Задержка речевого развития.
консультация по логопедии на тему
Что необходимо сделать для запуска речи в норме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_zapustit_rech_v_norme.docx | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Задержка речевого развития.
В последнее время очень часто встречаются дети с задержкой речевого развития, на что же необходимо обратить внимание. Информация с семинара логопеда Татьяны Николаевой.
Чтобы запустить речь в норме:
1. Нужна безопасность - любая сепарация младенца от мамы - это опасность. Может затормозить возникновение речи. Родители должны быть доступны для общения и ресурсны.
2. Хорошо адаптированная мама , без тревожности.
3. Свобода эмоций, позволяйте ребёнку не только улыбаться, но и злиться, и погрустить - дети после года способны пережить грусть без соски, груди, укачиваний. Это важно - уметь проживать свои эмоции.
4. Игра с родителями - именно эмоциональная игра, а не игровые занятия! Без начала и конца, без оценки, в ярких эмоциях, без «правильно» и «неправильно». СВОБОДНАЯ игра.
5. Главное для запуска речи - это эмоциональное общение с близкими взрослыми, а не карточки и занятия.
⠀
Речь - это вершина айсберга. Если не запускается речь, то явно есть проблемы глубже.
Слово - это вербальное выражение, относящееся к определённому образу, предмету или действию. Просто «бам» - это не слово. А если «бам» ребёнок говорит только, когда видит банан - то слово . Необязательно, чтоб ребёнок говорил слово полностью и правильно, чтобы засчитать его.
⠀
ЕСЛИ РЕБЁНОК НЕ ГОВОРИТ ПОСЛЕ ДВУХ ЛЕТ:
Принять, что ребёнок НЕ МОЖЕТ говорить.
Ему не лень, он не вредничает, а НЕ МОЖЕТ.
Помочь ребёнку обращаться без речи, карточки показывать, например.
Идите к специалисту и начинайте коррекцию.
Основную коррекцию проводите вы - родители! - а не специалист. Как хирург делает операцию, а близкие потом дают лекарства и ухаживают.
Не заставляйте ребёнка говорить, не мучайте постоянными «Скажи, повтори!» - это огромный стресс для него.
Не задавайте вопросы, на которые ребёнок не может ответить. Например «Что ты чувствуешь ?», не каждый взрослый может ответить на этот вопрос.
Не надо бесконечно звать ребёнка по имени и тем более пугаться, если не реагирует. Даже мужья иногда не реагируют, не то что ребёнок в 2-5 лет. Если зовём, то не просто «Аня!», а должен быть конкретный призыв «Аня, подойди», без НЕ.
Не стоит долго ждать. Истории про «молчал до 5 лет, а потом заговорил как гений», не такие частые, как кажется.
Не возлагайте надежды на сад. Отвести взрослого неговорящего ребёнка в сад - это как отвезти неходячего в торговый центр и сказать «Захочешь попасть домой - научишься ходить, встанешь и пойдёшь»
Вторым языком лучше заниматься тогда, когда правильно формируется родной язык. Обычно это после трёх лет. До трех лет изучение второго языка - это русская рулетка.
Медикаменты только после трёх месяцев интенсивной работы логопеда, которая не помогла.
Ребенок должен уметь висеть и залезать. Подниматься и спускаться по лестницам. Прыгать. Перешагивать предметы.
Стадия ползания важна для развития речи. Если ребёнок эту стадию пропустил, то сводите к нейропсихологу.
Ребёнок должен есть сам. Если ребёнка в 4 года кормят пюреобразной пищей - это проблема. С года самостоятельная еда цельной пищей!
Прислушиваться к темпам и ритмам - как тикают часики , как звучит мотоцикл, читать стихи и тд.
Учите ребёнка делать одно и то же быстро и медленно в игровой форме.
Сдувать со стола через широкую трубочку не ватку, а каштаны, то есть что-то потяжелее.
Поильники - вред, ребёнку не нужны, нужны только родителям. Провоцирует межзубное произношение и вываливание языка. Лучше пить из чашки и из трубочки.
Если ребёнок водой из чашки захлебывается, начните с разжиженного пюре.
Дети путают «Мама» и «папа» не потому, что не понимают, кто есть кто, а только потому, что М и П - похожие звуки. Ничего страшного.
Логопедический массаж начинать в первый же приём логопеда неэтично ! Нельзя лезть в рот к ребёнку, который к вам не привык.
Стимулируйте вестюбюлярную активность (качели, карусели, фитбол, баланс).
Дайте ребёнку ходить в резиновых сапогах 45го размера, выполнять в них какое-то действием например, развешивать белье - отлично для активных детей.
Обязательно делайте «кучу-малу» с детьми, тискайтесь, обжимайтесь.
Как можно больше тактильных ощущений, консистенцию! Готовьте с ребёнком пищу, пусть возится в тесте и фарше и тд. Особенно, если есть проблемы с питанием!
Хорошо гладить вибрирующими игрушками лицо ребёнка. Расслабляюще действует на мышцы лица. Есть логопедические вибрирующие тренажеры.
Дайте иногда поносить тяжеленькое, сова нянька хорошо, для гиперактивных особенно.
Учите детей отталкиваться руками и ногами, вылезать из препятствий
Изучайте ароматы - апельсин, ваниль, корица, кофе, сухие листья и тд.
Если ребёнок не любит пазлы, вкладыши и тд, может быть не потому, что ему скучно, а потому что не развита зрительная активность. Развивать через игры на липучках, «найди такой же» и тд.
Учите различать бытовые шумы, привлекайте внимания к звукам, слушайте РАЗНУЮ музыку.
Детям, которые плохо одеваются, хорошо включать их любимую музыку в этот момент. И это не обязательно Моцарт.
Начните с 5 минут в день проговаривать с ребёнком в своей речи каждое окончание, каждый предлог. Играть в диктора ))).
Никакого обучения букв и чтения, пока ребёнок не усвоит звуки!!! Не буква МЭ, а звук М. Не КА, а К. И т.д.
Убрать говорящие азбуки до школы. Только когда ребёнок на слух научиться различать звуки, только тогда он успешно и легко научиться читать и писать. Наша взрослая речь для ребёнка - это как для нас рецепт торта на английском языке. Что-то мы уловим, конечно, но далеко не всё . Поэтому не бойтесь, если ваша речь будет примитивной. Не всегда, но обязательно должны быть моменты, когда мы общаемся на доступном РЕБЕНКУ языке.
Ребёнок должен уметь просить. «Хочу пить» - это не просьба. Не надо на эту фразу сразу давать чашку с водой. Лучше ответить «Ты не попросил». Если он на это не понял и продолжает говорить «Хочу пить», будьте внутренним голосом ребёнка и скажите как бы за него «Дай мне чашку с водой, пожалуйста».
Ни в каком виде не искажать слова
«Масинка, сюсю, мусю». Это ситуация билингвизма. Вы с ребёнком на одном языке говорите, сюсюкаете, а папа приходит с работы и не сюсюкает. Это как два языка.
КАК ВЫБРАТЬ ЛОГОПЕДА?
- Помните, что логопед - это не врач, а педагог!
- У логопедов есть специализации: кто-то работают с вызыванием речи, кто-то с речевыми нарушениями (заикание, алалия, дизартрия и тд), кто-то с развитием речи и тд. Ищите под вашу конкретную задачу!
- ОНР - общее недоразвитие речи. Ищите логопеда, который не просто поставит такой диагноз, а объяснит, в чем конкретно проблема, что за нарушение. ОБЩЕЕ - ни о чем!
- Обратите внимание, хорошо ли логопед объяснил родителям диагноз? Или отказался обычным ОНР?
- Сделал ли программу действий «За месяц мы научимся сдувать каштан со стола, за два - звать маму» и тд или просто сказал «Ну, будем заниматься».
Литература в помощь:
- Новикова Е.В. «Логопедическая азбука»
- Кипхард Э. «Как развивается ваш ребёнок?»
- Косинова Е.М. «Уроки логопеда»
- Ткаченко Т.А. «Логопедические упражнения»
- Новикова Е. «Секреты предлогов и падежей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задержка речевого развития или задержка психоречевого развития
Данный материал отражает разницу между ЗРР и ЗПРР. Здесь вы узнаете:Когда ребенок должен начать говорить?Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?В чём различие задержки ...
Развитие правильных речевых навыков дошкольников с задержкой речевого развития.
Это важно родителям!!!...
Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье
Консультация для родителей...
«Задержка речевого развития. Что это такое? Работа воспитателя с детьми с отставанием в речевом развитии. Сообщение из опыта работы»
Наиболее чувствительный, или сензитивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего умственного, физ...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...
Практические советы родителям детей с качественными нарушениями речи (расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственной отсталости, задержках речевого развития невыясненной этиологии)
Основные советы родителям "неговорящих" детей....
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к ре...