Использование сказочных сюжетов в игровых сеансах для стимуляции всех видов коммуникаций у детей с ЗРР
статья по развитию речи по теме
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей имеющих задержку речевого развития. Речевая деятельность, как совокупность процессов понимания и говорения является основой коммуникации, которая также включает и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения). Дети с ЗРР часто испытывают затруднения даже в использовании неречевых коммуникаций, что еще более усугубляет непонимание их сверстниками и не близкими взрослыми. А также может спровоцировать отклонения в формировании их личности (неуверенность в себе, излишнюю стеснительность, повышенную отвлекаемость, агрессивность по отношению к окружающим и др.). Мы предположили, что наиболее эффективным коррекционно-развивающим средством для активизации всех видов коммуникаций у детей с ЗРР, будет использование в игровых сеансах сказочных сюжетов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование сказочных сюжетов в игровых сеансах с детьми с ЗРР | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование сказочных сюжетов в игровых сеансах для стимуляции всех видов коммуникаций у детей с ЗРР.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей имеющих задержку речевого развития. Речевая деятельность, как совокупность процессов понимания и говорения является основой коммуникации, которая также включает и невербальные средства общения (жесты, мимику, пантомимические движения). Дети с ЗРР часто испытывают затруднения даже в использовании неречевых коммуникаций, что еще более усугубляет непонимание их сверстниками и не близкими взрослыми. А также может спровоцировать отклонения в формировании их личности (неуверенность в себе, излишнюю стеснительность, повышенную отвлекаемость, агрессивность по отношению к окружающим и др.).
Мы предположили, что наиболее эффективным коррекционно-развивающим средством для активизации всех видов коммуникаций у детей с ЗРР, будет использование в игровых сеансах сказочных сюжетов. Сказка занимает важное место в работе с детьми. Сказка для ребенка – это маленькая страна, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая её, и проигрывая вместе с взрослым, дети осваивают реальность через мир переживаний и образов. Например, сказка «Репка», «Кораблик» — учит детей быть добрыми, трудолюбивыми. Сказка «Колобок», «Аленушка и лисичка» — как бы предупреждает ребенка: «Не торопись, малыш (колобок, Аленушка), убегать от родителей в незнакомую тебе жизнь (темный лес). Подожди, не рискуй, наберись опыта!»
Максимальный эффект в реализации возможностей детей раннего возраста достигается тогда, когда обучение проводится в форме игры. Педагоги разыгрывают мини-спектакль с помощью кукол, игрушек и таким образом знакомят детей с содержание сюжета, привлекая их в качестве участников. Дети с готовностью выполняют различные поручения и просьбы персонажей, активно им помогают: предупреждают об опасности, спасают от недругов, переживают за них и всячески помогают. В ходе такого игрового сеанса у детей не только обогащается пассивный словарный запас, но и происходит стимуляция всех видов коммуникаций. Это происходит за счет нескольких факторов: во-первых дети настолько увлекаются сюжетом, что начинают чувствовать и вести себя более свободно и уверено; во-вторых, создание проблемных и эмоционально-значимых ситуаций стимулирует как невербальные, так и вербальные комментарии со стороны детей. Также следует отметить, что происходит обогащение просодической стороны речи, ведь герои «говорят» своими голосами, хотя здесь многое зависит от возможностей педагогов: изменять силу, тембр голоса, темп и интонацию при озвучивании персонажей. Если это удается, то отклик детей яркий и эмоциональный.
Кроме того, в игры-сказки и игры-инсценировки легко и органично включаются задания на формирование психофизической среды: психогимнастика (покажи как зайка испугался, как волк рассердился, как Алёнушка обрадовалась и т. д.); релаксация (села птичка на веточку расправила крылышки, стала на солнышке греться); голосовые и дыхательные упражнения (дуем на кораблик, сдуваем колобка, кричим в лесу «Ау»); игры и задания на внимание, зрительную память («кто спрятался?», «займи место на …»), пальчиковые и конструктивные игры, создание художественных образов, через продуктивную деятельность. Такое построение игровых сеансов позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего сеанса. Такие игры-сказки и игры-инсценировки являются, с одной стороны увлекательным зрелищем для детей, а с другой стороны через активное общение ребенка с героями сказки решаются разноплановые коррекционно-развивающие задачи.
Цель игровых сеансов: Создание оптимальных условий для стимуляции всех видов коммуникаций у детей с задержкой речевого развития, используя в игровых сеансах сказочные сюжеты.
Задачи
- Активизировать все виды коммуникаций (речевые и неречевые).
- Развивать коммуникативные и игровые навыки, способствовать успешной адаптации в коллективе.
- Развивать интерес к сказкам, желание сопереживать и помогать сказочным героям. Побуждать малышей участвовать в инсценировке сказок, эмоционально отзываться на происходящие события.
- Формировать познавательную и исследовательскую активность.
- Развивать общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
- Формировать навыки продуктивной деятельности (ИЗО-деятельность, лепка, аппликация) в паре со значимым взрослым или всей минигруппой.
- Повысить родительскую компетенцию, обогатить родительский опыт.
Структура игрового сеанса:
Игровой сеанс проводится двумя педагогами в детско-родительской группе, наполняемостью от 2 до 4х детей в возрасте от 2 до 3х лет.
Конспекты игровых сеансов
Игровой сеанс № 1 по мотивам сказки «Колобок»
Цели:1. Побуждать детей эмоционально откликаться на воспринимаемое содержание, включаться в рассказывание сказки.
2. Развивать коммуникативные и игровые навыки.
3. Развивать общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, ловкость.
4. Развивать внимание, наблюдательность, речь.
5. Продолжать учить идентифицировать плоскостные геометрические фигуры (прямоугольники) по цвету, опираясь на зрительное соотнесение.
Оборудование: Иллюстрированная сказка «Колобок», «чудесный мешочек», резиновые колобки, деревянные ложки на каждого; игрушки: зайчик, волк, медведь, лисичка; листы цветного картона по три на каждого (4-х основных цветов); пластилин.
Ход игрового сеанса
Ритуал приветствия: «Клубочек»
Разноцветный наш клубочек, Очень быстро побежим.
В сказку нас веди, дружочек. По дорожкам и по кочкам,
Мы пойдем с тобой гулять, По оврагам и лесочкам.
Чтобы в сказке побывать. У пенька остановились,
За тобою поспешим, Прямо в сказке очутились.
Педагог рассказывает с показом иллюстраций сказку «Колобок». Дети повторяют показанные педагогом движения.
— Жили-были старик со старухой. Вот просит старик: «Испеки мне, старая, колобка». Старуха намела муки (выполняют плавные движения кистями рук к себе), наскребла соли (медленно сжимают и разжимают кулаки), посолила (собирают пальцы в щепоть, «солят» правой, левой, обеими руками), помешала тесто (круговые движения в разных направлениях правой, левой и обеими руками), слепила колобок.
Педагог предлагает детям достать из «чудесного мешочка» резинового колобка, которого можно одевать на пальчик.
Педагог сопровождает это словами стихотворного текста:
Из «чудесного мешка» мы достали колобка,
Покатай его немножко, а теперь помни в ладошках.
На ладошку положи и немножко остуди. (дуют на него)
Колобок с ладошки «прыг»,
По дорожке покатился, еле как остановился.
Одевай его на пальчик, кто спешит к нам?
Это зайчик, колобка он хочет съесть. (появляется игрушка зайчик)
- Колобок, колобок я тебя съем.
Ему надо песню спеть.
Дети вместе с педагогом поют песню «колобка» для Зайца.
Дети садятся парами друг напротив друга, и с помощью родителей перекатывают колобков друг другу, несколько раз. А затем складывают их в миску.
Появляется игрушка волк.
- Колобок, колобок я тебя съем.
Педагог просит детей встать и унести колобков подальше от волка (с помощью деревянной ложки). Эти действия сопровождаются песенкой колобка Волку.
Появляется игрушка Медведь.
- Колобок, колобок я тебя съем.
Дети выкладывают дорожку (из прямоугольных листов цветного картона дорожку определенного цвета) и катят по ней своего колобка от медведя. Эти действия сопровождаются песенкой колобка Медведю.
Появляется игрушка Лиса.
- Колобок, колобок я тебя съем.
Дети встают в хоровод и поют песенку колобка для Лисы.
- Хорошая песенка, только стара, я стала, плохо слышу, сядь колобок мне на мордочку, да спой еще разочек.
Дети поочередно сдувают колобка (помпончик, прикрепленный на ниточке) с мордочки лисы.
Совместно с родителями лепят колобка, катают его по столу, «дразнят» лисичку. Потом оставляют колобков лисичке на блюдечке.
Итог
Ритуал выхода: «Клубочек»
Разноцветный наш клубочек, В путь дорогу, детвора
Нас веди домой, дружочек. По дорожкам и по кочкам
Мы чудесно погуляли, По оврагам и лесочкам
И со всеми поиграли. У пенька остановились,
Нам теперь домой пора, Снова дома очутились.
Игровой сеанс №2 по мотивам русской народной сказки «Алёнушка и лисичка»
Цели:1-4 см. сеанс №1.
5. Продолжать учить различать по внешнему виду муляжи ягод и грибов, сортировать их по разным корзинам.
Оборудование: Книжка с красочно иллюстрированной сказкой; кукольные персонажи и карточки: бабка, дед, Аленушка, ёж, медведь, волк, лисичка, муляжи ягод и грибов, мозаичные элементы красного цвета и мозаичное полотно, пластилин белого или жёлтого цвета.
Ход игрового сеанса
Ритуал приветствия: «Клубочек»
Педагог говорит детям, что сегодня у них в гостях – сказка про девочку Алёнушку. Рассказывает сказку с демонстрацией иллюстраций в книге. Затем инсценирует её с помощью персонажей кукольного театра с интерпретацией.
Пошла Алёнушка с подружками в лес. Ох, они там и веселились: хороводы водили, ягоды собирали. Дети с родителями и педагогом водят хоровод «Приходи весна!». Разбрелись подружки по лесу: ягоды, грибы ищут. Вот Алёнушка кустик за кустик, деревце за деревце, да и заблудилась.
Бегала Аленушка по лесу в поисках подружек, и повстречала ёжика. Стала просить его помочь ей ягод набрать, да к деду к бабе отвезти. Но добрый ёжик и говорит: Не смогу тебя я домой отвезти, спина у меня колючая, но выведу тебя на земляничную полянку, ты там много ягод сразу наберешь. Дети помогают ёжику подготовить для Аленушки земляничную поляну (мозаика), чтобы порадовать её. Аленушка благодарит ребят и ежика.
Тут появляется медведь со словами: - Это кто тут в моем лесу хозяйничает? Но когда узнает, что Алёнушка заблудилась, предлагает ей набрать у него грибов и ягод. Дети собирают и раскладывают, сортируя по корзинам грибы и ягоды. Алёнушка благодарит медведя и ребят.
Появляется серый волк. Узнав, что случилось, предлагает Аленушке отвезти её домой. Аленушка спрашивает у волка: Есть ли у тебя дети? Да - отвечает волк. А голодные ли они?- спрашивает Алёнушка. Волк отвечает: Очень. Педагог показывает, а родители проводят с ребенком пальчиковую игру. Взрослый указательным и большим пальцем поочерёдно «кусает» ногтевые фаланги ребенка на ударные слоги стиха (от указательного пальца к мизинцу и обратно).
2 3 4 5
Кусается сильно голодный волчонок,
5 4 3 2
Наверное, думает, это, зайчонок. (смена рук)
2 3 4 5
Ай-ай, не кусайся, волчонок, глупыш.
5 4 3 2
Это не заяц, а пальчик, малыш.
Аленушка прощается с волком.
А тут и лисичка прибежала. Давай говорит Алёнушка, я тебя к деду к бабе отвезу. Понравилась Аленушке лисичка, она и согласилась. Вот добралась лисичка с Алёнушкой до дома, постучала хвостом в ворота (тук-тук). Открыли им дед и баба, обрадовались. Не знают, куда лисоньку посадить, чем угостить. Поискали, поискали угощение, да ничего не нашли.
Давайте мы, ребятки, для лисички угощение приготовим, поможем деду, бабе.
Дети совместно с родителями и педагогом лепят бараночки. Угощают ими лисичку, спасибо ей говорят, за то, что Алёнушку домой вернула. Алёнушка тоже рада, что домой вернулась, к деду и бабе. Говорит, не пойду я больше одна без вас в лес, вместе теперь будем ходить.
Ребята, вспомните, кого Алёнушка в лесу сначала повстречала, правильно ёжика, а потом, да – медведя и т.д. Звери хотят поиграть с вами в прятки. Педагог раскладывает линейно карточки с изображением сказочных героев, называя их и переворачивая изнаночной стороной. Ваня покажи, где спрятался волк, Света – где спрятался ёж? Дети переворачивают карточки и убеждаются в правильности выбора.
Итог
Ритуал выхода: «Клубочек».
Игровой сеанс № 3 по мотивам сказки В.Г. Сутеева «Кораблик».
Цели: 1-4 см сеанс №1
5.Продолжать учить идентифицировать предметы по цвету и форме с опорой на зрительное соотнесение.
6.Развивать зрительную память на линейный ряд в пределах 5 единиц, формировать навык дутья.
Оборудование: Кораблик – скорлупа от кокосового ореха, речка – полотно из ткани, парус – лист зелёной цветной бумаги, игрушки и картинки: лягушонок, мышонок, муравей, жучок, цыплёнок; лодочки и паруса для шнуровки, плоскостные фигуры лодочки и паруса из цветного картона 4-х основных цветов, тазик с водой, половинки скорлупки грецкого ореха, зубочистки, треугольники цветной бумаги для паруса.
Ход игрового сеанса.
Ритуал приветствия: «Клубочек»
Педагог рассказывает сначала сказку с опорой на иллюстрации в книге.
Затем организует игру-исценировку сказки с помощью игрушек. Педагог мастерит лодку с парусом с комментариями. Смотрите, какая у нас лодка получилась. Давайте посадим в неё наших друзей. Маша посади в лодку цыплёнка, Паша посади в лодку муравья и т. д. Всех посадили, тогда оправляемся в плаванье.
Дети поочередно катают «друзей» по речке.
Ребята, давайте вы сами построите лодку с парусом и тоже покатаете её по нашей реке. Дети пришнуровывают парус к лодке, и катают лодочку по реке.
А ещё можно построит лодку с помощью ладошек, и покатать на ней наших «друзей». Но сначала выберите себе «дружка» из персонажей сказки.
Дети складывают ладошки лодочкой, педагог кладет в них, выбранного «дружка» и дети раскачивают руками в такт стишка.
Ветер, ветер – ветерок! Нашу лодочку гони,
Натяни парусок! Да, дружка, не урони.
Ребята, выберите себе лодку и парус (плоскостные фигуры из цветного картона, 4-х основных цветов). Наш ковер превратился в озеро, расположите свою лодочку на нем и запомните её. Когда будет играть весёлая музыка, вы будете плавать, резвиться в воде, а когда музыка затихнет, то займёте место на своей лодочке. (Повторяется 3 раза). Давайте соберем сначала все лодочки, а теперь все паруса.
Садитесь на коврик. Вспомните друзей, которые отправились на лодочке в плаванье. Они хотят поиграть с вами в прятки. Педагог раскладывает линейно карточки с изображением сказочных героев, называя их и переворачивая изнаночной стороной. Ваня покажи, где спрятался мышонок, Света – где спрятался жучок? Дети переворачивают карточки и убеждаются в правильности выбора.
Дети совместно с педагогом и родителями мастерят лодочки из половинок скорлупок грецкого ореха, зубочистки, цветной бумаги, пластилин и запускают получившиеся лодочки в тазике с водой. Дуют на них.
Итог
Ритуал выхода: «Клубочек»
Можно просто прочесть Ребенку сказку, можно прочесть её с выражением, можно рассказать, импровизируя, а можно сделать сказку своим помощником в личностном и интеллектуальном развитии «особого ребенка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты с использованием сказочных сюжетов в РЭМП
Заюшкина избушка - конспект занятия по математике с использованием сказочных сюжетов. Средняя группа Цель: Упражнять в порядковом счете, Формировать умения соотносить количе...
Внесение сказочного сюжета в коррекционный процесс при реализации образовательной области «коммуникация»
Данная статья о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности, раскрытия творческого потенциала, о новых возможностях работы со сказкой, кото...
Конспект НОД с использованием сказочного сюжета "Маша и Медведь"
Конспект для подготовительной группы по развитию речи....
Игровые сеансы «КРУГ» как средство развития коммуникации детей с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения
В статье описан игровой сеанс "КРУГ": цель, задачи, особенности, структура.Рекомендуется применять для развития коммуникации детей с ОВЗ и типично развивающихся детей разного возраста в ДОУ, ДОО, цент...
Методическая разработка «Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в области «Физическое развитие»
Данный методический материал позволит сделать образовательную деятельность более яркой и интересной. Будет полезен как воспитателям, так и инстукторам по ФК....
Нетрадиционное, сюжетно – игровое физкультурное занятие с использованием сказочного сюжета в подготовительной группе «Сказка о Солнечном человечке»
АннотацияНетрадиционное, сюжетно – игровое физкультурное занятие с использованием сказочного сюжета в подготовительной группе«Сказка о Солнечном человечке»1 . Соверше...
Статья "Использование сказочных сюжетов в экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста".
Сказка в жизни ребенка имеет огромное значение. Сказка очень близка каждому ребенку, в ней присутствуют простые и понятные для ребенка образы. Ребенок чувствует настроение персонажей, с радость...