Оптимизация речевого развития в процессе использования дидактических игр с математическим содержанием в совместной деятельности детей с ОНР и учителя-логопеда
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Трушникова Алла Геннадьевна

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и ФГОС к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является не только речевое, но и математическое развитие детей предшкольного возраста. В соответствии с ФГОС к структуре основной общеразвивающей программы «содержание включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей»,  она  должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, … «в содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов образовательных учреждений» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптимизация речевого развития в процессе использования дидактических игр с математическим содержанием в совместной деятельности детей с ОНР и учителя-логопеда

А.Г. Трушникова

учитель-логопед,

МБДОУ "Детский сад № 8 комбинированного вида",

                                                                                                          г. Исилькуль 

Омская область

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и ФГОС к обновлению содержания дошкольного образования диктуют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является не только речевое, но и математическое развитие детей предшкольного возраста. В соответствии с ФГОС к структуре основной общеразвивающей программы «содержание включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей»,  она  должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей, … «в содержании коррекционной работы должно быть отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов образовательных учреждений» [п 3.4].

Специалисты по детской речи (Н.В. Нищева) отмечают, что у детей с патологией речи, как правило, частично сформированы базовые психические функции, необходимые для полноценного развития речи. Поэтому, в логопедическую работу необходимо включать упражнения  по развитию внимания, памяти, восприятия, мышления и продолжать эту работу на протяжении всего периода обучения.

Особый интерес представляет поле математической деятельности,  поскольку для успешного усвоения счётных операций, прежде всего, необходимо овладеть определённым лингвистическим уровнем. Чтобы воспринимать математические определения, понимать суть арифметических задач ребёнок должен овладеть необходимым запасом слов, точно определять логико-грамматические связи между словами и предложениями, владеть определённым уровнем сформированности лексико-грамматического строя речи.

Анализируя научно-методическую литературу, мне удалось выявить, что вопрос коррекции речи с применением в работе учителя-логопеда дидактических игр и упражнений с математическим содержанием   недостаточно освещён, что вызывает у практиков определённые трудности и поэтому актуален.  

Работа по развитию речи проводится одновременно с задачами по формированию у детей «элементарных математических представлений» на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных и логоритмических  занятиях, а также дома с родителями в виде заданий в индивидуальных тетрадях.

Эта работа может проводиться  на различных этапах коррекционного занятия - прежде всего это зависит от целей занятия или конкретных задач каждого этапа.

Планируя коррекционную работу в своей группе, я вместе с воспитателями придерживаюсь следующих правил:

1.   Программное содержание по математике перекликается с речевой темой.

2. Параллельно с развитием математических представлений большое внимание на этих занятиях уделяется речевому развитию лексике, фонетике, грамматике (согласование в роде, числе, падеже).

3. Подбор речевого материала осуществляется с учетом произносительных возможностей ребёнка.

Проведённый анализ содержания учебного материала позволяет  структурировать его и выделить три основных этапа логопедической работы  использования системы приёмов по формированию элементарных математических представлений на занятиях по:

- обучению грамоте;

- формированию лексико-грамматических средств языка развитию связной

  речи;

      - формированию звукопроизношения.

Знакомство с математическими понятиями можно проводить на индивидуальных занятиях по развитию словарного запаса и формированию правильного звукопроизношения. Например,  автоматизацию звука «Р» воспитанник может отработать на материале подбора родственных слов к слову «квадрат» или «круг».

На доске появляется картинка  со словами-родственниками к слову «круг». Проводится беседа по картинке, детей просят с помощью наводящих вопросов придумать слова похожие на к слово «круг», например:

  • назовите круг ласково ? (кружок)
  • если круг не один, а их много их называют? (круги)
  • мяч по форме какой? (круглый)
  • снег в воздухе что делает? (кружится)
  • дети начертили циркулем в тетради? (окружность)
  • район города, в котором много школ и детских садов?(округ)

Аналогичная работа проводится со словом «квадрат». Эти же слова можно включить для отработки звука «Р» в предложениях.

      Игры по ФЭМП можно проводить и в зависимости от лексических тем. Например, тема: «Человек» или «Транспорт», «Овощи, фрукты». Можно организовывать игры на закрепление разных задач.

«Скажи чего у тебя -1, 2 , 5 много» (у меня 1 голова, 1 нос и т.д., у меня 2 глаза, 2 руки и т.д., у меня 5 пальцев, у меня много зубов)

«Сколько у одного человека и у трёх человек разных частей тела?»

(У одного человека одна голова, две ноги, две рук, одна спина, один живот и т.д.),(У трёх человек 3 головы, три спины, три живота, шесть рук, шесть ног и т.д.)

«Сколько у машин колёс, шин, кабин, фар, рулей? “Сколько яблок, вишен, грибов?»

        Работая практически по любой лексической  теме,  мы выполняем дидактические упражнения по согласованию сначала числительного с существительным, а в подготовительной группе-  числительного с прилагательным и существительным, например, работая по теме «Дикие животные» можно предложить игру «Сосчитай серых волков, рыжих лис и т.д.» (один серый волк, два серых волка, три, четыре серых волка, пять серых волков и т.д.).

        На занятиях по обучению грамоте использую игровое задание «Расшифруй заколдованное слово» - на закрепление знаний о геометрических фигурах, развития внимания, звукового синтеза слов. Предлагается образец с геометрическими фигурами, в которых нарисованы буквы. Детям предлагается карточка с геометрическими фигурами, в которые они должны вписать нужные буквы и назвать слово или прочитать цепочку букв.

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/658988/img1.gif

Кроссворды “Поменяй буквы в словах так, как подсказывают цифры” - на закрепление звукового синтеза слов и последовательности чисел. Например:

2

4

1

3

у

т

к

с

Получается слово “КУСТ”.

         Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками использую самые различные виды:

        - логические упражнения, требующие умозаключений, построенных на основе логических схем и правил;

        - стихи, считалки, скороговорки, поговорки с математическими элементами;

        - загадки, в которых содержатся математические элементы в виде термина;

        - игры на формирование пространственных и временных понятий;

        - лабиринты- упражнения, выполняемые на наглядной основе и требующие сочетание зрительного и мыслительного анализа, точности действий, для того, чтобы найти кратчайший и верный путь от начальной к конечной точке, например: «Как мышонку выбраться из норки?» или «Помоги рыбакам распутать удочки».

       Также в работе использую развлечения: головоломки, ребусы, игры на пространственное преобразование и другие.

        Дети с той или иной степенью общего речевого недоразвития испытывают особые трудности при употреблении существительных в сочетаниях со словами “много”, “мало”  и количественными числительными. Например: игра «Стук-стук» - на понимание и называние числительных, развитие количественных представлений и формирование слухового внимания. Для данной игры используются музыкальные инструменты (барабан, бубен),  логопед ритмично стучит по барабану (бьёт в бубен), а  ребёнок слушает удары с закрытыми глазами. Затем столько же раз должен подпрыгнут, похлопать в ладоши или постучать по барабану. Остальные дети следят за правильностью исполнения и называют, сколько раз прыгнул, прохлопал, простучал.

Таким образом, в результате умелого использования строгой системы заданий и упражнений, сочетания словесных, наглядных и практических методов обучения позволяет расширить пассивный и активный словарный запас за счёт развития практических навыков использования  математических представлений у детей с ОНР и  является средством комплексного воздействия на развитие детей. Интеграция образовательных областей  по речевому развитию и ФЭМП в работе учителя-логопеда осуществляется на основе мыслительных операций анализа, сравнения и синтеза, обобщения и  требуется для успешного усвоения математики и других учебных предметов в школе.

Представленная методическая система имеет в образовательном процессе положительный эффект и применима как в дошкольных учреждениях, так и в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка родителям по теме: "Организация совместной деятельности с ребёнком по рекомендациям учителя-логопеда".

Предложены практические советы для родителей детей с нарушениями речи по организации совместной деятельности с ребёнком дома по рекомендациям учителя-логопеда. Цель-включение родителей в педагогически...

Использование игрового оборудования для организации самостоятельной и совместной деятельности детей раннего возраста.

Методическая разработка о вариантах использования игрового оборудования в группе раннего возраста....

"Картотека развивающих игр с математическим содержанием для совместной деятельности.Блоки Дьенеша.

Картотека развивающих игр с математическим содержанием для совместной деятельности...

"Картотека развивающих игр с математическим содержанием для совместной деятельности.Палочки Кьюзинера"

quot;Картотека развивающих игр с математическим содержанием для совместной деятельности....

Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

Сущность дидактических игр заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Их цель – содействовать формированию познав...

Консультация: Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе использования развивающих игр математического содержания в совместной деятельности педагога с детьми

Консультация включает в себя систему игр и упражнений направленные на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста...