Заикание
консультация по логопедии на тему
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях периферического речевого аппарата. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaikanie.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №38» города Кызыла
Консультация для родителей
Тема: Заикание
Выполнила: учитель-логопед Хорлуг-оол К.К.
г. Кызыл -2018
Заикание.
Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое судорогами в различных частях периферического речевого аппарата. При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.
Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет.
Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:
а) употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);
б) повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;
в) вынужденные остановки в середине слова, фразы;
г) затруднения перед началом речи.
Причиной появления заикания является ослабленность центральной нервной системы.
Поводы к возникновению заикания могут быть различными:
- Иногда оно возникает после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен.
- Часто заикание возникает после испуга или при длительной психической травматизации – постоянном несправедливом, грубом отношении к ребенку окружающих его людей.
- К заиканию может привести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановка в семье, режима).
- Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.
- Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание.
- Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сферой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук.
В виду того что это дети с ослабленной нервной системой, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правильный общий и речевой режим.
Огромная роль в исправлении речи у заикающегося ребенка принадлежит родителям. От того, как они будут себя вести, во многом зависит, перейдет ли начавшееся заикание в стадию фиксации или, вдруг начавшись, так же быстро закончится.
Общие рекомендации для родителей детей на начальной стадии заиканием:
- Будьте терпеливы, доброжелательны, чаще хвалите ребенка.
- Не допускайте фиксации ребенка на дефекте речи. Необходимо действовать пока он еще не осознает, что говорит не так, как все.
- Наблюдайте за ребенком. В каких ситуациях он говорит без запинок, в каких начинает заикаться. Постарайтесь оградить малыша от травмирующих факторов.
- Избегайте волнующих, эмоциональных ситуаций (даже если это положительные ситуации, в которых ребенок очень бурно радуется)
- Не ругайте, не критикуйте ребенка. Старайтесь организовать его день так, чтобы вам не приходилось его не торопить, одергивать.
- Занимайтесь с ребенком успокаивающими играми: рисуйте, лепите, стройте из песка.
- Полезны занятия музыкой, пением, танцами. Они помогают вырабатывать чувство ритма, снимают напряжение, помогают испытывать чувство покоя и радости.
- Нельзя детям читать много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь сказок, особенно страшных, т.к. это можетвызвать у ребенка чувство постоянного страха.
Не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном;
нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, т.к. в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающихкак в семье, так и в детском саду.
Не следует перегружать ребенка большим количеством впечатлений (кино, чтение, просмотр телепередач и др.) в период выздоровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания; нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т.п.
Говорить сребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.
Помните, что ребенок подражает вашей речи.
Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к малышу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей
В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...
Заикание. Коррекция заикания.
Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....
Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...
Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды
Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...
Заикание. Коррекционная работа при заикании
Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...
Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.
Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...
Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании
Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании 1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не п...