картотека упражнений для формирования речевого дыхания
картотека по логопедии на тему

Васянькина Елена Валерьевна

комплекс упражнений в помощь родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rech_dyh.docx45.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Воротынский детский сад №5 «Родничок»

Проект

«Правильное речевое дыхание»

Васянькина Елена Валерьевна

учитель – логопед

Пояснительная записка

   

    В настоящее время официально признано, что первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации «Об образовании», ст 18, п.1)

    ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста.  Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.

    Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка.  Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности ребенка.  Используя информационно — коммуникационные технологии логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями — повышает уровень их педагогической компетентности.

     Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться – это делать сильный плавный выдох ртом.  Ребенку надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в нужном направлении.

  Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.

   Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи

      Актуальность проекта. определяются реальной ситуацией, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом. Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания.

Исходя из актуальности данной проблемы, можно определить

цель исследования - развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

- изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;

- обработать и проанализировать результаты, полученные при проведении исследования особенностей речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

- показать значение дыхательной гимнастики;

- познакомить с правилами проведения дыхательной гимнастики;

- повысить компетентность педагогов и родителей о вопросах речевого дыхания;

-изготовление родителями игр для развития речевого дыхания;

- показ презентации проекта «Правильное речевое дыхание» для педагогов ДОУ

Паспорт проекта:

Проект предназначен для детей, посещающих логопункт.

Вид проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, педагоги, родители. 

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Срок реализации проекта: 1 год.

Место реализации: МБДОУ Воротынский д/с №5 «Родничок»


Этапы реализации проекта на 2017-2018 уч. г.

Название

этапа

Содержание работы

Сроки

Подготовительный

этап

изучение и анализ научно-методической  и психолого-педагогической литературы по данной теме;

Сентябрь

- составление  перспективного плана работы по развитию правильного речевого дыхания;

Сентябрь

- планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания

Сентябрь

Основной этап

Работа с детьми

- сбор информации и участие в беседе «Правильное речевое дыхание»;

октябрь

-выработка длительного плавного выдоха,

- дифференциация ротового и носового выдоха

октябрь

ноябрь

- выработка глубокого вдоха

декабрь

-формирование физиологического дыхания, развитие его силы

январь

- закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных  и согласных звуков

февраль, март

- закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений

апрель май.

Работа с родителями

- подборка информации по заданному плану.

Октябрь

- консультации для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания», «Игрушки для развития речевого дыхания своими руками»;

Ноябрь

Оформление папки – передвижки «Дышим правильно – говорим легко»

декабрь

Семинар – практикум «Сплошное надувательство»

февраль

Индивидуальные консультации с родителями

В течение года

Работа с педагогами

  - оснащение предметно – развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки);

октябрь

- консультация «Речевое дыхание –основа правильной речи»

ноябрь

- презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей

февраль

Заключительный этап

- презентация продуктов проекта

март

- разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания

(см. приложение)

апрель

Предполагаемый результат проекта: дети научатся правильному речевому дыханию, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Конечным продуктом проекта будет являться: - Сформированная устойчивая мотивация детей к речевой самореализации. - Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе
- Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушения

Возможные риски:

Нежелание родителей участвовать в анкетировании, индивидуальных беседах и консультациях.

Пассивное участие родителей в родительском клубе.

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки. 

Литература:  

 

 1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.

 2.Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.

 3.Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

Волкова Г.А. Логоритмическая гимнастика. М.: Владос,2003

Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М: Просвящение, 1979

Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»

Новиковская О.А. Логоритмика для детей дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей . – СПб.: Издательство «Кроно.Век.», 2012

5.«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова


Приложение

Картотека упражнений на формирование речевого дыхания

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

Данная картотека содержит упражнения со звуками  для развития речевого дыхания, тематические упражнения  и упражнения для развития физиологического дыхания....

Картотека упражнений для развития речевого дыхания

laquo;Речевое дыхание — основа правильной речи»...

Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.

В статье представлены упражнения для формирования центральной воздушной струи при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников с фонетическим недоразвитием речи....

Упражнения для формирования речевого дыхания

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы....

Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.

Работа над речевым дыханием является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда над фонетической стороной речи. Мне бы хотелось поделиться приемами работы по формированию центральн...

Упражнения по формированию речевого дыхания

Упражнения по формированию речевого дыхания...