Цикл коррекционно-развивающих занятий
план-конспект занятия по логопедии на тему
Разработка и реализация материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_volshebnom_sadu.doc | 33.5 КБ |
vseh_izlechit_istselit_dobryy_doktor_aybolit.doc | 34 КБ |
vstrecha_s_veselym_povarenkom.doc | 34.5 КБ |
den_rozhdeniya_v_lesu.doc | 35 КБ |
puteshestvie_v_stranu_skazok.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Белочка»)
Конспект логопедического занятие
по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему:
«В волшебном саду»
Подготовила учитель-логопед:
Мустафина Ф.Ш.
г. Пыть - Ях
Программные задачи:
- практическое усвоение способа словообразования и использование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами;
- обогащать, расширять словарь
- развивать память, мышление, речь, зрительное восприятие, двигательные навыки, мелкую моторику;
- воспитывать навыки учебной деятельности, усидчивость
Методы и приемы: беседа, указание, игровой момент, вопросы к детям, показ, похвала, художественное слово.
Словарная работа: яблоня, яблонька, яблочко, яблоко; слива, сливка, груша, грушка, персик, ананасик, бананчик, ананас, банан, виноград, вишня; большой, маленький; веточка, листик.
Оборудование: игра «Угадай, что нарисовал художник»; обводки; материал к дидактической игре «Лото», фланелеграф, картинки для фланелиграфа.
Ход:
I .Организационный момент.
Д/и «Угадай, что нарисовал художник». Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный сад. Попадет туда тот, кто отгадает, какой фрукт нарисовал художник. Молодцы, правильно определили, поэтому все очутились в саду.
II . Основная часть.
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Посмотрите сколько вокруг фруктовых деревьев.
- Что это? (Яблоня) Это дерево большое, а это маленькое деревце, как оно называется? (Яблонька). Правильно ребята, это яблоня, а это яблонька.
На большом дереве растут большие ... (яблоки), а на маленьком деревце растут (яблочки). А это что за дерево? (слива) Назовите маленькое дерево (аналогично рассматриваем плоды: груша, персик, абрикос и образуем существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом).
2.Д/и «скажи ласково».
Ребята, вы ведь помните, что это волшебный сад. А знаете почему? Потому что все предметы здесь маленькие и называть мы их должны ласково. Давайте посмотрим, что же мы видим в саду. Вокруг растут маленькие (деревца). Под деревцами зеленеет зеленая (травка). Около (яблоньки) стоит (скамеечка). А рядом поставили (столик), на котором стоит (вазочка с цветочками). (Последовательно выставляю на фланелеграфе соответствующие картинки). Кто это пришел? (девочка). Она принесла с собою различные предметы. Назовите их, но помните, что мы называем их ласково. Почему? (миска - мисочка, кувшин - кувшинчик, подушка - подушечка, шапка - шапочка, кольцо - колечко, звезда - звездочка)
3.Физминутка
Вот оно яблочко! руки образуют шар
Оно соку сладкого полно
Руку протяни, руки вверх
Яблочко сорви
Стал ветер веточку качать дети раскачиваются
И трудно яблочко достать
Подпрыгну, ручку протяну дети подпрыгивают;
И быстро яблочко сорву! руки вверх.
- Какие предметы называли ласково? (яблочко, веточка, ручка). Какие это предметы? (маленькие) Что сорвали? Ну а сейчас отправимся в детский сад.
4.Развитие мелкой моторики.
Обведите в тетрадях маленькое яблочко и большое яблоко.
5.Работа с индивидуальным наглядным материалом.
Лото «Большой-маленький». У меня большая карта, на ней нарисованы большие предметы, а у вас маленькие карточки с изображением маленьких предметов. У меня лист, а у тебя Наташа? (листочек).
Аналогично заполняется вся карта (картинки: ветка, лист, лимон, апельсин, банан, виноград, вишня, ананас).
III. Заключительная часть.
Были мы сегодня
В волшебном саду.
Урожай хороший
В нынешнем году.
Яблочки - как сахар,
Грушки - словно мед.
На лиловых сливках
Голубой налет.
Что мы делали в саду?
Мне понравилось наше путешествие.
(Поощрение детей)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Белочка»)
Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе
Тема: «Всех излечит, исцелит, Добрый Доктор Айболит»
Подготовила учитель-логопед:
Мустафина Ф.Ш.
г. Пыть - Ях
Программные задачи:
- учить детей образовывать существительные в дательном падеже единственного и множественного числа;
- упражнять в согласовании числительных с существительными;
- обогащать, активизировать словарь по лексической теме;
- упражнять в составлении предложений;
- развивать мышление, восприятие, общую и мелкую моторику;
- воспитывать познавательную активность, инициативность.
Методы и приемы: художественное слово, показ, образец, указание,
беседа, упражнение, поощрение.
Словарь: Африка, лев, тигр, зебра, обезьяна, жираф, слон, черепаха, кенгуру, бегемот, носорог; горб; градусник, горчичники.
Оборудование: предметные, сюжетные картинки, материал для работы по развитию мелкой моторики.
Ход:
I. Организационный момент.
В Африке беда. Заболели звери. На корабле приплыл к ним кто? (доктор Айболит)
Добрый доктор Айболит
Он под деревом сидит
Приходи нему лечиться И корова, и волчица..
Поможем доктору Айболиту лечить зверей.
II. Основная часть.
1. Д/и «Кому поможет Айболит».
(показываю изображения животных в единственном и множественном числе).
Доктор Айболит поможет жирафу (жирафам)
(аналогично: слону - слонам, обезьяне - обезьянам, бегемоту -бегемотам, тигру - тиграм, льву - львам и т.д.)
- Кому Айболит делает укол?
- Кому дает пилюли?
- Кому ставит градусник?
- Кому ставит горчичники? (дети отвечают целыми предложениями)
2.Согласование числительных с существительными.
Посчитайте сколько животных вылечил Айболит (картинки) пять львов,
пять обезьян, пять слонов, трех бегемотов и т.д.
3.Физминутка «Обезьянки»
Лучшие качели
Гибкие лианы.
Это колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается?
Да-да- да!
Тот не огорчается
Никогда.
4. Продолжение работы над темой.
Поиграем в игру «Угадай-ка»
- Кому из животных помогают когти (копыта, длинная шея, сильные лапы, длинный хвост, панцирь, горб, полосатая шкура и прочее)
(дети отвечают полным предложением).
5. Развитие мелкой моторики.
Давайте накормим животных. Подумайте, кто любит ветви деревьев? Соедините прямой линией жирафа и ветки деревьев, так вы накормите животного, (карточки по количеству детей)
- Кому ветки деревьев?
- Кому банан?
- Кому мясо?
III. Итог.
- Где сегодня были?
- Кому помогали?
- Кому доктор Айболит оказал помощь?
- Кому дали банан? Мясо? Листья?
(Поощрение детей)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Белочка»)
Конспект логопедического
по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе занятие на тему:
«Встреча с Веселым Поваренком»
Подготовила учитель-логопед:
Мустафина Ф.Ш.
г. Пыть - Ях
Программные задачи:
- практическое использование в речи приставочных глаголов: наливает, поливает, выливает;
- упражнять в построении простого предложения;
- обогащать словарь по лексической теме;
- развивать память, общую и мелкую моторику;
- воспитывать усидчивость, активность.
Методы и приемы: художественное слово, указание, беседа, игровой прием, показ.
Словарная работа: наливает, поливает, выливает; сыр, масло, колбаса; повар; сок, кофе, чай, какао; борщ, щи, свекольник.
Оборудование: изображение Веселого Поваренка, сюжетные картинки; стакан, графин с водой, обводки лука, лейки.
Ход:
I Организационный момент.
Отгадайте загадку:
Все старается, хлопочет,
Все порадовать нас хочет!
То ватрушкой с творогом,
То слоеным пирожком.
(Повар)
Сегодня у нас в гостях Веселый Поваренок, который поиграет с нами в игру «Кто внимательный?»
Запомните и повторите слова:
- чай, кисель, компот;
- сок, кофе, какао;
- молоко, кефир, кофе;
- борщ, щи, свекольник;
- какао, сок, кисель.
II . Основная часть.
1.Сообщение темы:
Сегодня вместе с Поваренком будем выполнять разные действия и составлять предложения.
2.Составление предложений с приставочными глаголами.
- Что это? (вода)
- Славик, налей воду в стакан. Что делает Славик? (Славик наливает воду)
- Юля, вылей воду. Что делает Юля? (выливает воду)
- Подумайте, дети, одинаковые действия выполнили Славик и Юля? Наливать - это значит во что-то: в стакан, в тарелку ... (в банку, в бидон, в чашку). Выливать - это значит из чего-то: из банки ... (из стакана, из тарелки, из кастрюли).
- Что еще можно наливать?
- Посмотрите на картинку. Что делает девочка?
- Ребята, а что наливает наш повар?
- А если суп прокиснет или чай остынет, их нужно (вылить)?
- Маленькие части слова на -, вы - помогают нам правильно выполнять действия.
3.Развитие мелкой моторики.
Д/и «Доскажи словечко».
Застает плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (лук)
Обведите лук в своей тетради. Назовите его ласково.
4.Продолжение работы над темой:
- Очень любит Поваренок зеленые перышки лука. Чтобы он быстрее рос, его часто поливают. Наташа, возьми лейку, полей лук.
Что делает Наташа?
А какие овощи, растущие на грядке, можно поливать?
В слове мы выделяли маленькую часть по -.
5.Физминутка.
Поможем поваренку наточить нож, чтобы приготовить обед.
Точим нож, точим нож! наклоны
Будет очень он хорош вперед
Будет резать он припасы притопы
Масло, сало, хлеб, колбасы, прыжки
Помидоры, огурцы ... хлопки
Угощайтесь, молодцы. в ладоши
6.Работа над темой.
А теперь, давайте исправим ошибки Поваренка. Он перепутал части слова на, по, вы. Получились разные действия. Мама поливает суп (наливает) Лена выливает лук (поливает) Саша наливает воду в раковину (выливает) Повар наливает прокисший суп в ведро (выливает)
III . Итог.
Сегодня на занятии мы с вами составляли предложения и выполняли разные действия. Назовите, какие действия вы выполняли? Что вы наливали, Что поливали? Выливали?
Поваренок дарит вам призы.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Белочка»)
Конспект логопедического занятия
по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему:
«День рождения в Лесу»
Подготовила учитель-логопед:
Мустафина Ф.Ш.
г. Пыть - Ях
Программные задачи:
- формировать умение употреблять предлоги в, на, под, в простом распространенном предложении;
- уточнить пространственные отношения, выраженные данными предлогами;
- активизировать, уточнить словарь по лексической теме;
- упражнять в назывании детенышей животных;
- развивать мелкую и общую моторику
- воспитывать активность.
Методы и приемы: показ, игровой прием, беседа, поощрение, указание, подсказка.
Словарь: берлога, логово, нора, куст, зайчата, лисята, медвежата, ежата, бельчата, волчата.
Оборудование: материал к Д/и «Кто моя мама», схемы, зайчонок ЗИП, предметные картинки с изображением животных и их жилищ; изображение стола, угощений.
Ход
I. Организационный момент.
Зайчонок пригласил нас на день рождения своей мамы - зайчихи. Собираемся в дорогу.
Сели на поезд поехали:
Чу-чу- чу, чу-чу- чу,
Всех до леса докачу.
II. Основная часть.
1. Работа со схемами.
Вот мы и оказались в лесу. А вот и зайчиха с зайчонком встречают нас. Но почему они такие хмурые, грустные? Оказывается, они не успели пригласить на праздник жителей леса. Давайте отыщем в лесу зверюшек, а в этом нам поможет карта, на которой изображено, где живут животные.
Подумайте, что обозначает первая схема (что зверь живет внутри, в своем домике), вторая схема (под), третья (на).
2.Составление предложений с предлогами.
Правильно решили, скажите, где живет белка? Лиса? Волк? Медведь?
Белка живет в дупле (лиса в норе, волк в логове, медведь в берлоге)
Где спрятался заяц? (под кустом) Где мы найдем дупло? (на дереве)
3.Называние детенышей животных, употребление предлога с.
Ну а теперь пойдем за зверюшками.
- Вот дерево. Что на дереве? Кто живет в дупле? Назовите детенышей белки (бельчата)
Кого пригласили на день рождения? Белку с бельчатами.
- Что это (куст) Кто сидит под кустом? Назовите детенышей зайчихи? Кого позвали? Зайчиху с зайчатами.
(аналогично медведь - медвежата, лиса - лисята, волк - волчата, еж - ежата)
4.Употребление предлогов, продолжение работы.
Мама Зипа накрыла на стол.
Что вы видите на столе, для кого это угощение?
На столе морковка для зайцев.
На столе мед для медведей
(аналогично: рыба для лис, орехи для белок, грибы для ежей)
5.Физминутка.
Зайчик Зил предлагает поиграть с ним в чехарду.
Скок - поскок, скок - поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки подтянись!
Лапки ставим на бочек, на носочках скок - скок - скок.
А затем вприсядку, чтоб не мерзли лапки.
(дети имитируют движение)
6.Продолжение работы над темой.
Играем в прятки. Где спрятался мишка (под столом), где спрятался еж (в норе), где спряталась белка (на дереве), где спрятался зайчик (под кустом), а где лисичка (в норе).
7.Развитие мелкой моторики.
Зайчиха спряталась под сосной, покажи где.
Скачет зайка косой
Под высокой сосной
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
(Указательный и средний палец правой руки вытянуты, остальные выпрямлены и соединены. На вторую строчку - ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку -указательный и средний палец левой руки вытянуты, остальные выпрямить и соединить).
III. Итог.
Нам пора в детский сад. Вспомните, где живут дикие животные? Назовите их жилища. Кто приходил на день рождения?
(поощрение детей)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
(МДОАУ д/с «Белочка»)
Конспект логопедического занятие на тему:
«Путешествие в страну сказок».
Подготовила учитель-логопед:
Мустафина Ф.Ш.
г. Пыть - Ях
Тема: «Путешествие в страну сказок».
( по сказкам К. И. Чуковского ).
Цели:
Коррекционно – развивающие: развивать диафрагмальное дыхание, внимание, связную речь, артикуляционную, общую и мелкую моторику, слуховое восприятие, активизировать употребление прилагательных.
Коррекционно – образовательные: формировать навыки фонематического анализа, учить осознавать эмоции.
Коррекционно – воспитательные: формировать желание активно работать на занятиях, умение взаимодействовать в коллективе, сопереживать героям и помогать.
Материал: книги сказок К. И. Чуковского, бабочки, карточки с изображением эмоциональных состояний, изображения мухи – цокотухи, торта, лимона, конфет, зверей, посуды.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Дети стоят в кругу.
- Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, как весеннее солнышко. Чувствуете, как от добрых слов нам стало тепло, уютно и тепло?
Игра «Закончи предложение». ( лимон – это …фрукт и т. д.).
- Вводная беседа.
- Вы уже знаете много сказок. И сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки. Они рассказывают нам о небывалом, чудесном, волшебном. Сказки бывают народными и авторскими.
- Как вы думаете, почему сказки называют народными? ( придумал и сочинил народ).
- А авторские? (придумал и сочинил один человек – автор).
- И сегодня мы с вами вспомним сказки автора К. И. Чуковского.
3. Формирование направленного длительного выдоха.
- Сейчас нам Дима Б. прочитает отрывок из сказки, а вы попробуйте отгадать название сказки. ( «Путаница»).
- Кто в этой сказке потушил море? (бабочка).
Проводится игра «Чья бабочка улетит дальше?».
- Звуко – буквенный анализ слов.
- Артем Б. прочитает нам отрывок из другой сказки, а вы отгадайте сказку.
( «Айболит»).
- Айболит приготовил вам трудное задание. Он хочет проверить ваше зрение, внимание и слух.
- Составим схемы слов животных, которые лечились у Айболита.
Жук, корова, лиса.
- Физминутка
Упражнение «Весна».
Кап – кап капала сосулька,
На реке трескается лед, и льдинки стучат друг о друга.
На опушке стоит береза.
На березе набухают и лопаются почки.
Звери за зиму похудели.
За лето звери потолстеют.
- Проговаривание чистоговорок с разной интонацией.
- Угадываем название еще одной сказки К. И. Чуковского.
( «Мойдодыр»).
А – а – а – мыться мне пора ( испуганно)
У – у – у – от мойдодыра убегу (зло)
О – о – о – чистое лицо (радостно).
- Активизация словаря прилагательных.
- В этой сказке праздник! Сколько здесь гостей! Кто – то здесь именинник?
( «Муха – цокотуха»)
- В гости ходят с подарками. Давайте составим как можно больше слов о наших подарках.
Торт – сладкий, круглый и т. д.
Лимон - …
Конфеты - …
- Отправим наши подарки поездом, поселим их в вагоны. Для этого разделим слова на слоги.
- Кроме того, имениннице принято говорить комплименты. Ласково назовем ее и части ее тела. (Муха, у тебя не лапы, а лапки. И т. д.)
8. Развитие связной речи. Составление рассказа – описания.
- А эту сказку вы узнаете по иллюстрации из книжки ( «Тараканище»).
- Помните, как звери испугались маленького таракана?
- Кто же победил таракана, не побоявшись его усов? ( Воробей).
- А сейчас мы поиграем. Выходит один ребенок, берет карточку, рассказывает про животное, которое изображено на ней, но не называя это животное. Показывать картинку можно после того, как дети угадают животное. (Белка, лось, медведь).
- А чтобы звери не боялись и чувствовали себя уверенно, давайте назовем их грозно.
Не волк – а волчище и т. д.
9.Развитие мелкой моторики рук.
- Ой, смотрите, к нам еще в гости пришла одна сказка.
Чтение отрывка из « Федорино горе».
- Поможем Федоре привести в порядок посуду. У вас на листах кто – то начал рисовать посуду, но не успел довести дело до конца. Расскажите, чего не хватает на рисунке.
По пунктирам дети обводят крышку и носик чайника. Выполняют штриховку горизонтальными и вертикальными линиями.
10.Итог.
- Во всех сказках зло наказывается, а добро побеждает.- Вы были сегодня находчивые, смелые и умные, справились со всеми заданиями. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл коррекционно-развивающих занятий "Играем и учимся"
Занятия для детей 6-7 лет направлены на комплексную подготовку детей к школе. В игровой форме у детей развивается память, внимание, мышление, воображение речь. Соревновательный компонент способствует ...
Цикл коррекционно-развивающих занятий для дошкольников "Вундеркинд"
Занятия направлены на работу с вниманием, памятью, воображением, сенсорным восприятием, зрительно-моторной координацией, речью, мышлением. Цикл состоит из 21 занятия....
Цикл коррекционно-развивающих заданий (игр, упражнений) для социально-личностного развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи) 4 – 5 лет.
Цикл коррекционно-развивающих заданий (игр, упражнений) для социально-личностного развития детей с ОНР (общее недоразвитие речи) 4 – 5 лет....
Цикл коррекционно-развивающих занятий для старших дошкольников «Мир детских эмоций»
Знакомство детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния....
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...
Цикл коррекционно-развивающих занятий «Готовимся к школе»
Коррекция и развитие компонентов познавательной деятельности, необходимых для успешного обучения в школе: межполушарного взаимодействия, внимания, аналитического мышления и речи, зрит...