Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников.(консультация для родителей)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Антонова Дина Юрьевна

Почему нужно начинать развивать словесно-логическое мышление в дошкольном возрасте. Задания на развитие словесно-логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slovesno-logicheskogo_myshleniya.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словесно - логического мышления у старших дошкольников.

Необходимость развития словесно – логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в первую очередь обусловлена тем, что дети готовится к поступлению в школу. Уже с первого класса они начнут изучать сложную для них школьную программу, в которую включены начальные элементы логики, и детям с неразвитым вербальным мышлением сложно будет усвоить новые знания.

Словесно-логическое мышление формируется постепенно. В ходе обучения происходит овладение приёмами мыслительной деятельности, приобретается способность действовать «в уме» и анализировать процесс собственных рассуждений. В процессе решения учебных задач формируются такие операции словесно-логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части и выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений.

Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому. В отличие от анализа синтез предполагает объединение элементов в единое целое.

Сравнение - это мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и, таким образом, в выявлении общности или различия между ними.

Обобщение - это мыслительная операция, заключающаяся в объединении многих предметов или явлений по какому-то общему признаку. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее.

Классификация – это мыслительная операция, заключающаяся в группировке объектов по существенным признакам. 

   

Подумай и объясни.

Мама выглянула в окно и говорит: «Ночью был дождь» Как она догадалась?

По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?

Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?

Небылица. ( назови, что неправильно)

Я вот что хочу тебе рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугалась и убежала. А ты бы испугался?

Игра «Аналогии». К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка – часы; колесо - ?

Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.

колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
цветок – бутон, листок - ?

Дай ответ.

1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)                                                                    2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)                                                                                             3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)                                                                                       4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)                                                                            5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)                                                                                         6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)                                                                                       7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)                                                                            8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)                                                                       9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)                                                                                    10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)                                                             11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).                                                                                             12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

Сравнение. Я назову два предмета, а ты скажи, чем они похожи и чем отличаются: 

самолёт – птица                           кукла – девочка                             снег-лёд
солнце – луна                               туча – облако                                 город-деревня
трамвай – метро                            кастрюля – сковорода
столб – дерево                              озеро – река
наволочка – пододеяльник          вилка – грабли
топор – молоток                           шкаф – тумбочка

Игра «Кот в мешке» 

Один из игроков берёт картинку из детского лото, и, описывает то, что на ней изображено, не показывая её другому игроку. При этом сам предмет называть нельзя! Другой игрок должен угадать, исходя из описания, что изображено на картинке.  

Кто это? Что это? Ребенку предлагается быстро подобрать слова (игра с мячом).

Круглый, прыгучий, резиновый -

Вкусный, алый, сочный-

Желтые, красные, осенние-

Холодный, белый, пушистый-

Бурый, косолапый, неуклюжий-

Желтые, красные, зеленые-

Старательный, послушны, вежливый-

Зеленый. Продолговатый. Сочный-

Задиристый, драчливый, взъерошенный-

Белое, пушистое, легкое-

Маленькая, серенькая, пугливая-

Ветвистая, зеленая, колючая-

Новая, интересная. Библиотечная-

Старый, кирпичный, четырехэтажный-

Красное, спелое, сладкое-

Чистое, голубое, горное-

Белый, пушистый, лесной-

Белоствольная, высокая, стройная-

Ползет, шипит, извивается-

Поет, летает, хватает, кормит-

Варит, режет, мешает, солит-

Подметает, моет, протирает-

Шьет, кроит, режет-

Копает, рыхлит, поливает-

Объясни пословицы:

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 Сделал дело, гуляй смело.

Старый друг лучше новых двух.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Друг познаётся в беде.

Делу время, а потехе час.

Здоровье дороже всякого золота.

Хорошая книга-лучший друг.

Поспешишь- людей насмешишь.

Правду как не прячь, она всё равно наружу выйдет.

Объясни  выражения:

Глаза разбежались, заруби себе на носу, как снег на голову, клевать носом, море по колено, ни пуха ни пера, бежать сломя голову, надуть губы, как сонная муха, рукой подать, заруби себе на носу, руки не доходят, встать не с той ноги, волосы дыбом, сидеть сложа руки, считать ворон.

Продолжи ряд слов, относящихся к одному обобщению. (игра с мячом)

Стол, стул, диван,…

Сосна, береза, липа, …

Жасмин, шиповник, сирень,…

Земляника, клюква, малина,…

Сыроежка, лисичка, подберезовик, …

Сок, кефир, компот,…

Творог, сыр, масло,…

Сосиски, колбаса, котлета, …

Врач, повар, летчик, …

Автобус, электричка, трамвай, …

Телевизор, утюг, настольная лампа, …

Учебник, карандаш, тетрадь, …

Шишка, орех, желудь, …

Корабль, катер, яхта, …

Дождь, ветер, иней, …

Продолжи предложение:

Мальчик промочил ноги, потому что...

Дети вернулись домой, потому что…

Серёжа сильный, потому что…

Зрители аплодируют, потому что…

Вылет самолёта задержали, потому что…

Аня пришла домой и переоделась, потому что…

Бабушка опоздала на автобус, потому что…

Машины резко затормозили, потому что…

Полицейский засвистел в свисток, потому что…

Таня не пошла в школу, потому что…

Коля вскрикнул, потому что…

У мамы хорошее настроение, потому что…

К нам пришли гости,  потому что ...

Дети могут ссориться, потому что ...

Папа подарил маме цветы, потому что…

Объяснить значение  слов в переносном значении.

 Горькая правда, горький лук ,горькое лекарство.

Тёплая вода, тёплый день, теплый взгляд.

Светлый день, светлая голова, светлая комната.

Тёмные волосы, тёмные мысли, тёмная пещера.

Золотые серёжки, золотые слова, золотые руки.

Холодный взгляд, холодная вода, холодный чай.

Легкая задачка, лёгкое одеяло, легкий ветерок.

Тяжёлый характер, тяжёлая болезнь, тяжёлый чемодан.

Длинные разговоры, длинная верёвка, длинный язык.

Какое слово лишнее, объясни почему.

Конфета, варенье, торт, лимон
Шоколад, мед, мороженое, клюква

Лимон, клюква, гранат, торт
Красная смородина, брусника, щавель, мороженое

Аист, ласточка, лебедь, ворона
Снегирь, ворона, воробей, лебедь

Зебра, верблюд,  бегемот, тюлень

Ель, сосна, кедр, клен
Клен, береза, дуб, сосна

 Горький, горячий, кислый, соленый, сладкий

 Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый

 Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

 Дождь, снег, осадки, иней, град

 Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён

 Курица, петух, орел, индюк, гусь

Раздели слова на две группы.

Миша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Голубь, воробей, ласточка, синица, аист,  грач.

Клубника, ананас, банан, черника, малина, киви.

Брусника, ежевика, смородина, земляника, крыжовник, клубника.

Картошка, кабачок, тыква, морковь, огурец, свёкла.

Батон, кефир, сметана, пряник, творог, пирожок

Салат, картошка, кот, стул, санки, картина

Январь, март, май, декабрь, февраль, апрель.

Жираф, слон, белый медведь, морж, зебра, тюлень

Репа, кукуруза, тыква, лимон, морковка, апельсин.

Какое слово лишнее,  объясни почему.

секунда, час, год, вечер, неделя

футбол, волейбол, хоккей, баскетбол

Кукла, скакалка, песок, мяч, юла

Гитара, балалайка, скрипка, колокольчик

Куртка, майка, плащ, пальто

Бельчонок, зайчонок, медвежонок , щенок

Веселый, вкусный, быстрый, осторожный.

Дуб, шиповник, берёза, осина

Ручка, бумага, карандаш, фломастер

Сын, друг, бабушка, папа

Лес, леска, лесной, лесник

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников

Консультация для родителей "Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников"...

Консультация для родителей. "Развитие словесно – логической памяти у детей старшего дошкольного возраста."

Развитие памяти в дошкольном возрасте имеет огромное значение, в первую очередь для успешного обучения в школе, способности осваивать учебную программу. Поскольку в дошкольном возрасте ведущая роль от...

Словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Статья на тему словесные игры как средство развития словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей: «Развитие словесно – логической памяти у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: формирование педагогической компетенции родителей.Задачи: - расширять кругозор родителей; - развивать интерес родителей к использованию разнообразных форм организации совместной деятел...