Семинар-практикум "Особенности работы для детей младшего возраста по речевому развитию"
учебно-методический материал по развитию речи

Богданович Оксана Владимировна

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городское педагогическое методическое объединение  для педагогов раннего дошкольного возраста

Руководитель: Богданович О.В.                  

                                                                                   

                                          Семинар - практикум  

«Особенности работы с детьми младшего дошкольного

возраста по речевому развитию»

Цель: Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Повышение профессиональной компетентности, активизация знаний и умений педагогов в области развития речи.
Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2.  Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности речевого развития дошкольников.

3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

ХОД СЕМИНАРА.

  1. Сообщение «Особенности работы по обогащению словарного запаса  у детей младшего возраста».              
  2. Из опыта работы «Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста».
  3. Презентация «Что такое лепбук».
  4. Мастер-класс «Изготовление пособий и дидактического материала для оснащения речевой развивающей среды детей младшего возраста».

Ведущий: КОММУНИКАТИВНАЯ ИГРА  «ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

Все встают в круг. В руках у  ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее  ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают  в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые  и мягкие ушки».

Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».

К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

    Человеку свойственно всю жизнь совершенствовать свою речь, изучать богатства  языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. Именно раннее детство характеризуется периодом интенсивного развития ребенка, в том числе речевого.

   В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для речевого развития ребенка сензитивный период упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей дошкольного возраста при подготовке к обучению грамоте. В чем кроются причины этих проблем? Позднее развитие речи у ребенка не должно оставлять родителей спокойными. Только ранняя диагностика, своевременная профилактика и коррекция помогут достигнуть успехов. Основными причинами отставания в развитии речи, по мнению педагогов-психологов, учителей-логопедов и медиков могут быть: патология течения беременности и родов, действие генетических факторов, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, факторы социальной депривации (недостаточное общение и воспитание). Во многих семьях происходит замещение речевого общения на просмотр телепередач и игру с мобильными средствами коммуникации. Молодые родители не задумываются о последствиях такого замещения. Для нормального речевого развития ребенка общение должно быть значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и побуждать его к ответу. Ему недостаточно слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон). Известно, что в семьях, бедных речевыми побуждениями, дети говорят мало или начинают говорить поздно. Отставание в речевом развитии у таких детей нередко сопровождается и общим отставанием в развитии . С целью своевременного речевого развития особенно большое внимание в первый год жизни нужно уделять развитию мелкой моторики рук, так как центры, ответственные за движения руки, артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба), находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы готовим почву для артикуляторных движений. Проблема раннего формирования и развития речевого общения остается одной из актуальных, играет значительную роль в адаптации и социализации детей, речевое развитие которых должно соответствовать требованием современного общества.

  1. Сообщение «Особенности работы по обогащению словарного запаса  у детей младшего возраста». 

Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и вовсе не является врожденной способностью у человека. Именно она служит показателем его общего развития.  Благодаря речевой практике, формирующейся под влиянием обращенной речи взрослых, развитие речи детей напрямую  зависит от нормального речевого окружения, воспитания и обучения, которые начинаются  с первых дней их жизни.

  1. Из опыта работы «Организация развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста». 

Исследуя проблему развития речи Ушакова О.С. [22], придерживалась мнения, что для чтобы ребенок заговорил, ему надо слышать речь взрослого, с ним надо разговаривать. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формировать мысли, понимать речь окружающих. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого. На третьем году жизни потребность в общении и развитие разнообразных форм речевого общения становится необходимым условием психического развития ребенка.

  1. Презентация «Что такое лепбук».

Ведущий: Александрович Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым  средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, являясь богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Следует отметить и то, что в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым, в частности воспитателю в детском саду.                Очень важным является то, насколько взаимно и доброжелательно происходит общение взрослого с ребенком с самого начала. С годами потребность в общении возрастает все больше, и в этом случае речь, как и любая другая функция, формируется и развивается только в том случае, если она востребована.

Важнейшим приобретением данного возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения со взрослыми и сверстниками и управления собой

Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, а является главным участником его деятельности и образцом для подражания.

  1. Мастер-класс «Изготовление пособий и дидактического материала для оснащения речевой развивающей среды детей младшего возраста». 

        

Ведущий: Высказывания: Матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие.

Масару Ибука

И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, томозг новорожденного ребенка — как чистый листбумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок.

Масару Ибука

    Ведущий: Непродуманные, неграмотные действия и, можно сказать, бездействия родителей, воспитателей приводят к задержке появления первых слов у ребенка и к другим нарушениям речи. Ведь одной из самых важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка по-прежнему остается правильная речь. Проблема раннего формирования и развития речевого общения остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в адаптации и социализации детей, речевое развитие которых должно соответствовать требованием современного общества.

Считается, что именно в возрасте от 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Таким видом деятельности ребенка раннего возраста становится - предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами.

Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, а является главным участником его деятельности и образцом для подражания.

Важнейшим приобретением данного возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения со взрослыми и сверстниками и управления собой.  В основе развития активной детской речи лежит овладение звуковой стороной языка и формированием грамматического строя речи. На третьем году жизни происходит развитие способности к выполнению речевых инструкций, которые по-настоящему начинают регулировать поведение ребенка. При выполнении речевых указаний поведение ребенка на третьем году жизни определяется не воспринимаемой ситуацией а, словом взрослого.

Но следует отметить и то, что в развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым, в частности воспитателю в детском саду. От культуры речи взрослых во многом зависят достижения детей в овладении языком. Очень важным является то, насколько взаимно и доброжелательно происходит общение взрослого с ребенком с самого начала. С годами потребность в общении возрастает все больше, и в этом случае речь, как и любая другая функция, формируется и развивается только в том случае, если она востребована.

С этой целью были разработаны рекомендации воспитателям дошкольных учреждений  по дальнейшему формированию детской речи, ведь только благодаря грамотному общению со взрослым,  речь ребенка развивается и становится средством мышления ребенка, средством овладения своим поведением.

Рекомендации для воспитателей:

1)        Обеспечить дальнейшее понимание речи окружающих - умение понимать будущее, прошедшее, понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне ее.

2)        Совершенствовать активную речь детей - обогащать словарь, учить говорить предложения, пользуясь всеми частями речи, совершенствовать грамматический строй речи, улучшать ее произношение и эмоциональную выразительность.

3)        Расширять пользование речью — уметь передать словами свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них, расширять поводы и мотивы речевого общения со взрослыми и сверстниками.

4)        Расширять ориентировку в окружающем.

5)        Развивать способность к обобщению, формировать у детей элементарные представления и понятия о явлениях природы, жизни животных, некоторых доступных пониманию детей явлениях общественной жизни, труде взрослых, времени, числе, пространственных отношениях, назначении предметов.

6)        Улучшать восприятие речи и слуховое внимание — умение хорошо слушать, что говорит взрослый, прослушав небольшой рассказ, сказку или стихотворение, различать звуки.

7)        Воспитывать навыки культурной речи — говорить негромко, не спеша, совершенствовать произношение.

8)        Развивать тонкую моторику с помощью проведения пальчиковой гимнастики, путем согласования ритма движений со стихотворным ритмом, выполняя при этом упражнения как правой, так и левой рукой.

Для реализации этих рекомендаций воспитателям прежде всего необходимо использовать естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры, прогулки, кормления, подготовки ко сну. Необходимо обогащать чувственный опыт детей доступными впечатлениями и правильной организацией их самостоятельной деятельности. Наблюдая совместно с детьми за какими-либо явлениями или действиями взрослых на прогулке, рассматривая предметные картинки, необходимо не только называть отдельные предметы и действия, но объяснять их, устанавливать связь между отдельными фактами, определять свойства и назначение предметов.

       От того, насколько правильно и своевременно идет речевое развитие ребенка, зависит развитие других высших психических функций, что в свою очередь, определяет эффективную социализацию ребенка, возможность его обучения в школе, полноценное дальнейшее получение необходимых знаний, умений и навыков для последующей взрослой самостоятельной жизни. Рефлексия «Термометр»

Цель: оценка мероприятия и участников на мероприятии.

Ведущий: Сейчас мы вам предлагаем померить и вашу температуру. Явился ли наш семинар для вас таким же эликсиром мудрости? Просим оценить вашу творческую температуру на нашем термометре.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1004/000c588b-5b1c3ffa/7/img29.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей младшего возраста по речевому развитию

«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста».     В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От кул...

Развитие у детей младшего возраста познавательно-речевой активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через организацию проектной деятельности.

Как  создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих саморазвитию ...

Конспект игры-занятия для детей младшего возраста по речевому развитию Тема: «Знакомим куклу Дашу с нашей группой»

ЦЕЛЬ: формирование умения составлять короткий рассказ.ЗАДАЧИ:1.Дать возможность детям при помощи воспитателя составлять короткий рассказ;  правильно называть предметы, согласовывать существительн...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности педагога с детьми младшего возраста по речевому развитию с использованием игровой технологии «Песенки - потешки»

Цель: приобщение к национальной культуреЗадачи:  Образовательные -  познакомить детей с русскими народными песенками и потешками, учить играть в народные хороводные игры.Развивающие...

Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию

Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возрастапо речевому развитиюФормирование речи у дошкольников является важной и трудной решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо ...