Особенности речи детей 4-5 лет
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Особенности речи детей

4-5 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_rechi_detey_4-5_let_.docx269.42 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речи детей C:\Users\Людмила\Desktop\Для газеты\вектор-весны-рамки-зеленый-8229290[1].jpghttps://st.depositphotos.com/1001976/2114/v/950/depositphotos_21145219-stock-illustration-children.jpg

4-5 лет

     У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. 

     Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, допускается замена на свистящие (шапка-сяпка), (ножик-нозык) отсутствую сонорные, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков.

     На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

     Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

     Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

     Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

     Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

     Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.C:\Users\Людмила\Desktop\Для газеты\вектор-весны-рамки-зеленый-8229290[1].jpg

     Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка.

 Рекомендации для родителей по развитию речи детей 4-5 лет.http://bc-city.com/uploads/profile/photo-29151.gif?_r=1458896924

Принято выделять следующие стороны в ходе речевого развития:

  • словарный запас,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • речевой слух. 

Словарный запас. Обращайте особое внимание в играх с детьми на признаки  предмета - то есть на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то как это свойство можно выразить словом.

Обратите внимание на названия детенышей животных (некоторые дети в 5 лет могут похвастаться умением называть только котёнка и цыплёнка, но ведь и у других зверушек есть детки) В совместном общении уделите внимание временам годаназваниям профессий. Объясните кем работает мама и папа, как называются эти профессии. В 5 лет ребенок должен это знать. 

Грамматический строй речи. Уделите особое внимание к ошибкам детей, так называемым "аграмматизмам" при образовании множественного числа (игра "Один-много": это - дерево, а это - деревья; это - ухо, а это- уши) и при образовании Родительного падежа множественного числа (игра "Чего не стало?": были деревья - не стало деревьев, были платья - не стало платьев). Исправляйте ошибки детей уже сейчас, мягко предлагая ему правильный речевой образец, или не удивляйтесь в дальнейшем ошибкам, которые будет допускать ребенок в школе.

Связная речь. Потренируйтесь составлять небольшие рассказы по серии сюжетных картинок (достаточно взять 2-3 простые картинки), предложив перед этим ребенку подумать и разложить их в нужной последовательности слева направо.

Речевой слух. В 4-5 лет ребенок должен уметь выделять первый гласный звук в слове (многие дети справляются и с выделением согласного), находить в какой из картинок "спрятался" заданный звук.  Обратите внимание, что о буквах речь пока не идет, первоначально дается представление о "звуке". Из звуков состоят слова, которые мы слышим, буква - это знак, обозначающий звук. Каждый звук можно услышать, а вот букву Ъ услышать трудно.C:\Users\Людмила\Desktop\Для газеты\вектор-весны-рамки-зеленый-8229290[1].jpg

Помните, что от владения этими умениями зависит насколько быстро и легко ваш ребенок в дальнейшем научится читать, а затем перейдёт к безошибочной речи.

Дорогие родители, желаем вам успехов!!!

https://thumbs.dreamstime.com/b/children-jump-joy-jumping-background-color-splash-banner-funny-cartoon-character-vector-illustration-white-64335580.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности речи имышления в раннем возрасте

Данный материал поможет педагогам и родителям понять детей раннего  возраста....

Особенности речи детей с ФФНР

Данный материал предназначен воспитателям и родителям старших дошкольников.Работа поможет своевременно выявить и скорректировать речевые проблемы...

Особенности речи детей с аутизмом.

                         Особенности речи детей с аутизмом.У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и не...

Презентация "Особенности речи детей 6 - 7 лет"

особенности речевого развития детей подготовительной группы...

Особенности речи детей 4-5 лет

Именно средний возраст — возраст почемучек. Причём задаются совершенно невероятные вопросы, порой в самом неподходящем месте, которые ставят в тупик. Но психологи рекомендуют отвечать на все дет...

Консультации для воспитателей на тему: "Особенности речи детей 4-5 лет".

В данной консультации раскрыты особенности речи детей 4-5 лет....

Особенности речи матери, обращенной к ребенку с задержкой экспрессивной речи.

Часто нормой в развитии речи ребенка является то, что многие дети в определенный момент времени испытывают трудности в ее становлении....