Мастер -класс «Современные методы речевого развития детей с проблемами речи»
методическая разработка по развитию речи
Данный мастер-класс познакомит родителей с современными методами развития речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер -класс
«Современные методы речевого развития детей с проблемами речи»
Цель: ознакомление родителей с современными методами развития речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Познакомить участников мастер-класса с современными технологиями и их применением в работе с дошкольниками;
2.Активизировать знания родителей о методах, приемах и средствах развития речи дошкольников;
3. Повысить у родителей компетентность в области развития речи дошкольников;
Участники:
- родители всех возрастных групп;
- ведущие: учитель-логопед.
Предварительная работа:
- изготовление дидактических пособий по развитию мышления и речи;
- изучение научно – методической литературы по данной тематике;
- проведение тематической проверки.
Ход
Мотивационно – организационный этап.
Опыт работы показывает, что применение современных информационных технологий в логопедической работе положительно влияет на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций у детей.
«Разминка»
- Прежде, чем начать свой мастер — класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями и поздороваться.
Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил –
Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй!» и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет!».
Давайте мы с вами поздороваемся.
Настройка на работу.
Положить одну ладонь на лоб, а другую на затылок (над затылочными буграми). Выбор рук произвольный. Вслед за ведущим или самостоятельно повторять следующий текст: «Все плохое у меня – позади. Все хорошее – впереди. Я полностью присутствую здесь и сейчас, всеми своими мыслями. Я полностью присутствую на мастер-классе. Я спокоен и внимателен. Я хорошо себя чувствую. Я хочу получить пользу от этого мастер-класса. Я готов к работе».
Дискуссия
В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Творчески варьируя сочетаемость разных технологий, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.
На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия, базирующихся на приоритетных направлениях ФГОС ДО, известно достаточно, но мне хочется остановиться на тех, которые я применяю в своей работе: психогимнастика; релаксация; артикуляционная гимнастика; физминутки (логоритмические упражнения); пальчиковая гимнастика; биоэнергопластика; гимнастики для глаз; дыхательных упражнений; ИКТ; мнемотехника; кинезиологоические упражнения; су-джок терапия; самомассаж.
В процессе сочетания этих приемов ребенок постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями. Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Они могут выполняться как логопедом, так воспитателем и родителями.
Практическая часть.
Уважаемые родители! Давайте сейчас вместе с вами подробнее разберем некоторые приемы инновационных технологий.
А начнем мы с артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой
Предлагаю выполнить упражнения биоэнергопластики.
Упражнение «Часики»
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево — вправо)
Упражнение «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.
(пальчики плотно прижаты друг к другу, при выполнении упражнения пальчиги прогибаются)
Уважаемые родители, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. (Родителии разделены на 2 группы. У каждого на столах задание.)
Группа 1
Два цыплёнка,
Два мышонка
Учат бегать Лягушонка.
Расшумелась мелкота —
Видно, близко нет кота!
Группа 2
Ходит по двору индюк
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
Рассердился сгоряча.
Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
Кинезиологическая физминутка «Колечко»
(Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.)
Кинезиологическая физминутка «Кулак-ребро-ладонь»
(Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.)
Кинезиологическая физминутка «Лезгинка»
(Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.)
Кинезиологическая физминутка «Живот – голова».
Кинезиологическая физминутка «Скрестить пальчики».
Кинезиологическая физминутка «Перекрестный замочек». Кинезиологическая физминутка «Сцепление рук за спиной».
Видео кинезиологических упражнений.
Рисование симметричных рисунков двумя руками одновременно.
Предлагаю вам, уважаемыеродители, самостоятельно выполнить несколько упражнений для рук, используя речевое сопровождение.
Группа 1
Кинезиологическое упражнение «Лягушка»
(Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая — ладонью на столе) Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
Группа 2
Кинезиологическое упражнение «Здравствуй»
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Речевое сопровождение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Выполнять гимнастику для глаз рекомендуется ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время.
Под стихотворное сопровождение (совместное выполнение).
«Весёлая неделька» гимнастика для глаз.
- Всю неделю по — порядку,
Глазки делают зарядку.
- В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда
А теперь предлагаю группам самостоятельно провести гимнастику для глаз. Группа 1
Речевое сопровождение
Снег-снежок Снег-снежок, снег-снежок
По дорожке стелется.
Снег-снежок, снег-снежок,
Белая метелица.
Снег-снежок, снег-снежок,
Замело дорожки.
Снег-снежок, снег-снежок,
Тает на ладошке
Зрительные упражнения.
Частое моргание глазами
Движения глазами влево-вправо
Частое моргание глазами
Круговые движения глазами
Частое моргание глазами
Посмотреть вдаль
Частое моргание глазами
Посмотреть на ладошку
Группа 2
Ослик Ослик ходит, выбирает,
Что сначала съесть не знает.
Дети вытягивают вперед указательный
палец правой руки, свободно перемещают его и следят глазами
Наверху созрела слива,
Посмотреть вверх
А внизу растет крапива,
Посмотреть вниз
Слева - свекла, справа - брюква,
Движения глазами влево-вправо
Слева - тыква, справа - клюква, Снизу - свежая трава,
Посмотреть вниз
Сверху - сочная ботва.
Посмотреть вверх
Закружилась голова,
Круговые движения глазами
Кружится в глазах листва,
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег.
Закрыть глаза
Сейчас мы выполним гимнастику для глаз «Пальминг».
Разотрем свои ладошки,
Разогреем их немножко.
Пальчики плотно друг к другу прижмем,
Свету проникнуть сквозь них не даем.
«Мои глазки хорошие, чудесные, спасибо, глазки, что дарите мне радость и счастье видеть во всей красе все краски этого мира… Мои глазки с каждым днем будут видеть все лучше и лучше».
Раздача буклетов «Гимнастика для глаз – пальминг».
Дыхательная гимнастика.
1 Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания).
Демонстрация пособий.
Давайте попробуем с вами выполнить несколько упражнений.
«Ладошки»
Стоим прямо, показывая ладошки. При этом руки до локтя опущены вдоль тела. При каждом вдохе сжимаем ладошки в кулачки, словно стараясь что-то схватить. Двигаются только кисти рук. Делаем 4 кратких шумных вдоха носом, словно принюхиваясь к чему-то. Выдыхаем произвольно – через рот или нос. После серии вдохов отдыхаем 3-5 секунд, после – еще серия из 4 вдохов. Всего их надо сделать 96 (в методике это количество носит название «сотни»): всего 24 раза по 4 вдоха.
« Весна».
Ах, какой аромат!
Ах, какой чудесный аромат!
Ах, какой чудесный, весенний аромат!
Развитие мелкой моторики рук.
Демонстрация пособий.
Практическое задание для педагогов «Рисование манкой»
Материал: 3 подноса, цветной картон, манка, тарелочки для манки.
Рисовать мы с вами сегодня будем манной крупой на подносах. (щепоткой взять крупу и рисовать снежинки)
Снежинки танцуют, летят и кружатся,
На солнце в морозный денек серебрятся.
Ажурные платья, резные косынки
– Волшебное зимнее чудо – снежинки.
-Теперь нарисуем морозные узоры (щепоткой):
Зима нам узоры на окнах рисует.
Такой красотой всех она очарует.
Физкультурные минутки и логоритмические упражнения.
Наряду с традиционными физминутками (выполнение движений под стихотворное сопровождение), я часто использую логоритмические упражнения под музыку. Выполнение этих упражнений вдвойне интересней, если они сопровождаются под красочную презентацию.
Просмотр видеофизминуток «Чу чу ва», «Мы танцуем буги-вуги».
Просмотр авторской логоритмической физминутки «Весну звали». Выполнение логоритмической физминутки «Повар Булочка».
Самомассаж.
Выше мы с вами рассмотрели множество видов самомассажа.
Сейчас мы попробуем выполнить самомассаж лица.
Солнце с неба посылает Лучик, лучик, лучик.
(движения по лбу от середины к вискам)
И им смело разгоняет Тучи, тучи, тучи.
(плавные зигзагообразные движения по лбу)
Лучик нежно согревает Щёчки, щёчки, щёчки.
(потирают щёчки)
Солнышко на носик ставит Точки, точки, точки.
(постукивают пальцем по носу и щёчкам) Золотят веснушки деток Очень нравится им это. (спиралевидные движения по щёчкам и подбородку)
- А теперь выполним самомассаж карандашами.
Эффективные упражнения для стимулирующего пальчикового массажа можно выполнять с помощью хорошо знакомого детям предмета — карандаша, который всегда под рукой.
- Утюжок. Карандаш я покачу В право-влево - как хочу
. 2. Добывание огня. Карандаш я покручу, Я огонь добыть хочу. Карандаш катаетсяЛадошки согреваются.
Мнемотехника
.∙ Что это такое? Что можно выполнять с помощью мнемотехники? Я хочу вас познакомить с интересным видом мнемотехники – это живые мнемотаблицы. Показ живой мнемотаблицы «Продукты» и проигрывание с участниками мастер-класса.
Релаксация
.∙ Релаксация бывает непроизвольной (расслабленность при отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы, представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных в различные виды активности.
«Левое и правое»
Левая рука напряжена, правая расслаблена; правая рука напряжена, левая расслаблена. Левая нога напряжена, правая расслаблена; правая нога напряжена, левая расслаблена. Зажмурить правый глаз, левым нарисовать три круга по часовой стрелке, три круга – против. Зажмурить левый глаз, правым нарисовать три круга против часовой стрелки, три – по часовой стрелке.
Релаксация.
-Думаю, вы хорошо потрудились и надо слегка отдохнуть.
Рисование по спокойную музыку. Вангелис «Морская малышка»
. -Выполняя подобные упражнения ваша речь будет чистой и выразительной, голова – ясной, а настроение - прекрасным.
-Вам понравился мастер-класс? Тогда поднимем вверх морские звёздочки и скажем: «Я – звезда! Я – верю в себя!»
. -И в завершении мастер — класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение.
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку — то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю вас за работу! 4.Рефлексия. Что взяли полезного? Хочется ли что-то отметить? 28 - Уважаемые педагоги, я продемонстрировала вам использование инновационных технологий в своей работе. Данные приёмы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс. «Игры по речевому развитию детей»
Задачи:1. Повышение речевой активности детей.2. Обогащение и активизация словаря детей.3. Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики.4. Развитие воображения и творческих спос...
Мастер-класс для педагогов "Речевое развитие детей через театрализованную деятельность".
Мастер – класс «Развитие речи через театрализованную деятельность».Хорошая речь – важнейшее условиевсестороннего полноценного развития детей.Чем богаче и правильнее у ребенка р...
Мастер-класс для родителей «Речевое развитие детей в домашних условиях»
Мастер-класс для родителей«Речевое развитие детей в домашних условиях»Цель: формировать у родителей компетентность в области речевого развития детей, навыков пересказа.Задачи: научит...
МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Речевое развитие детей раннего возраста в игровой деятельности, посредством развития моторики
Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития (воспитание звуковой культуры речи) детей раннего возраста (2-3 года) в игровой деятельности, посредством развития ...
Мастер-класс "Современные технологии речевого развития ребенка-дошкольника"
Мастер-класс "Современные технологии речевого развития ребенка-дошкольника"...