Артикуляционная гимнастика для логопеда
учебно-методический материал по логопедии на тему

Барабонина Анна Андреевна

Артикуляционная гимнастика для учителей-логопедов,воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_g.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.
Статические упражнения.

  1. «Улыбочка» или «Заборчик»

Губы растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы.

Губы удерживать в таком положении следует 10-15сек.

  1. «Трубочка»

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10-15 сек.

  1. «Лопаточка»

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

  1. «Иголочка»

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

  1. «Сердитая кошечка» или «Горка»

Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.

  1. «Парус»

Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.

  1. «Чашечка»

Рот широко раскрыт, широкий кончик языка приподнят, подтянуть его к верхним зубам (но не касаясь их), боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 3-4 раза.

  1. «Грибок»

Цокаем язычком как лошадка, делаем это действие медленно и затем присосать к небу. Рот открыт, губы слегка растянуты, видна подъязычная связка. Удерживаем в таком положении язычок на счет от 1 до 15.

  1. «Окошко» или «бублик»

Губы округлены и чуть выдвинуты вперед. Зубы сомкнуты.

Для хорошей переключаемости движений чередовать выполнение упражнений для губ («Улыбка» — «Трубочка», «Улыбка» — «Бублик»), меняя порядок.

Динамические упражнения.

  1. «Улыбка-дудочка»

Губы растянуты в улыбке, зубы заборчиком, затем губы складываются в трубочку. Мимика помогает ребенку принять рассерженный вид. Выполнять 5-7 раз.

  1. «Помыть нижний заборчик»

Губы растянуты в улыбке. Рог приоткрыт. Кончиком языка «моем» нижние зубы (корневую шейку зубов). Внимание, нижняя челюсть не двигается!

  1. «Помыть верхний заборчик»

Г убы растянуты в улыбке. Рот приоткрыт. Кончиком языка «моем» нижние зубы (корневую шейку зубов).

  1. «Трубочку влево, вправо и по кругу»

Сделали губы трубочкой. Поворачиваем трубочку налево, затем направо. Делаем таким образом 5-7 раз. Нижняя челюсть не двигается.

  1. «Утиный клювик».

Губы сложены трубочкой. Щеки втянуты, губы несколько расслабляются и производят смыкательные и размыкательные движения.

  1. «Шторки».

Рот приоткрыт, нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя приподнимается, открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа опускается, открывая нижние зубы, а верхняя губа опускается, закрывая верхние зубы. Выполнять 5-6 раз.

  1. «Лошадка»

Пощелкивание производится с изменением темпа (медленно- быстро- очень быстро). Выполнить 10-15 раз.

  1. «Лошадка + Улыбка-дудочка»

Пощелкивание производится с изменением положения губ Выполнить 10-15 раз.


  1. «Гармошка»

Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Нижнюю челюсть поднимать- опускать. Выполнять 5-6 раз.

  1. «Маляр»

Широко раскрыть рот. Широким кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.

  1. «Дятел»

Широко раскрыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произносит звук «д», подражая дятлу: д-д-д- Д-Д (15- 20 секунд).

  1. «Покусывание кончика языка», (самомассаж язычка).

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика и до середины языка и обратно до кончика производится 8-10 раз.

  1. «Катание шарика»

Губы сомкнуты, язык делает круговые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движение выполняется сначала по часовой стрелке (5-6 кругов); потом против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.

  1. «Конфетка»

Рот закрыт, челюсти разомкнуты. Кончик языка упирается а одну щеку, затем в другую. Делать 5-7 раз. Челюсть не ходит.

  1. «Часики»

Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик- так, тик-так, тик-так. Время выполнения- 20 секунд.

  1. «Качели». Высунуть узкий язык изо рта. Попеременно тянуться им то к носу, то к подбородку.
  1. «Мясорубка»

Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Преодолей сопротивление широким язычком. Кончик язычка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед необходимо как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.

  1. «Прятки»

Рот широко открыт, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов, затем она опускается, «прячется».

  1. «Вкусное варенье»

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

  1. «Змейка». Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык максимально выдвигать вперед, а затем убирать в глубь рта.
  2. «Индюки». Широким передним краем языка производить ритмичные движения вперед-назад по верхней губе, произнося с голосом звукосочетания бл-бл-бл...Постепенно убыстрять темп.

Артикуляционная гимнастика №2 (для развития дикции).

«Трубочка» челюсти плотно сомкнуты; вытянуть губы «трубочкой» и напрячь их. Упражнение длится от 30 сек. до 1 минуты.

«Иголочка 1» упирается в нижние зубы (корни), как бы прокалывая их с внутренней стороны. Выполнять 20-30 сек.

«Иголочка 2» упирается в верхние зубы (корни), как бы прокалывая их с внутренней стороны. Выполнять 20-30 сек.

«Горка» кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны; середина языка выгнута и касается верхнего неба (язык напряжен); держать язык в таком положении от 30 сек. до 1 минуты.

Мягко опустить до отказа нижнюю челюсть (проверяя пальцем образование околоушной впадины), затем закрыть рог. Повторить упражнение 8-10 раз.

Сжать челюсти как можно сильней, затем расслабить их, мысленно «подвесив» к нижней челюсти гирю. Повторить упражнение 6-8 раз.

Опустить подбородок на ладонь, собранную в кулак, упираясь в кулак нижней челюстью, давить на него; одновременно кулак «давит» на


нижнюю челюсть. Повторить упражнение 8-10 раз (расслабляет нижнюю челюсть).

Нижняя челюсть слегка опущена вниз; плавное движение челюсти вправо, влево, вперёд, назад; круговые движения нижней челюстью в правую и в левую стороны (не допускать резких движений). Повторить упражнение 10-20 раз.

«Трубочка 2» вправо-влево (на большой скорости). Выполнять упражнение от 30 сек. до 1 минуты.

«Трубочка 3» вверх-вниз (на большой скорости). Выполнять упражнение от 30 сек. до 1 минуты.

«Поцелуй» «трубочка» - вправо - поцелуй, влево-поцелуй. Выполнять упражнение от 30 сек. до 1 минуты.

«Скольжение 1» натянуть верхнюю губу на верхние зубы затем плавно приподнять ее «на» улыбку; начинать упражнение нужно плавно, медленно, постепенно увеличивая скорость. Повторить 8-10 раз.

«Скольжение 2» натянуть нижнюю губу на нижние зубы затем плавно оттянуть ее вниз. Повторить 8-10 раз.

«Скольжение 3» рот полуоткрыт, одновременно натянуть на зубы верхнюю и нижнюю губы, затем плавным, скользящим движением раскрыть губы «на улыбку». Повторите 8-10 раз.

«Конфетка 2» упираться языком попеременно в правую и левую щеки (на большой скорости). Выполнять упражнение 1 минуту.

«Часовая стрелка» язык поднять к верхней губе - вправо - к нижней губе - влево. Теперь часы испортились, и часовая стрелка пошла в обратную сторону: влево - к нижней губе - вправо - к верхней губе. Выполнить 8-10 кругов.

Упражнения на развитие речевого дыхания

. «Подуем на султанчики». По сигналу логопеда с силой дуть на султанчики (мелкие фигурки из тонкой бумаги, прикрепленные нитками к палочкам или полоскам картона, например: «листики на веточке», «бабочки» и т.п.) таким образом, чтобы они двигались и шелестели.

2. «Задуем свечу». По сигналу «Тихий ветерок» медленно дуть на пламя, чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» стараться на одном выдохе задуть свечу.

. «Быстрый мяч». Ребенку предлагается сильно дунуть (на одном выдохе) вперед на ватный шарик, лежащий на столе.

  1. «Загоним мяч в ворота». Упражнение выполняется аналогично, но ребенок должен «забить гол» в ворота, по строенные на столе из двух предметов (кубиков и т.п.). Расстояние между «штангами» логопед постепенно уменьшает.
  2. «Фокус». На кончик носа укладывают маленький кусочек ватки. Ребенок должен поднять язык к верхней губе и с силой выдохнуть на ватку. Она должна взлететь вертикально вверх.
  3. «Подуй на лонагку». Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ф] сдуть ватку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА-ЗАЛОГ ЧИСТОЙ РЕЧИ( СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ, ЛОГОПЕДА, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ)

           Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно...

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ. Советы логопеда.

Краткое описание положительных аспектов артикуляционной гимнастики....

Статья:"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии."

В статье говорится о биоэнергопластике,что это, и как её можно использовать на логопедических занятиях.Конспект занятия :"Автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях"....

28.02.2024 Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика. Советы логопеда.»

Речь - психический процесс формирования, передачи и понимания информации посредством языка. В развитии речи ведущую роль занимает артикуляция - работа органов речи для произнесения того или иного звук...

Мастер - класс для родителей по артикуляционной гимнастике учителя-логопеда

Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки ребенка к правильному звукопроизношению. Дети дошкольного возраста еще не очень умеют координировать движения своих органов речи. Для того, чтобы дети н...