
Данная таблица включает в себя подробное описание особенностей развития всех сторон речи ребёнка с общим недоразвитием речи. Системное недоразвитие всех уровней предполагает недостаточное формирование...
Статья «Сравнительная характеристика детей 3-4 года и 6-7 лет.»
Статья «Сравнительная характеристика детей 3-4 года и 6-7 лет.»...
"Характеристика детей 2-3 уровня речевого развития"
Данный материал поможет педагогам выяснить какие нарушения имеются у ребенка-логопата. При помощи такой характеристики педагоги смогут спланировать коррекционную работу в нужном направлении....
Характеристика уровней речевого развития.
В таблице даётся развёрнутая характеристика уровней речевого развития, описанных выдающимися исследователями детской речи Розой Евгеньевной Левиной и Татьяной Борисовной Филичевой.Данный материа...
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...