ПЕРЕЛЁТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Формирование лексико-грамматических средств языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фронтальное занятие в подготовительной группе на тему: "Перелётные и зимующие птицы" | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фронтальное занятие в подготовительной группе на тему:
ПЕРЕЛЁТНЫЕ И ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Тема: Перелётные и зимующие птицы
Цель: Формирование лексико-грамматических средств языка.
Задачи:
- Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы «Перелётные и зимующие птицы».
- Практическое усвоение навыков словоизменения (именительный и винительный падежи единственного числа имён существительных, родительный и творительный падежи единственного и множественного числа имён существительных).
- Развитие слухового и зрительного внимания, логического мышления.
- Развитие регулирующей функции речи (поэтапное усложнение инструкций).
Лексический материал:
Воробей, ворона, сорока, голубь, журавль, синица, снегирь, сова, дятел, грач, скворец, ласточка, утка, цапля, насекомые, лягушки, рыба; семена шишек, крошки хлеба, ягоды рябины; перелётные птицы, зимующие птицы.
Я выбрал воробья (ворону, сороку и т.д). Я увидел сову (дятла, синицу и т.д.). Воробьи питаются зернами и хлебными крошками. Снегири питаются ягодами рябины. Синица питается зерном. Совы питаются мышами. Дятлы питаются семенами шишек. Синицы питаются крошками хлеба и салом. Ворона питается хлебом, рыбой и мясом. Сорока питается насекомыми, мышами и лягушками. Ко мне на кормушку прилетела стайка воробьев (снегирей, галок, ворон, синиц, сорок и т.д.)
Слова, сложные по семантике: персона, добыча, повадка, насекомое, зимующие, экскурсия, сероватая, вороватая, говорливая, обитают, добывают.
Слова, сложные по слоговой структуре: экскурсия, сероватая, вороватая, хрипловатая, красногрудый, чернокрылый, длиннохвостая.
Наглядный материал: предметные картинки с изображением перелётных и зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, голубь, журавль, синица, снегирь, сова, дятел, грач, скворец, ласточка, утка, цапля), картинки с изображением леса поздней осенью, раздаточные картинки с изображением корма для птиц (крошки хлеба, насекомые, лягушки, рыба, ягоды рябины, шишки), раздаточные картинки с изображением птиц (воробей, ворона, сорока, голубь, журавль, синица, снегирь, сова, дятел, грач, скворец, ласточка, утка, цапля), кормушка.
Ход занятия
- Организационный этап.
- Первыми сядут те дети, которые отгадают мои загадки.
(отгадки сопровождаются демонстрацией картинок)
Загадки. Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто же это? (воробей) | Верещунья, белобока, И зовут её … (сорока) |
Окраской - сероватая, Повадкой - вороватая, Крикунья хрипловатая- Известная персона. Кто она? (ворона) | Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Целый день по пашне вскачь, И зовётся птица … (грач) |
Листья падают с осин, Мчится в небе острый клин (журавли) |
- Обучающий этап
- Как назвать всех, о ком были загадки, одним словом? О ком мы будем сегодня говорить?
Далее проводится работа над семантикой слов:
Повадка — особенность поведения данной птицы, чем ее поведение отличается от поведения других птиц. Вороватая — любит красть все подряд. Персона — важная, большая птица. Верещунья – много и громко кричит.
- Ребята, вы правильно, догадались, мы сегодня поговорим о птицах. Скажите, как называются птицы, которые с наступлением зимы улетают на юг, в теплые края? Правильно, перелетные. А почему они улетают?
- Есть такие птицы, которые зимой находят себе корм в лесу или вблизи человеческого жилья и остаются зимовать в наших краях. Такие птицы называются зимующими. Многих из них вы видели на улицах нашего города.
Демонстрируются картинки, изображающие перелетных и зимующих птиц.
- Выбери картинку с изображением зимующей птицы и скажи, кого ты выбрал.
Я выбрал воробья.
«Экскурсия в лес».
- Некоторые из этих птиц живут в лесу. Я предлагаю вам совершить увлекательное путешествие-экскурсию в осенний лес и посмотреть, как там живут птицы.
Демонстрируются картины с изображениями осеннего леса и рядом совы, синиц, дятла, сороки и т.д.
- Тихо, смотрите не спугните птиц. Вот слышится стук далеко в лесу. Тук-тук-тук. Это дятел долбит крепким клювом дерево, чтобы достать насекомых. Зимой ему придётся есть семена, которые он достаёт своим длинным клювом из шишек. А вот поют свою песенку синички: «сии-сии-сии». Весело перелетают с ветки на ветку. Синички – красивые птички с жёлтым брюшком, белыми щёчками и чёрной шапочкой на голове. Они живут в лесу, а зимой прилетают к нашим домам. Они будут клевать всё, что вы им дадите: зерно, крошки хлеба, кусочки сала.
А вон среди густых веток тихо сидит и вертит большой головой во все стороны сова. У неё приплюснутый, короткий клюв, большие глаза; она хорошо видит и слышит, бесшумно летает, а охотиться только ночью. А вот ещё летят какие-то птицы…
- Подскажите мне, что за птица
Загадки. Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери! И вдруг- вспорхнули яблоки. Ведь это … (снегири). | Всю ночь летает пестрая, Мышей добывает, А станет светло — Летит в дупло, (сова) |
Я по дереву стучу, Червяка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Все равно он будет мой. (дятел) | Непоседа, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая… (сорока). |
Физкультминутка
- Ребята, мы с вами долго гуляли по лесу, замерзли, давайте погреемся:
- Внимательно слушаем и изображаем называемое действие.
Как у наших у ребят Ножки весело стучат Топ-топ, топ-топ. Ножки весело стучат. | А потом вприсядочку Пляшут дети рядышком. Книзу-кверху, раз и два — Вот как пляшет детвора. |
А устали ножки Хлопают ладошки, Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп Хлопают ладошки. | В стороны руки: ими помашем Это к нам птицы летят Как они сядут, тоже покажем: Руки в замок и назад. |
Поиграем мы немножко Да похлопаем в ладошки. Пальчики мы согреваем - Их сжимаем, разжимаем. | Полетела птица-мать Малышам жучков искать. Полетела, полетела, на ... села (на головку, на плечи, на колени, на живот, на затылок и т.д. |
Логопед выполняет некоторые действия не в соответствии с называемыми.
- Назовите, каких птиц мы с вами увидели на лесной поляне.
Я увидел сову (дятла, синицу и т.д.).
- Закрепляющий этап.
Игра «Чем питаются птицы».
Демонстрируются картинки, на которых изображены зимующие птицы, а в центре корм, которым они питаются в разное время года.
- Выберите корм, каким питается каждая птица.
Воробьи питаются зернами и хлебными крошками.
Снегири питаются ягодами рябины.
Игра «Кормушка».
- Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе. Мы кормушку смастерили и столовую открыли.
Демонстрируется кормушка с прорезями для крепления птиц.
- Назовите, какие стайки птиц прилетели к вам на кормушку.
Ко мне на кормушку прилетел воробей, а к тебе?
Ко мне на кормушку прилетела стайка воробьев (снегирей, галок, ворон, синиц, сорок и т.д.)
Игра «Четвёртый лишний»
- Назовите, какая птица лишняя. Почему?
Воробей, сорока, журавль, синица; голубь, дятел, ворона, грач; скворец, снегирь, журавль, утка; галка, сорока, ворона, цапля; воробей, ворона, сова, голубь.
- Итог
- О ком мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали о птицах? Где мы побывали?
- Вспомните, какие птицы прилетали к нам на кормушку? Какие птицы зимуют в лесу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме: «Перелётные и зимующие птицы»
Конспект логопедического занятия в старшей группе №1 (первый год обучения)Лексическая тема: «Перелётные и зимующие птицы».Логопедическая тема: «Уточнение артикуляции гласных звуков: А, О, У, И»....
Конспект коррекционного часа на тему "Перелётные и зимующие птицы" в подготовительной с ОНР группе
Задачи:- развитие внимания, мышления, памяти.- совершенствование мелкой моторики рук.- активизация словаря по теме «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».- отработка согласования числительного с существ...
Комплексное занятие «Перелётные и зимующие птицы».
Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностны...
Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"
Конспект НОД по "Социально-коммуникативному развитию" в старшей группе "Перелётные и зимующие птицы"...
Конспект открытого мероприятия в старшей группе по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы».
Конспект открытого мероприятия по лексической теме:: «Перелётные и зимующие птицы»....
2015.01.04. Презентация "Перелётные и зимующие птицы"
2 слайд: Перелётные птицы - те , которые ежегодно совершают перелёты от родных мест к местам зимовок и обратно Первые вестники весны - грачи, скворцы.3 слайд: Черный, проворный, кричит: “Крак&rd...
Презентация перелётные и зимующие птицы для Доу
Перелётные и зимующие птицы для Доу...