Грамматические формы языка
материал по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №75»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ
Практический материал для воспитателей по развитию грамматического компонента речи у дошкольников
подготовила:
учитель – логопед ДОУ №75
Спиридонова Ольга Евгеньевна
г. Нижнекамск
Грамматические формы языка ребёнок усваивает прежде всего в общении с окружающими, в процессе обогащения и активизации словаря, формирования связной речи.
Основной формой обучения являются речевые занятия с детьми. Посредством дидактических игр и упражнений внимание ребёнка обращается на те грамматические стороны, усвоение которых вызывает у него определённые трудности. К ним относятся ошибки на изменение существительных по падежам: вместо сочетания нет сапог, карандашей – «нет сапогов, карандашов»; котята, цыплята – «котёнки, цыплёнки»; нет телят, гусят – «нет Теленков, гусёнков». Отмечаются грубые ошибки на согласование: «моя платье», «два лисёнков», «на зелёной дереве» и многие другие.
Предложенные игры помогут взрослым предупредить и исправить грамматические ошибки в речи детей. Ежедневное проведение этих игр будут способствовать обогащению словаря, развитию фонематического слуха и восприятия, воспитанию интереса к звуковой стороне слова и языкового чутья.
ИГРЫ НА СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ.
Имя существительное.
1. «Один – много». (Образование именительного падежа множественного числа.)
Взрослый называет один предмет, а ребёнок – много: рука – руки; окно, колесо, гнездо, ведро, озеро, дерево, перо, лист, стул, крыло.
2. «Кто вышел?» (Единственное и множественное число, именительный падеж.)
Из берлоги вышел….медведь; из норы вылезла….лиса, выбежали…. мышки; из дупла выглянула….белка и др.
3. «Почтальон». (Винительный падеж , единственное и множественное число.)
Что он приносит? – письма, письмо; телеграмму, телеграммы; конверт, конверты; газету, газеты; открытку, открытки….
4. «Что спрятали?» (Винительный падеж.)
Со стола убирают одну-две игрушки или картинки. – Что спрятали?
5. «Что покажу?» (Винительный падеж.)
Вы показали цветы, лампу, дерево….
6. «Кто что любит?» (Именительный и винительный падежи.)
На столе картинки: корова, белка, медведь, трава, мёд, орехи.
- Корова возьмёт траву, медведь – мёд, белка – орехи.
7. «Что ты надеваешь?» (Винительный падеж.)
- Я надеваю брюки, рубашку, свитер….
(Можно рассказать о одежде, предназначенной для разного времени года: «Что ты надеваешь летом? Зимой? Весной? Осенью?»)
8. «Кому - что?» (Дательный падеж.)
Косточку – собаке, зерно – курице, овёс – лошадям…
9. «Что нужно кукле?» (Именительный и дательный падежи.)
Устраивается игра в чаепитие: кукле Маше – конфета, Тане – печенье.
10. «Кому что принадлежит?» (Дательный падеж.)
Ножницы – портнихе, кисть и краски – художнику, градусник – медсестре, больному, …
11. «У кого детёныши?» (Родительный падеж.)
Утята – у утки, ягнята – у овцы, жеребёнок – у лошади…
12. «Кого нет?» (Родительный падеж, единственное и множественное число.)
Телята – нет телят, поросёнок – нет поросёнка…
13. «Много чего?» (Родительный падеж, множественное число.)
Яблоко – много яблок, груша – много груш; много игрушек, деревьев, стульев, крыльев, карандашей, людей, окон, гнёзд, колёс, вёдер…
14. «Чем это делают?» (Творительный падеж.)
Пишут ручкой, рубят топором, пилят пилой, режут ножом…
15. «Кто с кем?» (Именительный и творительный падежи.)
Львица со львятами, свинья с поросятами, корова с телёнком…
16. «Кто чем питается?» (Творительный падеж.)
Корова – травой, телята – молоком, курица – зерном…
17. «Кто чем защищается?» (Творительный падеж.)
Корова – рогами, лось – передними ногами, заяц – быстрым бегом…
18. «На чём?» (Предложный падеж.)
Обезьяны живут на деревьях, дети в садике сидят на стульях, снег лежит на земле, на крышах, на скамейках…
19. «В чём, на чём?» (Предложный падеж.)
Определение места демонстрации действия с предметом: платочек в руке, в кармане, на столе….
20. «Небо, звезда, месяц». (Женский, мужской и средний род.)
Разложить картинки на три стопки к вышеназванным словам (рисункам), добавляя: моя, мой, моё.
21. «Жадины». (Женский, мужской и средний род.)
Взрослый предлагает детям разделить картинки поровну. Дети по очереди берут по одной картинке из стопки, лежащей на середине стола, и , перевернув картинку, называют её: моя морковь, моё платье, мой мяч….
(Можно подбирать картинки по определённой лексической теме.)
22. «Синее пальто». (Несклоняемые слова.)
У девочки было коричневое пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой за синим пальто в магазин. Они подошли к синему пальто. Девочка обрадовалась синему пальто.
23. «Музыкант». (Несклоняемые слова.)
Коля учится играть на пианино. У него дома нет пианино. Без пианино трудно учиться…
24. «Что обозначает?» (Многозначность слова.)
Шляпка: головной убор, у гриба, у гвоздя. (Коса, ручка, ножка, кисть…..)
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
1. «Назови ласково».
Кот – котик, чашка – чашечка, кольцо – колечко; стул, окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро…
2. «Назови большой предмет».
Усы – усищи, кот – котище, рыба – рыбища.
3. «Придумай кличку».
Рыжая корова – Рыжуха, рыжий котёнок – Рыжик, лохматая собачка – Лохматка.
4. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению.)
Сахар в сахар…нице, суп в суп…нице, горчица в горчич…нице…
5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.)
Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале – носильщик…
6. «Раздели слово на два». (Сложные – двухкоренные слова.)
Что делает ледокол? – Лёд колет. Самолёт – сам летает. Вездеход – везде ходит, по любой местности…
Имя прилагательное.
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ.
1. «Определи цвет». (Согласование с существительным в роде, числе и падеже.)
Помидор – красный, огурцы – зелёные, тыква – жёлтая, платье – синее.
2. «Определи размер».
Обучающий показывает детям три картинки, на которых нарисованы куклы разного размера и в платьях разного цвета. Надо расставить их по порядку.
Большая кукла – в красном платье, средняя кукла – в синем платье, маленькая… (Можно работать с кубиками, машинками и другими предметами.)
3. «Назови правильно».
Обучающий называет картинки – все одинакового цвета, а дети – цвет: платье – синее, флажок – красный, трава – зелёная, лист - …
4. «Кто это и какой?»
Это волк, он злой. Это лиса. Она пушистая, маленькая, хитрая.
5. «Что это и какое оно?»
Это яблоко – круглое, красное, вкусное. Это песок – жёлтый, рассыпчатый, сухой. Это окно – большое, чистое, застеклённое.
6. «Отбери, не ошибись».
Ребёнок раскладывает картинки на три стопки, называя рисунок и его цвет: голубой флажок, красный шар, белый конверт, синий пояс; синяя беседка, красная грелка, белая бумага, голубая тетрадь; синее одеяло, красное платье, белое облако, голубое небо.
7. «Полный ответ».
Работая по сюжетной картинке, дети дают полные ответы, используют прилагательные в сочетании с существительными в разных падежах.
На письменном столе лежат книги. Возле письменного стола стоит мягкий стул…
8. «Уточним». (Работа с синонимами.)
После прочтения рассказа обучающий спрашивает, как ещё можно назвать смелого мальчика. Отважный, храбрый, бесстрашный.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
1. «Назови ласково».
Белый – беленький, хороший – хорошенький.
2. «Какой материал?»
Змей сделан из бумаги – бумажный змей, стакан из стекла – стеклянный стакан, шкаф из дерева – деревянный шкаф; из пластмассы, картона, железа, чугуна и др.
3. «Чья это часть?»
У лисы хвост – (чей?) лисий хвост (какой?) пушистый, большой, рыжий.
У слона хобот – слоновий хобот длинный, гибкий, подвижный.
У овечки шерсть – овечья шерсть густая, пушистая, кудрявая, белая.
4. «Какой?» (Образование причастий по образцу.)
Мальчик играет – играющий мальчик, листья шуршат – шуршащие листья.
5. «Сравни». (Образование сравнительной степени прилагательных.)
Торт вкусный, но бывает ещё вкуснее, сладкий – слаще, хороший – лучше, плохой – хуже; высокий, низкий, длинный, короткий, толстый, тонкий, мягкий, жёсткий, горячий, холодный и др.
Глагол.
1. «Выбери правильно».
Среди нескольких сказанных предложений ребёнок отмечает одно с заданным словом. Образец: Ребёнок катается; купается; качается; касается; копается.
2. «Кто что делает?» (Настоящее время, множественное число.)
Врачи – лечат людей, машинисты - водят поезда, портнихи – шьют…
3. «Нужные инструменты». (Настоящее время.)
Образец: иголка – иголкой шьют, утюг – утюгом гладят.
4. «Измени слово». (Настоящее время, единственное и множественное число.)
Обучающий произносит глагол в неопределённой форме и показывает рисунок, на котором изображён один или несколько малышей, а дети, соответственно, отвечают.
Образец: рисовать – рисуют или рисует (зависит от картинки); бежать, носить, читать…
5. «Я и мы». (Настоящее время, первое лицо, единственное и множественное число.)
Образец: писать – пишу, пишем. Бежать, косить, носить, водить, укусить, сказать, связать, бродить, катить, повесить…
6. «Добавь правильно». (Изменение глагола настоящего времени по лицам и числам.)
Образец: сидеть, я – сижу, ты – сидишь, он – сидит, мы – сидим, вы – сидите, они – сидят.
7. «Что делает?»
Обучающий предлагает детям подобрать глаголы в настоящем времени.
Что делает ветер? – Сильно дует, поднимает пыль, распахивает окна, ворота, нагоняет волны, срывает листья с деревьев… Травка – растёт, зеленеет, распускается, цветёт, желтеет… (солнце, цветок, любое животное, человек и т.д.).
8 «Что видел?» (Прошедшее время.)
Называние действий после их демонстрации: один ребёнок производит действия, другие дети запоминают, потом рассказывают в том же порядке.
Образец: Коля подошёл к столу, взял машинку, поставил её на полку; там взял зелёный и красный кубики, первый поставил на столик, второй оставил себе.
9. «Как появились гости?» (Прошедшее время, согласование с существительным.)
К нам в гости дедушка пришёл, птичка прилетела, зайчик прибежал, уж приполз, кузнечик припрыгал, медведь прикосолапил…
10. «Вчера – сейчас». (Прошедшее и настоящее время).
Вчера я ходил в парк, катался на карусели… Сейчас я играю с куклой, одеваю её, пою чаем…
11. «Что делает – сделал?» (Совершенный и несовершенный вид.)
Саша ловит Толю. – Саша поймал Толю. Рубит – нарубил, пилит – спилил, рисует – нарисовал, читает – прочитал…
12. «Сегодня – завтра». (Настоящее или прошедшее время – будущее время.)
Сегодня я пишу (написала) письмо. – Завтра буду писать (напишу) письмо. Читал – буду читать, попрыгала – попрыгаю.
13. «Добавь слово». (Прошедшее время, согласование в роде, числе.)
Обучающий выбирает какой-нибудь глагол, например лежать, затем называет предметы мужского, женского, среднего рода, а дети отвечают на вопрос: «Что делал предмет?» ручка – лежала, карандаш – лежал, одеяло – лежало, тетрадь – лежала, платье - …
14. «Прикажи!» (Повелительное наклонение.)
Сидеть – сядь, стоять – встань, лежать – ляг, взять – возьми, класть – положи, брать – бери.
15. «Прикажи и объясни». (Повелительное наклонение и настоящее время.)
Бежать – беги! Он бежит. Сказать – скажи! Он говорит.
16. «Подбери слово и прикажи». (Повелительное наклонение.)
Обучающий называет предмет, а ребёнок подбирает соответствующее действие в повелительном наклонении: топор – руби, пила – пили.
17. «Прикажи наоборот».
Иди – стой, сядь – встань, повесь – сними, возьми – положи, надень платье – сними, одень ребёнка – раздень, застегни – расстегни, завяжи – развяжи …
18. «Приказ одному – всем». (Единственное и множественное число, повелительное наклонение.)
Образец: говорить – говори, говорите!
19. «Кто что хочет?» (Формы глагола хотеть.)
Я хочу учиться. Ты - хочешь …(он, мы, вы, они).
20. «Что надо делать?» (Неопределённая форма глагола.)
Играет – надо играть, гуляет – надо гулять.
Имя числительное.
1. «Постучи столько же раз».
Один ребёнок хлопает в ладоши или произносит слова, другой стучит столько раз, сколько услышал хлопков или слов.
2. «Покажи».
Обучающий показывает детям два рисунка: на одном – два предмета, на другом три. Дети должны определить, где предметов больше.
3. «Посчитай!» (Согласование с существительным.)
Одна палочка, две – четыре палочки, пять – десять палочек. (Деревья, карандаши, яблоки и др.)
4. «Продолжи счёт». (Согласование с существительными.)
Три куклы – четыре куклы, пять кукол…
5. «Кому сколько?» (Согласование с существительными в разных падежах.)
Двум детям – две груши, пять груш – пяти детям…
6. «Бери по одному предмету». (Согласование с существительным.)
На столе – предметы разного рода или картинки.
Я беру один карандаш, одну ручку, одно письмо…
7. «Бери по два». (Согласование с существительным.)
Два кубика, но две палочки.
8. «Сколько?» (Согласование слов один, два с существительным.)
Детям показывают один-два предмета, они должны дать ответ из двух слов: одно письмо, два конверта, две тетради, один стакан…
9. «Посчитаем детёнышей».
Дети считают по картинкам или в воображаемых стадах: один поросенок, но шесть поросят и т.д.
10. «Посчитай по порядку». (Согласование порядкового числительного с существительным.)
Предлагаются ряды одинаковых предметов или картинок: первый кубик, второй…; первое письмо, второе… и т.д.
11. «Что на этом месте?» (Согласование существительных в разных падежах.)
- Что на третьем месте? – На третьем месте красное платье.
(Все игрушки или картинки стоят в ряд.)
12. «На каком месте?»
На каком месте клетчатая рубашка (синее платье, белый платок)?
- Клетчатая рубашка на шестом месте. (Тема «Одежда».)
13. «Назови смежные числа». (Согласование с существительным.)
Пять книг – четыре книги и шесть книг.
Местоимение.
1. «Я и мы». (Согласование с глаголом.)
Слово читать: я – читаю, мы – читаем; сидеть: я – сижу, мы – сидим.
Затем дети называют местоимения сами: пишу – я, играем – мы…
2. «Ты – вы».
Вязать – ты…вяжешь, вы…вяжете; вяжешь – ты, вяжете – вы.
Напомнить детям, что слово ВЫ обозначает не только обращение ко многим людям, но и к одному человеку в вежливой форме (к более старшему по возрасту или к незнакомому и др.).
3. «Он – они».
Рисует – он, рисуют – они.
4. «Это кому?» (Изменение личных местоимений по лицам.)
Распределяются игрушки или настоящие предметы (фрукты, конфеты): это – мне, это – тебе, это – ему; затем дети встают по двое: это – вам, это – им, это – нам.
5. «У кого игрушка?»
У меня машинка, у тебя кукла, а у него что? (Третий ребёнок сидит в сторонке.)
6. «Встанем по двое».
У нас альбом, у вас краски, а у них что?
7. «Чьи это вещи?» (Согласование с существительным.)
Называя игрушки или картинки, ребёнок добавляет слова: мой, моя, моё; твой, твоя, твоё; наш, наша, наше; ваш, ваша, ваше.
8. «Замени слово».
Образец: Мама пришла домой. Мама принесла фрукты.
- Как сказать иначе, не повторяя слово мама?
- Она принесла фрукты.
Я построила домик, он деревянный. Я искупала куклу, она пластмассовая. Боря получил письмо, оно от его брата…
Наречие.
1. «Когда это делаем?» (Обозначение временных признаков действия.)
Просыпаемся – утром; работаем, играем – днём; спим – ночью; завтракаем – утром; обедаем – днём; ужинаем – вечером; спим – ночью.
2. «Когда это бывает?»
Образец: Листья опадают – осенью, загораем на пляже – летом, катаемся на санках – зимой. Собираем урожай, занимаемся посадкой овощей на огороде. Катаемся на лодке, на коньках, на лыжах.
3. «Вчера – сегодня – завтра».
Пишет – сегодня, писал (написал) – вчера, напишет (будет писать) – завтра. Работать, выполнять, вязать, шить, помогать…
4. «Сравни как?» (Обозначение образа действия.)
Дети сравнивают два предмета по образу действия, например самолёт и птицу.
- Как они летают?
- Высоко, низко; быстро, медленно.
- Кто выше (ниже)? Кто быстрее?
Птица и насекомое, машина и человек, кошка и черепаха, лошадь и ослик и др.
5. «Скажи наоборот».
Холодно – жарко, твёрдо – мягко, грязно – чисто, хорошо – плохо…
6. «Измени слово».
Я отвечу на вопрос «Какой предмет?», а вы – на вопрос «Как?»
Образец: Карандаш (какой?) хороший, он пишет (как?) хорошо; плохой – плохо, широкий – широко. Красивый, тёплый. Страшный, тонкий, удивительный, замечательный, прекрасный.
7. «Где «сосед»?» (Обозначение пространственных признаков дейсвия.)
На столе расставлены игрушки.
- Где стоит утёнок по отношению к машинке?
- Впереди, сзади, справа, слева?
- Где стоит стул по отношению к столу? (И другие предметы мебели.)
8. «Куда движется?» (Цель та же, с указанием направления.)
Один человек ходит по комнате, ребёнок объясняет направление его движения: пошёл вперёд, повернул направо, теперь – налево, вернулся назад и т.д.
9. «Слушай и выполняй».
Сначала взрослый, а затем сам ребёнок отдаёт приказы и выполняет действия: руки вверх, в стороны, вниз, вперёд, назад.
10. «Поставь на место». (Определение места действия.)
Задание: на столе стоит машинка, нужно указать кубиком или другим предметом место впереди машинки, сзади, справа, слева, сверху, снизу, далеко, близко, высоко, низко.
11. «Найди флажок». (Определение места с указанием направления.)
Обучающий прячет флажок или любой другой предмет; ребёнок начинает его искать, выполняя команды: «иди вперёд, поверни налево, ещё вперёд, посмотри на полку внизу, под третьей сверху книгой найдёшь то, что ищешь».
12. «Что возьмёшь?»
Ребёнок в центре комнаты, с четырёх сторон от него стоят четыре одинаковые коробки с игрушками. Обучающий говорит: «прямо пойдёшь – мяч найдёшь, налево пойдёшь – машинку найдёшь, направо – куклу возьмёшь, повернёшься назад – книжку увидишь. Возьми куклу».
13. «Поработай язычком».
Язык поднять вверх, опустить вниз, повернуть направо (к щеке), налево, высунуть вперёд, убрать назад.
14. «Сравни и объясни». (Сравнительная степень наречий.)
Дети прыгают через скакалку. Кто из них прыгает выше (ниже)? Если бегут, то кто быстрее (медленнее); громче – тише, лучше – хуже, чище – грязнее, дальше – ближе, шире – уже, теплее – холоднее.
Литература
Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить/Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.:Вентана-Графф, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Формы и методы работы по формированию лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников в процессе изодеятельности
дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов...
Развитие понимания и использование логико-грамматических структур языка
Взаимосвязь работы по формированию грамматически правильной речи и формированию пространственных представлений у детей...
Усвоение грамматических форм языка на занятиях по математике
Главная моя задача – вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, адекватно оценивать ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самост...
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и автоматизации звука Ш.
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и автоматизации звука Ш. (подготовительная к школе группа)...
ЕЛ. Берлибо, В.Х. Петренко Дидактический материал по формированию лексико-грамматических категорий языка и связной речи для детей с ОНР-III уровня I год обучения I период
Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь учителям-логопедам в организации речевых занятий,направленных на практическое усвоение лексических, грамматических средств языка и развития навыков св...
Консультация для родителей логопедических групп "Дидактическая игра как средство развития лексических и грамматических форм родного языка"
Уважаемые родители, наша с вами общая задача сформировать у детей грамматически правильную, лексически богатую, фонетически четкую речь, которая должна подготовить ребёнка к обучению в школе. Невнятна...