ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ
консультация по логопедии на тему
Логоритмика полезна всем детям. Это мощное вспомогательное средство для эффективной работы по коррекции различных речевых нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_-_effektivnyy_metod_preodoleniya_zaikaniya.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Как часто логопеду приходиться слышать от обеспокоенных родителей: «Проблема с заиканием не решается вот уже больше года!»
Действительно, в последнее время значительно возросло количество детей с заиканием. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.
Современные родители прекрасно понимают суть проблемы и стараются не тянуть с визитом к логопеду. Обследование уровня речевого развития ребенка начиная с самого раннего возраста – норма. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания и др. логопедами- практиками предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений – логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики. В других случаях для детей характерны недостаточная четкость и организованность движений, неуверенность, затруднения в точном удержании заданной позы, темповые расстройства. Коррекция заикания у детей осуществляется, как известно, только комплексным методом. Помимо медицинских мероприятий, физических упражнений, нормализации речевой функции на логопедических занятиях, в основу метода включена и логопедическая ритмика, с помощью которой нормализуются двигательные функции и речь, кроме того, на занятиях по логоритмике используются психотерапевтические и общевоспитательные методы.
Почему – РИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
КОМУ ПОЛЕЗНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА? Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, а особенно детям с заиканием. Очень важна логопедическая ритмика для детей с заиканием так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.
КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ? Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам.
В программе логоритмического занятия:
• Нормализация темпа и ритма речи
• Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков
• Развитие слухового внимания
• Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)
• Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики
• Развитие пространственной организации движений
• Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания
• Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов
• Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться
ЗАИКАНИЕ И ЛОГОРИТМИКА
Да, и еще раз – да! Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики. В других случаях для детей характерны недостаточная четкость и организованность движений, неуверенность, затруднения в точном удержании заданной позы, темповые расстройства.
Коррекция заикания у детей осуществляется, как известно, только комплексным методом. Помимо медицинских мероприятий, физических упражнений, нормализации речевой функции на логопедических занятиях, в основу метода включена и логопедическая ритмика, с помощью которой нормализуются двигательные функции и речь, кроме того, на занятиях по логоритмике используются психотерапевтические и общевоспитательные методы. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка с заиканием, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Работа по развитию чувства ритма состоит из нескольких разделов:
- Упражнения на регуляцию мышечного тонуса (способность напрягать или расслаблять мышцы). Такие упражнения используются на протяжении всего курса логоритмики сразу после ходьбы и маршировки. Большая или меньшая сила мышечного напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием музыки.
Примеры:
Упражнение 1. Дети выполняют под тихую музыку движения флажками внизу и под громкую музыку сильные взмахи над головой.
Упражнение 2. Под громкую музыку движения по кругу с подскоками, под тихую – движения руками.
Упражнение 3. В процессе ходьбы по кругу под громкую музыку дети идут, выполняя определенные движения руками, под тихую – останавливаются и прячут руки за спину.
- Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке диафрагмального дыхания, достаточно сильного, продолжительного и постепенного выдоха. Используются упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением.
Примеры:
Упражнение 1. Исходное положение – основная стойка, руки перед грудью. На сильную долю – резкий, шумный вдох носом и движения руками перед грудью. На слабую долю – непроизвольный выдох, руки в и.п.
Упражнение 2. Вдох носом – выдох ртом. Исходное положение – основная стойка. На сильную долю – вдох носом, на слабую – выдох ртом.
Упражнение 3. Исходное положение – сидя по-турецки, руки свободно на коленях. Упражнение выполняется с проговариванием сочетаний: а – на – хат; о – хо – хам.
- Упражнения на развитие мелкой моторики развивают движения пальцев рук, координацию, их взаимодействие, способствуют развитию артикуляционной моторики. Упражнения проводятся на музыкальном материале, позднее под речевое сопровождение.
Примеры:
Упражнение 1. Исходное положение – стоя в кругу, руки опущены. Поднимание вытянутых рук через стороны вверх с произнесением звука «о».
Упражнение 2. Исходное положение – стоя в кругу, руки перед грудью, ладони вперед. Руки вперед, в стороны, вниз с произнесением звука «э».
Упражнение 3. Исходное положение стоя в кругу, руки согнуты в локтях, ладони в стороны. Выпрямление рук с проговариванием звука «и».
- Упражнения на развитие чувства темпа (скорости музыкального исполнения). Сначала темп усваивается на простых движениях, а затем включаются ходьба, движения ногами и бег.
Примеры:
Упражнение 1. Дети стоят в кругу. Под музыку они начинают движение по кругу: сначала идут не спеша, высоко поднимая колени; затем двигаются мелкими топочущими шагами.
Упражнение 2. Под музыку, дети изображают, как падают капли дождя. Для этого обе кисти сжимаются в кулаки, из которых высвобождаются только указательные пальцы.
- Упражнения на развитие фонационного дыхания способствуют выработке правильного фонационного дыхания, сильного, продолжительного и постепенного выдоха.
Примеры:
Упражнение 1. Детям дают задание называть числа, цвета, дни недели с условием, что каждый следующий ребенок повторяет то, что сказал предыдущий, и продолжает ряд.
Упражнение 2. По предложению педагога ребенок, сделав глубокий вдох, говорит: «Я знаю пять названий овощей…» — и продолжает после паузы и второго вдоха: «Капуста, кабачок…».
Упражнение 3. Дети сидят вокруг стола, на котором разложены игрушки или музыкальные инструменты. Педагог шепотом называет один из них рядом сидящему ребенку, тот также шепотом передает это название следующему и т.д. (по цепочке). Последний ребенок подходит к столу, берет названный предмет и громко называет его.
- Упражнения на развитие координации движений и речи можно использовать не только на логоритмических занятиях, но и для проведения динамических пауз во время логопедических занятий. Речевой материал подбирается, исходя из коррекционной цели занятия.
Примеры:
Упражнение на развитие мелкой моторики, координации речи и движений: Дети идут друг за другом по кругу, держась за руки, протягивают по очереди руки вперед, разводят руки в стороны и прижимают их к сердечку. Делают волнообразные движения вытянутыми вперед руками. Руки в стороны, имитируют взмахи крыльев. Дети медленно приседают. Поднимаются на носочках и тянутся вверх.
Упражнение для координации речи с движением и развитие воображения: Дети, взявшись за руки, бегут по кругу. Кружатся на носочках на месте. Затем медленно приседают.
Упражнение «Сад»: Дети шагают, тянутся и срывают «яблоки». Затем наклоняются и складывают «яблочки» в корзину. Дети несут перед собой корзину, пьют «компот».
Упражнение «Дерево»: Дети поднимают руки вверх и качают руками. Затем усиливают движение качания вправо–влево.
Упражнение «Серенькие перышки»: Дети похлопывают руками по бокам. Машут руками вверх–вниз. Дети стучат кулаками перед собой один о другой и дуют на раскрытые ладошки. Разводят руки в стороны, пожимают плечами. Затем кладут руки на пояс, делают наклоны туловища вправо–влево.
- Упражнения на развитие речевого внимания приучают детей вслушиваться в инструкцию, понимать ее и действовать в соответствии с ней. Слово в этом случае становится сигналом и руководством к действию.
Примеры:
Упражнение 1. Положить на ладошку шарик из ваты и предложить ребенку сдуть «снежинку» и посмотреть, как она летит. Повторить 4 раза.
Упражнение 2. Приклейте к палочке полоски из зеленой бумаги, как листья на дереве. Предложите ребенку подуть на «дерево» как слабый ветерок, как сильный ветер. Повторите по 3 раза.
Упражнение 3. Изготовьте лодочку из бумаги или из пенопласта, наполните таз водой, попросите ребенка подуть на лодочку так, чтобы она проплыла от одного берега до другого. Повторить 2 раза.
Примерное занятие с заикающимися детьми, направленное на тренировку речи и других психических функций, может иметь такую схему:
- вводные упражнения, которые включают в себя различные виды ходьбы для умения планировать движения, воспитания ориентировки в пространстве, умения ходить в определенном темпе;
- упражнения, которые включают в себя распевание для воспитания напевности, речевого дыхания, сочетания пения с тактированием, автоматизации звуков в ударных слогах, координации пения с движениями рук;
- упражнения, которые включают в себя пение для воспитания координации пения с ходьбой, автоматизации звуков, развития ритмического слуха, слухового внимания, понимания характера музыки, памяти;
- упражнения на воспитание произвольного внимания;
- упражнения на воспитание координации напевной речи с различными движениями для выработки произвольного управления своими мышцами;
- слушание музыки с последующими упражнениями для развития музыкальной памяти;
- игра–драматизация для воспитания эмоциональности и яркой образности;
- заключительное упражнение, которое включает в себя спокойную ходьбу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей"
Этот доклад был составлен по теме, которая меня очень заинтересовала. Надеюсь он будет полезен и вам....
Представление опыта работы по теме: «ЛОГОРИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Из опыта работы....
Презентация Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений
Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии....
"Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений"
влияние логоритмики для улучшения работы речевых нарушений детей дошкольного возраста...
Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений. Тема: "Чудеса времен года".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9165227","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"404"}}]]...
Презентация "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевого негативизма"
Логоритмическое занятие включает следующие элементы:- логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для органов артикуляционного аппарата.- чистоговорки для автоматизации и диффере...
Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений
Рекомендации по проведению занятий.Правила ,структура проведения занятий,...