"Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц"
презентация по логопедии по теме
Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika_iz_opyta_raboty.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
К . Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Что такое мнемотехника. Мнемотехника- это технология развития памяти Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами , Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями , Глухов В. П. – блоками-квадратами , Большева Т. В. – коллажем , Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию Приёмы мнемотехники : - Модели (условно-схематичные, двигательно- сериационные , временно-пространственные, схематичные, силуэтные, символические изображения); - картинография ; - коллажи; - планы-схемы; - мнемотаблицы .
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. обогащения словарного запаса, описания предметов, картинок, картин при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Я их использую для:
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - последовательность рассказа, - лексико-грамматическую наполняемость рассказа . Одновременно решают следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного; кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы; перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному . Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас. Начинается работа с простейших мнемоквадратов , последовательно переходя к мнемодорожкам , и позже - к мнемотаблицам .
светит, греет, лучится, сияет и т. д растет, шумит, зеленеет, ветвистое, высокое ? светит, греет, лучится, сияет ? ? Формирование словаря Какой? какая? что делает? … ?
- через символ «глаз » дети учатся вычленять признаки цвета, формы, величины, места нахождения, способа передвижения; - через символ «рука» — фактурные признаки предмета (твердый, гладкий, пушистый ит.д.); - через символ «рот» — вкусовые ощущения через символ «ухо» — способы обнаружения предмета. И т.д.
Простейшие символы в мнемотехнике
Тема « Игрушки» 1. Цвет. (Какого цвета игрушка?) 2. Форма. (Какой она формы?) 3. Мячи. (Какого размера игрушка?) 4.Образцы материала. (Из какого материала сделана игрушка?) 5. Детали . (Назови ее детали.) 6. Рука. (Как с этой игрушкой можно играть?) Моя самая любимая игрушка - это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. Машина сделана из железа. У неё есть кузов, кабина, колеса, фары. В кабине имеются руль и сиденья. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.
СОСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОГО ПЛАНА РАССКАЗА НА ТЕМУ «НАСЕКОМЫЕ» Солнце. (Времена года: весна и лето.) Луг. (Насекомые на лугу.) Улей. (Пчелы.) Муравейник. (Муравьи.) Бабочка. (Стадии развития бабочки.) Человек. (Какую пользу приносят насекомые?)
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях аналогично строится работа по обучению детей выделению и описанию признаков явлений природы по теме «Времена года». Содержание символических изображений: «солнце», «небо», «земля», «деревья», «птицы», «звери», «люди».
Составить рассказ о своей семье. Ребенок. (Твое имя.) Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.) 3. Молоток. (Профессия папы) 4. Фартук. (Профессия мамы.) 5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.) 6. Рука. (Кто помогает тебе?) Меня зовут Соня. Моя мама Елена Викторовна, а папа — Николай Анатольевич. У меня есть старшая сестра Катя. Мама работает в школе а папа бухгалтером. Моя бабушка Светлана Ивановна умеет печь вкусные пироги и плести ажурные салфетки. Дедушка Виктор Васильевич подстригает деревья и косит траву в саду. Дедушка и бабушка проводят со мной много времени – мы играем в мяч, катаемся на велосипедах, ходим в парк . Они помогают мне . Я очень люблю мою семью.
Мнемозагадка «Машинка» Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она твердая. У нее есть кабина, кузов, колеса. Этой игрушкой играют мальчики.
Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень; Использование метода мнемотехники позволяет значительно повысить уровень развития речи у детей и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей
•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. •Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится...
Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...
Методические рекомендации «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков» для воспитателей и родителей
Мнемотехника- это технология развития памяти•Мнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.•Использование мнемо...
Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи мнемотаблиц
Мнемотехника- это технология развития памятиМнемотехника- это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Суть мнемосхем заключается в сл...
« Технологии развивающего обучения для развития речи детей. «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
Актуальность обучения детей составлению описательных рассказов – несомненна. Я работаю над приёмами работы с мнемотаблицами, составлению рассказов по символам, алгоритмам....
Методические рекомендации для воспитателей и родителей «Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
Что такое мнемотехника. Составление описательных рассказов при помощи опорных графических схем-рисунков. Рисование детьми графических схем (планов) по описательному рассказу (перекодировка). Рисо...
«Обучение дошкольников составлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»
laquo;Обучение дошкольниковсоставлению описательных рассказов при помощи опорных схем-рисунков»...